Новости. Омск

Игорь Коновалов: «Почему я поддержал владельцев на Любинском»

Дискуссия о концепции благоустройства Любинского проспекта продолжается. От поверхностного наскока стали переходить к более глубоким смыслам. Стали задумываться, какие задачи должно решать благоустройство, реализации каких потребностей отвечать. И какие вообще потребности могут реализовываться в этом пространстве.

Выяснили, что потребности и интерес можно разделить на группы, но реализуются они в совокупности. Первая группа потребностей — «потребительские». Это приобретение товаров и услуг. Вторая группа — условно назовем «коммуникационные». Это встречи, общение, досуг, информация. Третья группа — условно назовем «духовные». Это прикосновение к живой истории. Сразу оговорюсь, что не я автор этих соображений.

Но за товарами и услугами не обязательно приезжать на Любинский. Есть много других магазинов, больших и удобных. Общаться тоже можно в других местах. Чтобы прикоснуться к истории, можно пойти в музей. т.е. взятые по отдельности эти потребности не создают особой значимости Любинского проспекта, значит, его привлекательность — в совокупности этих потребностей. Поэтому они должны находиться в разумном балансе, который позволит наиболее полно задействовать потенциал этого пространства в интересах общества.

Свою роль в поиск этого баланса могут и хотят внести владельцы зданий на Любинском. Первое, в чем я их поддержал — в их праве высказать свое мнение и быть услышанными. В своей реставрационной практике мне довелось прикладывать руки практически ко всем домам на Любинском, я знаю почти всех владельцев. Большинство из них вкладывают большие средства в реставрацию зданий, причем многие делают больше, чем от них требуют формально. Они обогащают это пространство скульптурой, малыми архитектурными формами, делают это искренне и бескорыстно, неся при этом большие затраты. Такой ход говорит о социальной ответственности бизнеса.

Раз уж государство сочло возможным отдать памятники в частные руки и сняло с себя заботу об их содержании, то частные владельцы не могут содержать их в убыток. «Газпром» может сделать единовременное вложение средств, но он не будет содержать здания. До сих пор общественные обсуждения учитывали все, кроме главного — ключевым элементом общественного пространства на Любинском проспекте является историческая среда. Как я уже говорил, любые другие элементы могут существовать и в другом месте, и только наличие исторической среды создает особую привлекательность этого пространства. Среда формируется в первую очередь зданиями, памятниками, у которых есть собственники, имеющие обязательства и интересы. Если они выполняют обязательства, то вправе рассчитывать, что будут учтены их интересы, которые создают условия для выполнения обязательств. Интересы владельцев не противоречат интересам других граждан. Здания используются не для личных нужд владельцев. Они заинтересованы, чтобы люди приходили туда. Чем разнообразнее будет использование памятников, тем более широкий круг омичей посетит проспект. Нельзя замыкаться на дорогих бутиках, хотя и они должны быть, здесь вспоминается девиз именитых купцов «У нас не дешевле, у нас лучше». Но нужны и художественные галереи, мастерские ремесленников, студии, они создадут, как сейчас модно говорить, креативное пространство. Нужны предприятия общественного питания, на любой вкус и достаток. Нужны и обыкновенные магазины. Сейчас на Любинском не осталось ни одной аптеки, зато 2 книжных магазина, 3 обувных, 3 ювелирных, около 10 магазинов модной одежды. Но постепенно появляются сувенирные и ремесленные лавки...

Чтобы Любинский проспект был максимально привлекателен, он должен быть максимально доступен для всех способов передвижения. Кто-то приходит пешком, кто-то приезжает на велосипеде, кто-то — на общественном транспорте, кто-то — на личном, и всем должно быть удобно.

Но возник камень преткновения: куда девать личный транспорт? Здесь диалога между общественностью и бизнесом пока не получилось, а власть вместо выполнения своей прямой обязанности по поиску баланса интересов и организации диалога стала метаться из стороны в сторону. Эта ситуация говорит о проблемах общества в целом, когда нет взаимопонимания и доверия. Можно долго говорить о причинах ситуации, но от этого она не изменится. Нужно искать выход.
Главным предметом споров стали парковки на Любинском вдоль дороги. Общественники решили, что владельцы преследуют исключительно корыстные интересы и что гражданам это не нужно, что владельцы хотят эти парковки для себя лично и следить за их состоянием не будут.

Владельцы удивляются таким выводам. Во-первых, упускают еще один способ прибытия — это подвоз, когда людей подвозят на такси или личном транспорте. Он останавливается для посадки-высадки и, не паркуясь, сразу уезжает. Сейчас на Любинском запрещена остановка. Весь транспортный поток, идущий по улице, — транзитный. Я сам часто сталкиваюсь с ситуацией, когда меня подвозят на Любинский, но если я говорю, что мне нужно в конкретный дом, мне отвечают, что могут высадить меня только в начале или конце улицы с заездом на парковку. В результате приходится идти пешком 300 метров до нужного дома, а машина вместо остановки на несколько секунд совершает маневр на несколько минут, создавая помехи на парковке.

Проектировщики, представляя свою концепцию на градсовете, тоже говорили о кратковременной остановке для посадки-высадки, но их не услышали. Владельцы также говорят, что они заинтересованы именно в местах для остановки (а не парковки) вдоль дороги. Они прекрасно понимают, что эти места не решат проблему долговременной парковки. Кто приезжает на целый день, тот не поленится пройти с Бударина или другой парковки. А тот, кто заехал на 5-10 минут, только парковаться на Бударина будет дольше. Владельцы магазинов сами никогда не займут эти места. Они же не отгоняют покупателей от магазинов, зачем им занимать места для покупателей на остановке, им это невыгодно. Более того, они заинтересованы, чтобы транспорт на остановке не застаивался, чтобы всегда были свободные места, им это тоже выгодно. Они готовы установить оборудование, которое будет следить за временем остановки, и обслуживать его. Они понимают, что иначе эти остановки займут на целый день, например, преподаватели и студенты мединститута. Если владельцы готовы это сделать, почему не дать им попробовать?

Возможность остановки на Любинском даст новые возможности для развития исторического предназначения торговой улицы.

Мой разговор с владельцами на эту тему начался с того, что меня пригласили рассказать, как исторически было организовано благоустройство и торговля на улице и можно ли было раньше останавливаться. Я должен был честно признаться, что впервые проезжую часть отделили от тротуара газоном только в 50-е годы. До этого они разделялись водосточной канавой, которая существовала с основания улицы в 70-х годах 19 в. Через водосточную канаву было переброшено множество мостков к каждой подворотне и к двери каждой лавки. Проезжая часть была шире. Везде можно было останавливаться. На старых фото на проспекте везде стоят телеги и кареты, а позже автомобили.

В начале 20 в. на Любинском высадили деревья. Они были заботливо огорожены, правда, потом исчезли. В конце 19 в. на проспекте появилась первая в городе каменная мостовая на всю ширину улицы, а в 1947 г. — первый асфальт. Тротуар западной стороны был выше проезжей части, восточной — на уровне с дорогой. «Языка» на углу у гостиницы не было. За узким тротуаром была стоянка.

В 50-е годы на газоне, созданном за счет сужения проезжей части, вновь появились деревья. Смелые энтузиасты озеленения даже высаживали пальмы на ул. Ленина. Их запечатлели фотографии, но в ближайшую зиму они вымерзли, сибирскую природу не обманешь. Зато хорошо прижились шаровидные ивы, которые не сильно заслоняют здания, но создают хорошую тень. В 70-е годы бОльшую часть газона заложили тротуарной плиткой, в 80-е построили подпорную стенку с клумбами, чтобы уже наверняка нельзя было остановиться.

Сейчас полоса между дорогой и тротуаром используется неэффективно. На ней есть деревья, клумбы, но бОльшая часть заложена плиткой, на ней стоит несколько скамеек, но сидеть на них неуютно из-за шума проносящегося транспорта. Если отдать эти места под остановочные карманы, то мы ничего не потеряем в озеленении, в ширине тротуара и проезжей части. Часть подпорной стенки тогда надо будет перестроить, но технически она давно нуждается в реконструкции.

Мои мысли не нашли понимания у активистов ВООПиК во главе с председателем А.М. Каримовым. Официальная позиция общества состоит в том, чтобы ничего не менять. Поэтому я поддержал владельцев не от имени ВООПиК, а от себя лично. Понятно, что все, кто состоит в нашей организации, имеют консервативное мышление, и я в том числе. Но в данном случае речь не идет об уничтожении или искажении памятников, об изменении их первоначального назначения и смысла. Речь идет о развитии исторической функции ансамбля. Более того, само развитие исторически обосновано.

Я против того, чтобы весь Любинский закатали в асфальт. Да и владельцы не настаивают на безусловном приоритете своих интересов. Они просто хотят, чтобы их учли в общем балансе. Они не меньше других заинтересованы в привлекательности этого пространства.

Я не настаиваю на своей правоте. Правильность решений покажет время. Сейчас оно показывает, что решения 80-х годов уже не отвечают всем современным потребностям. Принимая решения сейчас, мы тоже не можем знать, как пойдет развитие. Поэтому есть смысл делать то, что актуально сейчас и поправимо в будущем. Может быть, в будущем концепция улицы будет кардинально пересмотрена и она станет пешеходной, или будет реализована давнишняя идея заглубить проезжую часть в выемку или даже построить тоннель и объединить зеленую зону на Музейной с площадью Дзержинского, или пустить на Любинском трамвай. Уточняю, что идеи не мои. Но сейчас 2015 г., на будущий год — юбилей города. Сейчас отказаться от дороги нельзя. Если просто поменять бетонную плитку на гранитную, то что изменится для омичей? Я убежден, что любая реконструкция оправдана, если она создает новые возможности, новое качество среды. Кто-то из великих сказал: «Лучше пожалеть о сделанном, чем о несделанном». Тем более что речь не идет о принципиальных жертвах. Если мы не будем пробовать нового, то не будет развития.

Грустно то, что парковки стали главной темой обсуждения. Это лишь один из функциональных моментов. Для меня гораздо важнее возрождение исторических смыслов в пространстве Любинского проспекта. Я писал об этом не раз. Остановочные карманы могут появляться и исчезать, не оставляя памяти. А память о выдающихся людях и событиях должна оставаться.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
null16.04.2015 08:36:11
Коновалову платят владельцы зданий на Ленина, поэтому он их и поддерживает.


И вот непонятно, или собственники зданий откровенно заблуждаются или целенаправленно хотят убить улицу.
Вот как в здравом уме можно думать, что полное отсутствие озеленения (как того требует Жериков и прочие неадекваты) и сужение тротуара для парковки привлечёт на улицу людей? Да наоборот, никто не захочет идти в эти каменные джунгли!
0
0
Ильич16.04.2015 08:53:39
Была торговая улица коноваловы боролись чтобы стал
исторический центр, омский арбат, пешеходная зона.
Умерла улица - теперь давайте парковки, остановки.
Вся жизнь борьба???
По теме припарковаться спокойно можно на Бударина.
0
0
Георгий16.04.2015 09:30:31
При всём уважении к Игорю Коновалову его мнение не может быть адекватным: он находится в прямой денежной зависимости от собственников зданий.
Коновалов - слабый человек, зависимый. Игорь Коновалов не может выразить своего мнения, ибо тот же Жериков сразу перестанет ему платить. Только сильный человек может сказать своё мнение, не боясь потерять источник дохода. Мне классного историка Игоря Коновалова даже жаль.
0
0
Зоркий сокол16.04.2015 09:33:37
Уважаю Коновалова за придерживание выбранного курса: уж продался, так продался. Пристройку на Либкнехта мы уж забывать стали, но теперь люди новую денежку платят - что б не заступиться?
Вот лично я автовладелец, и 2-3 раза в месяц посещаю магазины и общепит на Ленина (на самом деле так - не ради комментария))). Паркуюсь всегда со стороны Бударина (за "Бивиторе" или на разворотной) и не вижу в этом никакой проблемы. Там бы прибраться, асфальту добавить, проходы на Ленина благоустроить (как у Ильченко) - и нет смысла городить парковки на Ленина! А кому интересно, что будет с трафиком на Ленина после появления парковок - посмотрите, что происходит у "Топаза". Там относительно некритично, т.к. Маркса поширше будет, а вот для Ленина парковки - затор гарантированный, ещё больший, чем сейчас бывает от Драмтеатра.
С чем можно согласиться, что сегодня тротуар используется нерационально - но это и не повод городить стоянки! Ещё раз - это мнение мое - автомобилиста. Но переживающего за эту Омскую улицу (в отличие от некоторых...)
0
0
Омич16.04.2015 10:34:03
Там нужна остановка общественного транспорта, где-то в районе дома 19, а может и по центру. Парковки не делать, но тротуар должен быть уже не таким как сейчас. А еще трамвай бы там вписался.
0
0
Участник Воркшопа16.04.2015 10:38:16
Кстати, Никита Петрович Шалмин убедительно доказал, почему парковки на Любинском проспекте - это, мягко говоря, неудачное решение. Всё дело в разной высотной отметке тротуара и проезжей части. По его словам, разница иногда достигает метра, а понижать уровень проезжей части нецелесообразно из-за особенностей подземных коммуникаций - подземного пешеходного перехода и Юбилейного моста, на который нужно выполнить плавный подъём. Если оставить уровни тротуаров как есть, то нужно будет строить подиумы для выхода пассажиров, которые тоже будут приподняты и оборудованы ступеньками. Представьте это, а теперь представьте как состоятельный человек в лакированных ботинках будет прыгать по этим ступенькам, чтобы зайти в один магазин.
0
0
Омич16.04.2015 11:00:47
И потом , подъезжающий на 10 минут , никак не разрешит проблемы владельцев бизнесов на улице Ленина
Это не та улица , куда просто заскакивают - это исторический центр города
0
0
Галина16.04.2015 11:01:46
>> Кто приезжает на целый день, тот не поленится пройти с Бударина или другой парковки.

Дальше можно не читать.
0
0
marina16.04.2015 11:52:24
на бударина будет своя группа бизнесменов-застройщиков)) и место для парковки им тоже понадобится ))))
0
0
Собственник16.04.2015 12:24:58
Очень детско-безграмотные комментарии. Очень итересно: кого общественники приняли за учёных и урбанистов? Смех сквозь... общественную необразованность.
0
0
Иван16.04.2015 13:45:08
Вот великая проблема пройти 300 метров, не надорвались??? Или надо на таксо прямо к подъезду? Там вокруг полно парковок и в любое время не проблема оставить машину и спокойно дойти до места))))
0
0
омич16.04.2015 21:22:01
Любинский проспект должен стать спокойным и привлекательным центром для омичей и гостей нашего города. На мой взгляд на Любинском должны находится: книжный магазин с омской и сибирской тематикой, многочисленные кафе, бары, ресторан, аптека, турагенста, небольшой кинотеатр и театр, музей, обувной взрослый и детский магазины, одежды и сувениров магазины, фото салоны, выстовочные залы, то есть, должно быть то, что нет в других местах города, это будет привлекать. Тогда омичи и гости города на Любинский пойдут. Естественно не должно быть никаких парковок и многочисленного автотранспорта. Любинский проспект, по протяженностью не большой, поэтому любой омич и гость города может тихо и спокойно пешочком по нему прогуляться. Если будут парковки и много автотранспорта, получится бардак, а бардак всегда отталкивает людей.
0
0
киви16.04.2015 21:58:50
Как раз отдельные владельцы настаивают на приоритете своих интересов. Причем орут, стенают и сокрушаются так, словно это их собственноручные парковки злой Газпром с неграмотными общественниками отнимают. Господа, дЕлите шкуру неубитого медведя.
0
0
гость 216.04.2015 22:28:39
Все исторические здания на любинском должны быть возвращены городу, а тех, кто их кому-то за копейки продал, привлечены к уголовной ответственности.
0
0
Я17.04.2015 00:36:32
Более - менее адекватная точка зрения. Парковки необходимы, без парковок улице скоро придет конец, окончательный и безповоротный. Вопрос исключительно коммерческий: сейчас больше половины помещений пустуют, выставлены на продажу или аренду. Если ситуация не измениться, то на какие средства люди будут содержать данные здания? А без парковок ситуация не измениться НИКОГДА. Все очень просто.
0
0
рррр17.04.2015 02:15:02
ГЛУПОСТЬ НЕСУСВЕТНАЯ С ПАРКОВКАМИ. Очень странно слышать это от историка. В хорошие, интересные магазины, заведения люди будут приходить без всяких парковок. Можно подумать: " Ой! А там нет парковки!? Ну тогда я туда не пойду!"
0
0
Юрий17.04.2015 09:56:39
Торговый комплекс "Флагман" со схожим набором торговых точек окружён парковками, но людей там нет и бизнес загибается.
Так и на Ленина парковки не спасут бизнес, а улицу изуродуют.
Парковки на Ленина НЕ НУЖНЫ!
0
0
marina17.04.2015 11:32:32
не нужны парковки, и так на улицах проталкиваемся через строй немытых авто, каждый старается поближе подъехать, чтобы, не дай Бог, лишних метров не пройти, уже скоро ноги тоньше рук станут
0
0
киви17.04.2015 11:36:38
Омич - на кой там остановка ОТ, который там не ходит?? Только 73,64,49,и 8.
Грустно, что владельцы искренне заблуждаются и хватаются за призрачные парковки как за соломинку.
Насчет Флагмана - правда. Парковки есть, народу мало. То же касается ТЦ, Айсберга и многих других. В Триумфе много народа только в продуктовом.
0
0
умная курица17.04.2015 11:43:23
"Грустно, что парковки стали основной темой" Воркшопа. А чего ожидалось?
Что предприниматели с умным видом будут внимать высоким постулатам ведущей?
Пока они не получат однозначный ответ на один, страшно интересующий их вопрос - ничему внимать не в состоянии.
Если парковкам точно "нет" - будут выстраивать другую стратегию осады. Или продадут здания.
Я также против заездов в проезды из дворов домов 16-14, 9 и 11-13. Из-за радиуса обзора придется все-таки ломать значительную длину подпорных стенок с газонами и лавками. И как выедет машина - задом? Развернуться же посреди тротуара нельзя.
0
0
45618.04.2015 18:59:45
да нормальный магаз с низкоценами, фермерские продукты, комиссионка, букинистика, или омские продукты. Сквозной, чтоб в один конец зашел с другого вышел, вот и пойдет народ. Раньше же таскались через весь город - в кулинарию на углу, в омский бекон, в Колос, в фототовары, в Книжный..
0
0
Александер23.04.2015 07:38:00
этому дяде с бородой верить нельзя. продался золотому тельцу.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru