5 июня поставлена точка в первом этапе подготовки реализации проекта «Благоустройство улицы Ленина» - рабочая группа под председательством первого вице-мэра А.А. Поповцева рассмотрела последние предложения экспертного совета и утвердила в окончательном варианте генплан объекта благоустройства.
Заседание было бурным и длительным – три часа совещались специалисты, причем на этот раз мне лично было гораздо проще, так как пришли не заместители (так можно по регламенту), а сами первые лица, специалисты, кто реально отвечает за эти работы и последующую эксплуатацию, а не кто языком потрепать, – С.К. Козубович, В.П. Казимиров, В.Г. Кормилец и др. Активную позицию сразу занял вновь назначенный исполняющий обязанности руководителя департамента архитектуры и градостроительства Е.И. Зоммер.
Как и обещал, по ряду вопросов я представил мнения участников дискуссии на сайте БК55.
Важным представляется отметить, что перед заседанием мы во главе с А.А. Поповцевым в узком составе прошли по всем объектам вместо обеда.
Кратко по основным дискуссионным позициям приняты следующие решения (подробно, кто пропустил публикацию и дискуссию на БК55 - найдите ее, она была полторы недели назад).
1. Поскольку в средствах массовой информации много разной информации и домыслов, начну с интересующего многих омичей вопроса. - Никаких парковок и так называемых «остановочных карманов» возле въездов во дворы не будет, а равно принято решение исключить мощение в местах, предложенных проектировщиками, дополнительных двух пешеходных переходов (по мнению многих членов рабочей группы, под этим названием тоже прятались парковки).
Вообще, по парковкам борьба продолжается, хотя генплан утвержден. Почему-то подрядчик и один руководитель из числа членов рабочей группы, фамилию которого я пока не публикую, очень активно из заседания в заседание требует вновь и вновь возвращаться к этим парковкам, всякий раз придумывая новые причины. Сначала, чтобы надуть экспертную комиссию, просто представляли материалы таким мелким масштабом, чтобы люди ничего не поняли. Наконец, дошли даже до того, чтобы уже после утверждения схемы сослаться на то, что такое пожелание выразил В.И. Назаров (что, впрочем, быстро удалось прояснить как конкретное вранье в надежде на то, что никто не пойдет и не спросит ВИНа).
Чего тут скажешь – все как в ФИФА, я к этому привык по Горсовету, потому ничего нового для себя не обнаружил.
2. Проезжая часть заужается по метру с каждой стороны. Формально все законно, так как действительно минимальная ширина полосы по стандарту - 3,5 метра, и это выдерживается, только никто не прислушался, ладно - ко мне, но и к руководителю управлении муниципального учреждения благоустройства В.П. Казимирову, который по-русски объяснил членам рабочей группы, что в зимний период не всегда получается вывезти сразу снег, и его приходится сбрасывать временно в отвал на сутки, то есть останется полторы полосы.
Вина за это неверное решение лежит и на посетителях сайта, так как, как я понимаю, это в большинстве молодежь, и половина из них тоже написали, что правильно уменьшить ширину проезжей части. Первая же зима покажет - кто был прав: я убежден, что я, но подчиняюсь решению рабочей группы, так как при голосовании остался в меньшинстве.
Из этой же области и решение сузить на метр проезжую часть на перекрестке с Партизанской, против чего тоже были В.П. Казимиров и я.
3. Новый переход будет один – «на горе». Тоже считаю лишним, но, к сожалению, это поддержал департамент транспорта, а на него при голосовании ориентировалось большинство членов рабочей группы. Правда, В.Г.Кормилец клянется, что он будет регулируемым (как и ныне имеющийся переход у театра, что позволит не снизить пропускную способность (кто ездит на машине – видят, что действительно, на Валиханова это удалось, но на Валиханова меньше времени надо для перехода узкой улицы).
4. Новая остановка общественного транспорта (естественно, с обеих сторон) будет также одна – под горой, у подземного перехода). Кстати, сам переход накроют навесом типа как у главпочтамта.
Первоначально я был категорически против этой самой остановки, как и громадное большинство посетителей сайта. Я и сейчас не «за», но не сильно против, так как доводы сторонников остановки достаточно весомые – требование СНИП в центре города иметь остановки в радиусе 300 метров (а у нас их нет от площади Ленина до площади Дзержинского почти километр). Кроме того, решение принято компромиссное – не будет остановочных павильонов, то есть, если не будет необходимости - ее можно будет упразднить.
Здесь должен открыть читателям еще одну возмутительную вещь, из-за которой департамент транспорта так настаивает на этой остановке. В ходе дебатов вскрылось, что прежняя городская администрация продала или отдала – пусть прокуроры разбираются – землю под конечной остановкой на Партизанской (теперь понятно, почему они так активно пытались оттуда остановку убрать под флагом заботы об омичах). В этом случае остановка по нечетной стороне Ленина (это где двухэтажный ЦУМ) всяко необходима.
Другое дело, что я, как и представитель ГИБДД в рабочей группе, считаем неверным, что не планируется заездного кармана – ведь толстый троллейбус будет стопорить все движение по одной полосе. Зачем самим себе делать проблемы, если при реконструкции просто было оборудовать карман?
Предложение проектировщиков перенести остановку на площади Дзержинского ближе к перекрестку в «горлышко бутылки», которое так активно почему-то отстаивал симпатичный мне из всей этой публики своей добросовестностью и увлеченностью молодой московский специалист Е.Е. Мельник, не прошло – остановку оставили в покое, появится здесь заездной карман, то есть в этом узле движению ничего не будет угрожать.
Что касается формы самого остановочного павильона, то окончательное решение будет принято позже – веду нелегкую борьбу с супостатом на тему того, что в Сибири трудящиеся, ожидающие транспорт, должны быть защищены с трех сторон. Вот такие вещи приходится некоторым штатским доказывать! К сожалению, оказывается, по СНИПу эта самая остановка может быть в четырех вариантах на выбор местного начальства: вообще без навеса, с одним навесом без боковых стенок, а также с двумя стенками и с тремя.
Чтобы не задавали вопросы про информационные табло (а равно таблички с историей зданий, карте для слепых и т.п.) – это не есть предмет генплана и будет обсуждаться позже, о ваших предложениях я не забыл.
5. Мощение проезжей части улицы Ленина будет асфальт (было предложение - камень).
Тротуары улицы и главные аллеи в парках будут из особо прочных и долговечных видов природного камня, а имеющуюся плитку и т.п. мы по специальному регламенту передадим для повторного использования округами, чтобы не повторять судьбу гранитных бордюров Красного Пути, путь которых пропал в тумане «Мостовика».
По рисункам мощения тротуаров и аллей идет спор среди архитекторов, но он интересен профессионалам, они разберутся с участием Н.П. Шалмина.
6. Подъемника на лестнице не будет – все согласились, что это чудище не должно портить вид исторической лестницы, где еще колчаковские и офицеры и красноармейцы Фрунзе ходили.
Принято доработанное проектировщиками из ООО «Идеал-строй» предложение архитектора С.Г. Шевченко просто оборудовать длинный пандус вместо полосы травы и оградить его от проезжей части. Это мне нравится еще и потому, что иногда приходится подниматься или спускаться по лестнице с покупками. Считаю данное решение одним из положительных моментов проекта.
7. Проезд с улицы Гагарина к дому по пл.Дзержинского, 1 через сквер Дзержинского однозначно исключен.
Вместе с тем, так как я всегда пишу для «проницательного читателя», то хотел бы, чтобы посетители сайта понимали, что это не от тупости проектировщики включили, а от неопытности. Они взяли перспективный проект развития центральной части города, разработанный глубокоуважаемым мною Б.С. Мрыглодом, и оттуда этот проезд принесли. Но тот план сделан из расчета на 20 лет вперед, когда будет дублер по набережной, еще один мост в устье Оми и, соответственно, пешеходная Ленина – и тогда это технический проезд к дому, офисам и часовне. Но пока это будет, и вообще, а будет ли?
8. Сквер Дзержинского.
Во-первых, чтобы не заставлять волноваться прах Ф.Э. Дзержинского, рабочая группа поддержала посетителей сайта и проголосовала, чтобы центральную аллею не сужать на два метра, как хотели проектировщики. Еще раньше сами проектировщики не стали спорить с решением экспертного совета и рабочей группы – сохранить прямые транзиты от остановки «Площадь Дзержинского» до остановки «Дом туриста».
Кто поймет – поймет, а кто не очень хорошо знает сквер - прошу уж извинить, поясняю, как могу, по дорожкам. Напомню, что прокладывается новая широкая аллея от фонтана к подземному переходу у Торгового центра, и на этой аллее в створе пешеходной аллеи от собора мимо прокуратуры будет размещено место для городской елки (чтобы отовсюду просматривалась и подойти удобно было), для чего указанная аллея связывается с центральной аллеей сквера Дзержинского прямым транзитом по скверу (это предложение Н.П. Шалмина).
Две дорожки, которые вели в 40-60-е годы к прежним остановкам «Улица Гагарина» и «Центральный рынок» в северной части сквера ликвидируются, поскольку остановок нет уже почти 50 лет, вместо них проводится одна дорожка по направлению от собора до елки, о которой писал выше.
В южной части сквера все дорожки сохраняются (кто видел схему, где их нет – дорожки будут дополнены, о чем есть решение рабочей группы, и без этого мы схему не подпишем. Как правильно сказал в этой связи на совещании директор департамента строительства С.К. Козубович – если люди за длительный период определили для себя удобные направления, зачем их принудительно изменять.
В разделе «Разное» рассмотрели поставленный одним из гостей сайта вопрос про синий раскрашенный забор дома по пл.Дзержинского, 1, А.А. Поповцевым даны соответствующие поручения.
Естественно, остается беговая дорожка, что наряду с пандусом по Ленина я отношу к положительным моментам проекта.
Согласны были члены рабочей группы с проектировщиками и по инициативе Е.Е. Мельника – дополнить инфраструктуру сквера неширокой петляющей между деревьями живописной тропинкой для прогулок, чтобы, гуляя в обед, А.Е. Фрикель мог порассуждать, как он вывезет следующей зимой снег с улиц, а Е.И. Зоммер понюхает свежий запах яблонь и рябин и, глядишь, не станет бездумно пилить последнюю зелень в городе, как это делал А.Г. Тиль.
Спор разгорелся только относительно желания проектировщиков сделать деревянное покрытие. Несмотря на обилие цветных слайдов, рабочая группа осталась непреклонной – во-первых, на каблуках здесь не пройти, то есть гулять будет только мужское население и дамы старшего возраста, во-вторых, в связи с особенностями сибирского климата век этой дорожки будет недолог.
Относительно покрытия остальных дорожек (кроме каменных центральных аллей) принято бездумное решение, так как этот вопрос обсуждался предпоследним, уже после окончания рабочего дня и трех часов непрерывного сидения. Без обсуждения тупо проголосовали (я был против - сразу сообщаю) за предложение проектировщиков сделать дорожки набивными, что, в понимании проектировщиков, означает битый мрамор или еще какую подобную крошку, укатанную катками. Ну ровно то, что делали после войны, когда в стране совсем денег не было. Вот вчера, обходя на такой же «набивной» дорожке в сквере у Драмтеатра по газону широкую лужу, я мысленно ругал членов рабочей группы и этих проектировщиков, которые через неделю уедут, и об Омске им будут напоминать только цветные фото, а нам тут жить. Ясно, что через 3-5 лет просто придется за счет местного бюджета асфальтировать или класть плитку.
Что касается дорожек, где сейчас лежит асфальт, вопрос пока открытый. Мы с А.А. Поповцевым категорически против портить то, на что ушел десяток миллионов рублей из и без того дефицитного городского бюджета. А когда про это предложение убрать асфальт и снова сделать крошку, которую в 2014 году закатали именно из-за ее непригодности, узнал В.П. Казимиров, у него были комментарии только такие, которые привести не представляется возможным (кто не в теме – он как раз и изыскивал средства и технику, чтобы в 2014 году ко Дню города сделать эти работы).
Не решен вопрос и по фонтану, который находится в аварийном состоянии. По непонятной мне пока причине здесь уперся против включения объекта в план ремонтных работ руководитель Фонда стратегического развития при Правительстве области А.Н. Корнев (формально являющийся заказчиком работ). Его логика состоит в том, что область и город тоже должны вкладывать свои деньги. А если их нет, Москва и Петербург все забрали – тогда как? Ведет себя как неродной, однако.
9. Театральный сквер. Здесь, как мы обещали, будем пробивать аллею до входа в здание СибАДИ, все дорожки превратятся в аллеи (принято предложение Е.И. Зоммера сделать их шире).
Единственно, что недорешали, так как мнения разошлись, – что делать в центральной части сквера – сцену (у проектантов почему-то деревянную, как на агитплощадках в домах наших управляющих компаний) или все же разместить на этом месте (пересечение двух аллей) собирательную скульптуру «Театр» либо памятник Михаилу Ульянову. Решили этот вопрос рассмотреть отдельно вне генплана.
В северной части со стороны памятника Достоевскому все остается как есть (я имею в виду размещение – благоустройство будет проведено, заменят покрытие дорожек, светильники), восстановят аллею от бокового выхода из здания театра до памятника (кто помнит - она и была до начала 80-х годов).
Как предложил академик А.М. Каримов, камнем будут выделены очертания острога, который, кто не знает, находился именно здесь.
10. Парковки. Неверно говорить, что парковки нужны только бизнесменам - ведь мы, потребители, тоже хотели бы с комфортом подъехать, приобрести какой-то товар, погрузить его в автомобиль. Вот спасибо объективно мэру, что пробил проезд у «Летура» - теперь стало удобнее.
По Ленина будут три парковки: внизу возле моста, на горе, где она сейчас есть стихийно, и еще в одном месте (это не считая раскрываемых под служебные парковки арок).
Проблему, конечно, это не решит, но большего в историческом центре сделать невозможно. Нельзя же всерьез считать большим вкладом в парковки те семь мест, которые мы отклонили на самой улице Ленина.
11. Что будет дальше. Я намеренно написал не с вопросом, а с точкой. Для того и рабочая группа, чтобы знать и идти не вслепую, а на основании графиков, планов, расчетов. Это я, к слову, когда говорят, что чиновники ничего не делают. Просто нет возможности, времени, да и не всем это интересно - каждый раз писать - какое было заседание и чего порешали. Поверьте, большинство чиновников (не все, конечно) с 8 утра до 8 вечера не просто штаны протирают. Без управления город и область давно бы погибли.
Итак, к чему это стал писать, Во-первых, чтобы понимали по времени, а то тут уже вчера один гость сайта написал, что не успеют сделать ко Дню города. Сейчас на основе утвержденного генплана подрядчик будет заказывать камень, литье и т.п. Правда, не все эскизы литых металлических изделий утверждены, но это рабочие вопросы. Уже в этом месяце начинается вынос коммуникаций, где-то их перекладка, заглубление – чтобы через год не откапывать плитку. Как указал С.К. Козубович, зиму дадут коммуникациям отлежаться, чтобы грунт просел, и только весной асфальтирование «начисто».
Также было много вопросов про зеленые насаждения. Посетители сайта должны понимать, есть законы градостроительного проектирования: сначала утверждается генплан – по-русски - где будет дорожка, а где – парковка. Без этого как можно посчитать зеленые насаждения? Потому это делается отдельно, так называемый «дендропроект». Это последующий этап, к нему будет привлечена и общественность.
Кстати, по этой же причине я не написал про судьбу трех белых квадратиков, где проектировщики хотели разместить торговые объекты, а экспертный совет против. Они попросили еще раз обсудить данный вопрос – будут ли там все же беседки или ларьки – после генплана, отдельно.
И формальная сторона. Все решения приняты, но мы не подписываем протокол за 5 июня, пока проектировщики не внесут принятые рабочей группой последние изменения и не представят схему для подписания членами рабочей группы. Причем странная ситуация создалась – то они кричали, что нужно срочно утверждать схему генплана, а когда утвердили не в том виде, как они хотели – теперь не торопятся схему нести. Ну ничего, когда-нибудь принесут, вымораживать что-то тут бесполезно.
12. По вопросам, формально не касающимся утвержденного генплана, но волнующим гостей сайта. Как я и обещал, по итогам всех обсуждений при докладе Губернатору Омской области, курирующему проект, 09 июня 2015 года я обратил внимание на четыре вопроса, решение которых без участия ВИНа невозможно.
А. Дополнение границ проектирования и работ площадкой перед стелой с орденами – предложение поддержано, В.И.Назаров пообещал попробовать убедить руководство ОАО «Газпром» в необходимости такого дополнения, так как это самое начало улицы, доминанта восприятия ее ансамбля.
Б. Оборудование общественного туалета, тем более что результаты прошлогодней работы по Валиханова показали, что не предусмотрели туалет - вот и получили то, что сейчас идет конфликт вокруг детской игровой площадки (кто не в теме - площадку зачем-то разместили во дворе многоквартирного дома, и теперь совет дома принял решение закрыть ее от посещения посторонних лиц, кроме жильцов).
Рассматриваются два варианта: подземный туалет в сквере Дзержинского, раз елка там будет, и восстановление одного из туалетов в нижней части улицы (кто живет в городе давно, помнят, что в прошлой жизни там были даже два туалета).
В. Один из самых обсуждаемых вопросов – установка памятника или городской скульптуры. Привожу без комментариев выдержку из своей служебной записки руководителю области в этой части. Сейчас начальник думает, не будем ему мешать:
Г. В отличие от улицы Валиханова (где введены фонтан, смотровая площадка и подземный переход), проектом благоустройства не предусмотрено ни одного существенного улучшения улицы Ленина и прилегающих территорий – плитка на улице Ленина и в скверах есть, подсветка зданий есть и т.д.
В связи с вышеизложенным, представляется крайне важным реализовать задачу оборудования какого-либо памятника (или парковой скульптуры) либо фонтана – изюминки проекта благоустройства улицы к юбилею города, чего-то нового, чего раньше не было. В ходе работы данный вопрос выносился на заседание экспертной группы и на обсуждение в Интернете.
Наибольшую поддержку нашли три предложения, реализация любого из которых не встретит возражений в обществе, поскольку они аполитичны и содержат идею местного патриотизма – как это называют «памяти места»:
- памятник Петру 1, по указанию которого предпринял экспедицию И. Бухгольц (место в проекте предусмотрено перед гостиницей Октябрь на перекрестке улиц Ленина и Партизанской);
- памятник актеру М. Ульянову или обобщенная скульптура «Театр» (место в проекте предусмотрено на крестообразном пересечении дорожек Театрального сквера);
- конная группа или два коня с разных сторон улицы (так как оказалось, что автор известных памятников в Санкт-Петербурге П. Клодт получил художественное образование в Омске) – специалисты называют предпочтительным местом размещения коней на тротуаре перед входом на Юбилейный мост.
Вопрос, опять же, в принятии политического решения, так как за год вполне реально подготовить сам объект и установить его - дорога ложка к обеду. Более смешного, чем как предлагается, пометить эти места как места будущей установки памятника (скульптуры) цветным камнем трудно придумать, так как когда еще устанавливать такого рода объектов, как не на юбилей города?».
Если будет положительное решение - это уже дело Минкульта, видимо, будет в этом случае объявлен конкурс.
Еще раз благодарю всех участников дискуссии. Теперь можете ходить и со знанием дела смотреть – как ведутся работы и представлять, что и как тут будет через год. Обсуждать чего-то теперь смысла я не вижу: проект утвержден рабочей группой, надо претворять его в жизнь.
Советник губернатора Омской области А.В. Лихачев