Как я обещал некоторое время назад в своем комментарии, как только начнется практическая работа по реализации проекта ОАО «Газпром» по реконструкции улицы Ленина к 300-летию города Омска, я познакомлю посетителей сайта с основными вопросами, и мы дадим возможность читателям высказать свое мнение, чтобы можно было учесть оценки интернет-аудитории. Как и по плану капремонта, обещаю дать ответы по сути деловых предложений и что возможно - вынести на обсуждение рабочей группы.
Как обычно, когда нам реально нужно узнать мнение общественности, я прошу не писать комментарии три категории гостей сайта:
- тех, кто считает вообще неуместной данную работу, в том числе, кто полагает, что нужно делать не улицу Ленина (я и сам так считаю, но решение уже принято, деньги выделены - чего тратить время на пустой треп);
- тех, кто путает обсуждение облика улицы Ленина с выборами, так как я заметил, что часть политически озабоченных гостей сайта из любой темы выруливает на выборы;
- узкую группу дурачков, которые вообще пишут не по теме.
Прошу модераторов удалять идиотские комментарии, так как ценю свое время и время серьезных читателей.
Напомню, что по поручению Губернатора Омской области я участвую в рабочей группе по данному вопросу.
Во-первых, в отличие от Валиханова, все делается публично. Считаю, что технология обсуждения вопросов отстроена верно: имеется экспертная группа при департаменте архитектуры и градостроительства, где преобладают архитекторы, а ее предложения утверждаются рабочей группой под руководством первого заместителя Мэра города Омска А.А. Поповцева, и в рабочей группе уже преобладают чиновники.
Потому и обсуждение на экспертном совете и в рабочей группе идет по-разному. В заседаниях экспертного совета участвует цвет омской архитектуры: академик А.Каримов, председатель областного Союза архитекторов В.Проскурнин, проектировщик планировки исторического центра города Б.Мрыглод, ведущие именитые архитекторы А.Бегун, Н.Шалмин, дизайнер И.Вахитов и другие, а также руководители ДАГ – А.Тиль, который объективно имеет большой опыт градостроительного проектирования и из своего опыта высказывает интереснее предложения, и С.Г. Шевченко, выступающая модератором. Видно, что все эти люди заинтересованы, выступают от души. За основу для обсуждения, естественно, берутся предложения проектировщика ООО «Идеал-Строй», именно их и будем сегодня обсуждать, так как многие из них представляются спорными.
На рабочей группе чиновники, естественно, говорят тише, меньше и отвечают каждый за свой участок работы.
Во-вторых, мы четко дали понять представителям подрядчика – юридически заказчики работ – область, и последнее слово будет за заказчиком, хотя некоторым непривычным к брутальным сибирским аборигенам гражданам это очень не нравится.
В-третьих, давайте теперь настроимся позитивно, поскольку чего ни говори – а два миллиарда рублей на дороге не валяются, и «Газпрому» мы должны сказать спасибо, так как никто их давать эти деньги не заставлял – это добрая воля концерна и хорошие отношения с В.И. Назаровым.
Теперь к теме. Так как Вы понимаете, что я не журналист, гонораров не получаю, и сажусь чего-нибудь писать только тогда, когда хочу получить срез мнений для выработки предложений своему руководителю, то буду писать только о тех вопросах, которые представляются мне проблемными и по которым нет единства мнений (в дискуссии желательно ссылаться на пункты, чтобы потом систематизировать полученные мнения). Сразу успокою общественность, так как много вопросов – как и обещал ВИН после областного градсовета – парковок на самой улице не будет - для этого изыскиваются возможности на смежных территориях.
Сначала три принципиальных вопроса.
1. В границы проектирования не включен так называемый Сквер Победы – это где стела с орденами. По нашему с А.А. Поповцевым и А.М. Каримовым мнению – это, безусловно, необходимо дополнить, так как именно данная стела является высотной доминантой улицы Ленина, видовой площадкой, куда подходит или подъезжает любой человек. Да и место знаковое – там, как Вы помните, размещены доски в честь почетных граждан города. Без включения всего сквера или хотя бы участка возле стелы – реконструкция будет незавершенной.
2. В проекте ленинградцы удумали уменьшить ширину проезжей части по улице Ленина. Видите ли, как пояснил заместитель руководителя «Идеал-Строя» г-н В.А. Черников, ширина полос движения больше, чем положено по СНиПам. Считаю это неприемлемым, так как из-за сужения полос движения повысится аварийность, и просто не будет возможности объехать заглохшую или по иным причинам остановившуюся машину, то есть пробки увеличатся.
3. Пробивается новый проезд с улицы Гагарина через сквер Дзержинского. Он начинается чуть дальше в сторону моста после остановки у администрации и идет вместо крайней аллеи севера мимо дома по пл. Дзержинского, 1 до парковок у бывшего радиокомитета (на месте которого планируется строительство второй очереди торгового центра «Пять звезд» г-на Когана. Я, конечно, безмерно рад за развитие бизнеса г-на Когана, но не понимаю, почему проезд на парковки нужно делать через сквер. Логика проектировщиков, чтобы быть объективным, состоит в том, что они перекрывают столбиками проезд на парковки со стороны часовни с улицы Ленина (как мы ездим сейчас) и создают, как они поясняют, единую площадь (разделенную улицей - со стороны памятника Ленину и со стороны часовни). Мне не понятно – зачем ради какой-то идеи мифической площади разрушать сквер, делать пробку на Гагарина, где идет общественный транспорт, и устраивать сквозной проезд с Гагарина на Ленина (а мне понятно, что станет со столбиками через неделю после юбилея города).
Теперь остальные проблемные вопросы.
4. В сквере Дзержинского хотят оборудовать прогулочную дорожку в виде деревянного тротуара. Считаю идею выбросом денег в помойку, поскольку через короткий период дерево по объективным причинам под влиянием атмосферных явлений и зимы придет в гнилую негодность (кто помнит деревянные площадки для баскетбола и волейбола на «Красной звезде», которые постоянно меняли, а потом плюнули и сделали не из дерева - меня поддержит). Нет денег - не надо вообще это делать, есть деньги - делайте из современного синтетического покрытия.
5. Проектировщики хотят сузить на два метра широкую диагональную аллею сквера Дзержинского от ЦУМа до фонтана. Поясняют, что нет столько трудящихся там ходить. Считаю, что этого делать не нужно – сквер спроектировали шестьдесят лет назад, красивая широкая аллея, как в Петергофе, кто был, кстати. Вот им в Ленинграде такие аллеи можно, а нам, омичам – больно жирно, камня много уйдет.
6. Проектировщики предлагают демонтировать асфальт, который клали в 2014 году на диагональном пешеходном транзите от главной аллеи со стороны бывшего здания СибАДИ (нынешний музей) в сторону лестницы по ул. Гагарина и заменить ее вот этой самой деревянной мостовой, которая пройдет игриво между деревьями. Вот я и представляю, как с бумагами между елками бегу игриво по этим доскам кругами на совещание в ЦТИ или в департамент имущественных отношений. Вот мне интересно – что бы сделали за такое предложение в 1937 году? Ведь существующая пешеходная дорога стоит не меньше миллиона бюджетных рублей. Считаю, что прямой транзит должен быть сохранен, так как людям удобно по кратчайшему пути ходить по этой дорожке между остановками общественного транспорта от почтамта и площади Дзержинского до остановки «Дом туриста».
7. Нигде не предусмотрено место для общественного туалета. Полагаю, комментарии здесь излишни. Напомню только, что еще пять лет назад была обнародована статистика, по которой Омск по количеству мест в общественных туалетах на тысячу населения стоит в последней десятке крупных городов.
8. Автобусная остановка «Площадь Дзержинского» напротив стелы с орденами сдвинута в сторону подземного перехода перед Торговым центром, то есть там усугубится имеющаяся и сейчас в часы пик пробка (так как при существующей ситуации есть свободное место, чтобы объезжать общественный транспорт, а теперь остановка будет в узком горлышке, где такой возможности не будет (и никакой «карман» вопрос не решит). А главное – зачем это делать, ломать сложившуюся десятилетиями планировочную структуру, усугублять и без того сложную транспортную ситуацию в центральной части города?
9. На экспертном совете разделились мнения относительно прорисованных возле фонтана перед администрацией двух квадратов для размещения стационарных торговых объектов (еще один такой квадрат прорисован в сквере возле театра). Архитекторы подчеркивали, что только запустить в этот сквер объекты торговли - они постепенно путем реконструкций и других ухищрений поглотят полсквера. Интересно мнение посетителей сайта, чью сторону – проектировщиков или омских специалистов - Вы поддержите.
10. Примечание. Не хотел бы, чтобы складывалось мнение, что все только плохо. Да, в целом наши архитекторы, уверен, спроектировали бы с большим уважением к местным традициям, сложившейся градостроительной ситуации. Но есть и положительные моменты. Среди них можно отметить три: кто давно живет в Омске – должны помнить, что когда до Торгового центра до 1972 года работал Центральный рынок, остановка общественного транспорта, включая трамвай, была не перед администрацией, как сейчас, а на углу торгового центра, прямо на повороте, и, соответственно, туда вели аллеи сквера Дзержинского. Очевидно, что теперь нужно оборудовать основной транзит от фонтана к подземному переходу. Второе – услышаны предложения любителей физкультуры: вокруг сквера пройдет беговая дорожка с синтетическим покрытием, а то в центре вроде все в зелени, а пробежаться негде, кроме стадиона «Динамо» и набережной. Наконец, принято предложение местных краеведов – выложить в сквере, где размещен памятник Достоевскому, темным камнем границы омского острога.
По самой улице Ленина вопросов для нас, простых омичей, возникло меньше, так как там особо ничего не перепроектируешь (обсуждение цвета фасадов, рисунка плитки и ряда иных такого же рода вопросов, которое весьма активно проходит на экспертном совете, оставим специалистам).
11. Предлагается оборудовать дополнительный пешеходный переход, где большинство из нас незаконно переходит улицу сейчас – между памятником Ленину (чтобы вопрос не задавали – памятник никто трогать не собирается, это юридически оформленный памятник архитектуры) и двухэтажным ЦУМом (только они сдвигают переход от горы примерно на 15 метров к Врубелю). С одной стороны, вроде большинство из нас, и я грешен, по факту там переходим, когда торопимся, с другой стороны, мне ясно, что пробки по Ленина увеличатся, хотя проектировщики обещают сделать переход регулируемым, как на Валиханова. Еще мне сомнительно это тем, что часть машин при красном свете будет стоять на подъеме, и при плохой тормозной системе возможны аварийные ситуации.
12. Сужается примерно на метр горлышко улицы Партизанская в месте поворота с Ленина направо. Авторы говорят, что они сделают дальше карман для парковки, но на самом деле будут парковаться и на парковке и на скруглении, как и сейчас, там и так тротуар широкий - зачем на таком месте проезжую часть сужать?
13. Интересно мнение посетителей сайта, в том числе, если нас читают инвалиды, относительно лестницы. Было предложение сделать там подъемник, но, во-первых, его большой объем полностью ломает ансамбль исторической лестницы, во-вторых, реально он не будет работать так же, как в подземном переходе имени омского метро, поэтому в общем-то все члены экспертного совета высказались о невозможности оборудовать такой подъемник. Более разумным представляется предложение С.Г. Шевченко, чтобы как-то решить проблему, сузить немного газон на горке и оборудовать по обеим сторонам дорожку для колясок.
14. Как поясняют, по просьбам предпринимателей с улицы Ленина, оборудуют вновь остановку общественного транспорта в районе Степаныча (ул. К.Либхнехта). Ну сколько себя помню – не было никогда там остановки. Против был и академик А.Каримов. Интересно мнение посетителей сайта, пока окончательное решение рабочей группой не принято.
Есть и некоторые общие замечания. Красивое слово «реконструкция», как представляется, должно нести для нас какие-то качественные изменения объекта. На практике в данном случае это просто большой ремонт. Ну, разве что плитку поменяют на более долговечный камень, как обещают, гранит, мрамор и некий «диабаз». Руководители подрядной организации поясняют, что его срок гарантии от истирания – сто лет. Ну, Любочку подвинут на два метра, чтобы сделать перед ней зеленый палисадник (кстати, не волнуйтесь, никто не собирается уже ставить ее на пьедестал почета).
15. Поясню, о чем я. Долго общественность обсуждала – какие памятники или парковую скульптуру можно разместить. И что? - А ничего не планируется. Что тогда это за реконструкция? Считаю, что, по крайней мере, один такого рода объект должен появиться, в частности, а проекте специально предусмотрено место для такого объекта в створе улицы Ленина возле гостиницы «Октябрь» (напротив городового с другой стороны улицы).
Кто внимательно следил за этой дискуссией - помнит, что наиболее известны два предложения – ворота на Любинский проспект возле гостиницы «Октябрь» (насколько я помню, это предлагал И.Коновалов), что отклонили, так как это будет закрывать перспективу самого архитектурного ансамбля улицы, и бюсты известных актеров и режиссеров либо что-то в этом роде в Театральном сквере или небольшой фонтан в Театральном сквере. По моим понятиям, каких-либо аргументов против этих самых бюстов или фонтанчика я не вижу, раз сквер так и называется, да и актеров живых там можно увидеть, если кто их в лицо знает. Очень интересно узнать мнения гостей сайта и посмотреть предложения.
16. Будет новая остановка или не будет – все равно на территории есть три остановки общественного транспорта (где администрация, то есть, «Госпиталь», «Площадь Дзержинского» (или не знаю, как там теперь у демократов это называется – вроде, «Площадь Победы»), и «Драмтеатр»). Так вот. Долго спорили по виду остановочного павильона, так как я смертным боем стоял за то, чтобы он был со всех сторон защищен от ветра и дождя. В итоге предварительно на экспертном совете принят вариант компромиссный – с задней стенкой, но не по всей площади, и с одной боковой стенкой – почему пожадничали прозрачного пластика на вторую боковую стенку - для меня до сих пор остается загадкой – надо же так не любить наших пенсионеров (или авторы думают, что в Омске транспорт ходит также регулярно, как в Ленинграде).
17. Не могу не обратить внимание на вид данного участка со стороны улицы Гагарина. Несколько лет власти и общественность боролись с безобразным зданием на улице Бударина, которое, наконец, благодаря настойчивости судебных приставов, было снесено. Но за это время появился не менее уродливый объект - частная рекламная установка с торца двухэтажного ЦУМа. А я то, как бывший член городского архитектурно-градостроительного совета, прекрасно помню, и протокол этот есть, когда разрешали достраивать ЦУМ в длину в сторону ул.Гагарина - то данное место оставили открытым и кто-то, чьи фамилии я прекрасно помню, обещал построить имевшийся в проектной проработке фонтан с использованием рельефа, как его называли архитекторы – фонтан слез или водопад. А вместо водопада те, кто должен был его оплатить – пристроили рекламную конструкцию. Как-то нехорошо получается. Вместо одной из визитных карточек Омска – «дома на горе» - я еду и вижу почем футболки. Не пора ли вернуться к этой теме в рамках реконструкции ансамбля улицы Ленина?
18. Возможно, у кого-то возникнет еще какая-то плодотворная идея. единственно, хотел бы, чтобы участники дискуссии понимали, что все-таки главная составляющая культурно-исторической среды – сама улица Ленина, ее архитектурный ансамбль первой половины 20 века, потому какие-то крупные объекты, отвлекающие на себя внимание, размещаться не будут - это общее мнение всех участников экспертного совета.
Полагаю, не нужно напоминать омичам, что все мы формируем ту среду, в которой завтра нам предстоит жить. Ждем предложений, так как в ближайшее время рабочей группе предстоит утвердить генплан реконструкции, и тогда что-либо изменить будет уже невозможно.
И напоследок, задам интригу. Областная власть вместе с «Газпромом» готовят еще один сюрприз положительного свойства, но об этом пока говорить рано, так как вопрос окончательно еще не решен.
А.В. Лихачев, советник Губернатора Омской области