На стенде НПО им. Лавочкина на завершившемся 21 июня салоне в Ле Бурже красовался макет футуристической лунной базы в окружении солнечных батарей и с персоналом из роботов. «Пока этот проект существует только на бумаге, - рассказывает приехавший в Париж российский инженер. - Сейчас мы делаем первые шаги для его запуска после 2020 года».
Разведка и добыча
При Обаме американцы отказались от планов на Луну, а россияне, наоборот, сделали ставку на роботов, которые позволили им вырваться далеко вперед на начальных этапах лунной гонки в 1960-х годах. На этот раз программа реализуется с прицелом не только на разведку, но и на добычу. Речь идет о добыче минеральных ресурсов спутника нашей планеты, в частности, гелия-3. Этот особый изотоп, состоящий из двух протонов и одного нейтрона, возник в первые мгновения рождения нашей вселенной. Считается, что его ядерный синтез может потенциально покрыть все энергетические потребности человечества. Проблема лишь в том, что этот газообразный элемент практически не встречается на Земле, но в больших количествах присутствует в открытой солнечным ветрам почве Луны.
На самом деле эта программа обсуждается с конца 1990-х годов. Тем не менее в начале тысячелетия российская космическая отрасль лишилась немалой части ресурсов и была вынуждена пересмотреть виды на Луну. За последние годы ситуация заметно улучшилась, однако с датой запуска пока все равно мало что ясно. Старт первого аппарата миссии «Луна-Глоб» неоднократно откладывался с 2012 года, и теперь говорят о 2018 или даже 2020 годе. Задача этого 120-килограммового зонда - изучение поверхности спутника. Он оборудован 45-килограммовыми японскими бурами, которые погрузятся в почву на лунном полюсе для оценки сейсмической активности.
Если все пойдет удачно, по плану за орбитальным аппаратом в течение года должен последовать спускаемый модуль с шестиколесным ровером (он будет целый год изучать кратер на южном полюсе Луны), а затем и миссия по доставке на Землю собранных образцов.
Южный полюс
Разведывательные миссии на южном полюсе должны заложить основу для создания роботизированной базы «Лунный полигон», которая призвана отточить методы добычи полезных ископаемых на Луне, а также провести научно-технические исследования. Выбор южного полюса объясняется возможностью обнаружения в затененных кратерах льда, из которого впоследствии можно будет получить водород для производства топлива, необходимого для направляющихся на Землю кораблей. Кроме того, эта область постоянно освещена, что очень важно, потому что все объекты оборудуются солнечными батареями. Наконец, астрономы считают южный полюс наиболее удобной точкой для изучения центра Млечного пути.
На этом этапе, ближе к 2037 году, при условии реализации предыдущих фаз проекта, россияне (они, кстати, не исключают международного сотрудничества и участия частных инвесторов) будут готовы запустить уже крупномасштабную добычу лунных полезных ископаемых. Первая лунная база может также послужить логистической основой для обитаемой базы. Но на данный момент этот этап все еще остается научной фантастикой.
Сильви Руа