На проекте, имевшем огромное социально-экономическое значение для жизни омичей, поставлен крест. В 2015 году в Омске начнутся работы по консервации тоннелей метрополитена.
И все-таки мне жаль омского метро. Как обывателю мне непонятно, почему проект, сопоставимый со стоимостью строительства Красногорского гидроузла, останавливается, в то время как гидроузел собираются достраивать. Полезность гидроузла является крайне спорной, о полезности метро споров нет. Якобы эксплуатация метрополитена будет убыточной. Конечно, пока будут работать две станции, это будет в убыток, а денег на постройку других станций (только первая очередь предполагала, что их будет пять) взять негде. Но даже в этом случае о полезности метро никто не спорит. Что ж, далее поговорим об этом с точки зрения экономиста.
Стоимость консервации тоннелей обойдется в 600 млн руб. Плюс каждый год поддержки этой консервации обойдется еще минимум в 20 млн руб. – это официально озвученные данные. За 1992-2010 гг. объем вложенных средств составил порядка 9 млрд руб., еще 1 млрд руб. был выделен Центром в 2014 г. Потрясающе. Реконструкция ул. Валиханова с убогим переходом обошлась в более чем 10% от затрат на омский метрополитен. А сейчас хотят примерно так же отреставрировать ул. Ленина.
Вряд ли на строительстве метро в Омске было очень много украдено. На эти деньги построено около 3 км тоннелей, а заодно – мост длиной в 2 км. Стоимость строительства 1 км в Москве сейчас порядка 4 млрд руб. Конечно, это «средняя температура по больнице», и лучше бы сравнить с новосибирскими цифрами, но последних у меня нет. И конечно, стоимость строительства может сильно различаться в зависимости от проекта, технологий, грунтов. Но если усреднить, получится, что в Омске 1 км метро обходился около 2 млрд руб. Первая очередь составляла 7 км, так что для достройки нужно всего-то 4 млрд. Если не консервировать, а строить, то останется найти примерно 3 млрд руб. Где их взять, если не рассчитывать на средства федерального центра?
Ну, 1 млрд руб. – прямо перед глазами. Не нужно еще одной Валиханова на ул. Ленина, нужно договариваться с «Газпромом» о помощи, хотя бы необыкновенным способом переименования столь дорогой сердцу Леонида Полежаева станции метро «Соборная» в станцию, к примеру, «Им. Миллера». Но главный источник средств, конечно, в другом месте. По приказу Минфина №383 от 31.10.2014 норматив формирования расходов на содержание органов государственной власти Омской области на 2015 год – 5% от расходной части бюджета (для Новосибирской области, как и для Алтайского края, – 3,1%). Легко посчитать, что на «себя любимое» омское начальство тратит около 3,7 млрд руб., причем существенная доля (более 20%) приходится на содержание и эксплуатацию зданий, в которых сидят чиновники и депутаты. Выход очевиден – надо переселить правительство Омской области вместе с губернатором и депутатами в тоннели омского метрополитена, а высвободившийся комплекс зданий сдать в аренду коммерческим структурам. Заодно под землю нужно отправить и ведомство главного архитектора Омска Анатолия Тиля, а если денег будет не хватать – всю мэрию целиком. При этом переселять всех их надо в старые тоннели на перегоне «Туполевская» – «Рабочая», а не к библиотеке им. Пушкина.
Уверен, что после этого мероприятия строительство метрополитена пойдет в Омске ударными темпами, и к 100-летию Октября первая очередь будет запущена, а к 2020 году можно будет добраться на метро и до железнодорожного вокзала. Вот тогда омская власть может вернуться на свое привычное географическое место, заслужив одобрение и любовь омичей.
Станция «Библиотека им. Пушкина», экскурсия для школьников, 2011 г.
«Бизнес-курс» №12 от 8.04.2015 г.