Один из самых пессимистичных прогнозов на оптимизацию здравоохранения - у Ассоциации медицинских сообществ по качеству (АСМОК). Согласно недавнему докладу АСМОК, если сокращение российских больниц продолжится, то «общий коэффициент смертности населения может вырасти с 13,1 в 2013 году до 13,9 в 2017-м – это 526 000 дополнительных смертей».
Чтобы не попасть в это «дополнительное» число, в наступающем году пациентам придется больше верить собственным глазам и ушам, чем обещаниям чиновников. И чтобы сохранить жизнь, вовремя получив качественную медпомощь – отстаивать свои права очень настойчиво, всеми законными способами.
С одной стороны, государство гарантирует бесплатную медпомощь по полису ОМС (обследование – не позднее 10 дней, плановая операция – в течение 30 дней), с другой – в поликлиниках очереди и попробуй получи талончик на обследование, операцию в установленный законом срок.
Что же делать?
Можно согласиться на платное медобслуживание. А можно добиваться положенной по ОМС бесплатной медпомощи: через напоминание главврачу о том, что таковую гарантирует правительство РФ (не так уж редко подобные напоминания действуют).
Не пойдет навстречу главврач – обратиться с жалобой на отказ в медпомощи в прокуратуру, Росздравнадзор, страховые медицинские организации.
Почти вся бесплатная медпомощь с нового года – в системе ОМС. На полисах ОМС обязательно есть телефон компании, которая его выдала – туда и следует позвонить. В страховых медицинских компаниях (в Омске это «РГС-Медицина», «РОСНО-МС» и «АСКО-Забота») работают целые отделы экспертов, которые совершенно бесплатно проверят качество оказанной медпомощи или законность в ее отказе. За дефекты, отказ в медпомощи в установленный законом срок на поликлиники, больницы накладываются штрафы и, что особенно неприятно для медучреждений – они могут лишиться части финансирования. Поэтому многие жалобы пациентов до сих пор разрешались простым звонком эксперта в медучреждение – максимально оперативно.
Понятно, что иногда пациенты просто не в состоянии добиваться бесплатной медпомощи – когда человек болен, на это не остается ни моральных, ни физических сил. Тогда рекомендация следующая: получить талон или направление на операцию на срок, который назначит медучреждение. Затем, если не прошли обследование (не попали на плановую операцию) в течение предельных сроков (установленных терр.программой госгарантий) – пройдите (сделайте операцию) платно, сохраните чеки. А выздоровев и набравшись сил, предъявите их главврачу с требованием об оплате. Если тот не захочет потерять более крупную сумму, то перечислит деньги на ваш счет. Такой порядок проверен клиентами Центра медицинского права не единожды и является наиболее эффективным.
И сейчас, и особенно в новом году пациенты должны понимать: далеко не всегда в происходящем виноваты врачи. Тарифы медпомощи по ОМС бывают занижены в несколько раз, то есть за оказанную услугу больница получает лишь половину или даже треть от ее реальной стоимости. А раз финансирования не хватает, главвврачи-бюджетники мотивируют своих подчиненных на оказание платных услуг. Осознавая это, настаивать на получении положенной бесплатной медпомощи нужно настойчиво, но максимально спокойно – уж лучше поберечь нервы и себе, и врачам.