Стало обычным делом называть Анатолия Ивановича «современным Левшой», «сибирским Левшой», «омским Левшой» и тому подобными, казалось бы, лестными прозвищами. Насколько это соответствует действительности?
Обратимся к сочинению Николая Семеновича Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)», опубликованному в 1881 г. Многие считают, что это исторический очерк, поскольку там действительно есть крупные исторические фигуры, такие как император Александр I, граф, атаман донских казаков, генерал от кавалерии, знаменитый участник Отечественной войны 1812 г. Матвей Иванович Платов и другие. Однако реального Левши не существовало. Об этом недвусмысленно писал сам Н.С. Лесков: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года» (СС, т. 7, М.,1958, с. 501). Исследователи к тому же не смогли найти его исторический прообраз. Итак, Левши не было, а, значит, не было блохи, и никто ее не подковывал, пока об этом не позаботился Анатолий Коненко по многочисленным просьбам поклонников. На Руси, конечно, всегда были талантливые изобретатели и Левша лишь их обобщенный образ, но с блохами они дел не имели.
Реальные блохи, конечно, были, есть они и сегодня у определенного контингента людей, но заводной английской игрушки не было еще и потому, что изготовить танцующую механическую блоху в натуральную величину невозможно даже и сегодня, в эпоху нанотехнологий.
Предположим тем не менее, что всё в рассказе Н.С. Лескова голая правда, оценим мастерство косого Левши и сравним его с возможностями и достижениями нашего современника Анатолия Коненко. Итак, атаман Платов вручил Левше с товарищами механическую английскую блоху, у которой «в пузичке заводная дырка», в которой семь раз повернуть ключиком, и она пойдет «дансе танцевать» и усиками водить. Он дал им задание переплюнуть англичан, утереть им нос, посрамить, предложив сделать нечто более удивительное. И что же? Через две недели они вручили ему ту же самую блоху, но подкованную.
Рассказ Лескова стали истолковывать так, будто мастерство косого Левши оказалось выше, чем у английских мастеров, но так ли это? Во-первых, блоха перестала танцевать, потому что подковы оказались для неё слишком тяжелыми, и она «лежала смирно, как коченелая». Во-вторых, если учесть, что у той блохи был заводной механизм, то детали его, наверняка, мельче, чем русские подковы, из-за которых блоха и протянула ноги.
Образ Левши льстит самолюбию русских, но давайте трезво переоценим сочинение Н.С. Лескова. России и без этого есть чем гордиться: Ползунов изобрел паровоз, Юрий Гагарин первый полетел в космос, Анатолий Коненко подковал реальную блоху, которая, возможно, станцевала бы, если дожила до окончания работ, но работа продолжалась 7,5 лет, что превышает длительность жизни насекомого.
История с блохой Лескова нереальна во всех отношениях. Вот, например, как осуществлялся у него технологический процесс: «Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют – неизвестно». Зачем ставни-то закрывать, что они могли изготовить в темноте и без микроскопа? Похоже, замечательный писатель Лесков прекрасно разбирался в человеческих душах, но был совершенно лишен представления о технике, т.к. нет здесь ни малейшего правдоподобия. Рассказ этот всего лишь сказка.
Однако не всё так безнадежно. Левша полюбился русскому народу, хотя сам он изготовил только гвоздики и прибил подковы. Нет ни малейшего смысла развенчивать это предание. Какой бы незатейливой не была фантазия Н.С. Лескова, но она подвигла творческих людей на новые свершения. Одним из таких и оказался художник-микроминиатюрист Анатолий Коненко, ныне широко известный в мире, в том числе и через Книгу рекордов Гиннесса. Его работы находятся в престижных государственных музеях и частных коллекциях в России, Германии, Австрии, Чехии, Канады, США, Франции, Дании, Испании, Китая, Японии. Он входит в тройку самых талантливых микроминиатюристов в мире.
Косой Левша не может идти в сравнение с Анатолием Коненко, потому что Анатолий Иванович вооружен мощным интеллектом, имеет завидное образование, зоркий глаз, твердую руку, современные микроскопы и, что немаловажно, крепкий семейный тыл. Бедняга Левша, как обидно за него: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» и не было у него никакой семьи. Возвращаясь на корабле из Лондона, куда он отвозил блоху, он так напился со шкипером, что «когда один, глянув в море, увидал, как из воды черт лезет, так сейчас то же самое и другому объявилось. Только шкипер видит черта рыжего, а Левша говорит, будто он темен, как мурин.
Левша говорит:
– Перекрестись и отворотись – это черт из пучины.
А англичанин говорит:
– Хочешь я тебя в море швырну? Ты не бойся – он мне тебя сейчас назад подаст.
А Левша отвечает:
– Если так, то швыряй.
Шкипер взял его на закорки и понес к борту. Матросы это увидали, остановили их и доложили капитану, а тот велел их обоих вниз запереть».
Короче говоря, по прибытии в Санкт-Петербург Левша скончался от белой горячки.
От Левши до Анатолия Коненко – дистанция огромного размера. Анатолий Иванович всё знает и всё умеет: пишет картины и иконы, своими руками издает микро- и миниатюрные книги, создает микрокопии объектов архитектуры, холодного и огнестрельного оружия и всевозможной утвари; изготавливает ювелирные изделия, работает на токарном станке, самим же изготовленном; гравирует по металлу и любому другому материалу, вяжет невидимые глазу нити; делает чудеса с препарированными насекомыми так, что Бог только не дает ему способности оживить их, чтобы он не возгордился. Он изготовил самые маленькие в мире книги, самый маленький в мире мангал, на котором может жарить шашлыки, самый маленький аквариум, в котором плавают самые маленькие в мире рыбки, выписанные откуда-то из-за границы.
Особенно много микрокопий произведений живописи в соответствующем антураже, их здесь целый музей: К. Брюлов, А. Венецианов, В. Боровиковский, Н. Аргунов, В. Перов, П.Федотов, В. Васнецов, А. Иванов, И. Глазунов, М. Врубель, В. Серов, а также Сальвадор Дали, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Питер Рубенс и это еще не всё.
Нет такого материала, который бы он не смог использовать в своем искусстве: золото и серебро, драгоценные камни, бивни мамонта и стекло, дерево и кожу, косточки плодовых (персика, абрикоса, грецкого и кедрового орехов), семена огородных (мак) и зерновых культур (рис, овёс), человеческий волос и лепестки роз…
Творчество Анатолия Коненко многообразно, но оно отличается тем не менее художественным и эстетическим единством. Его творениям свойственны безупречный вкус, изящество, безукоризненность пропорций объемных композиций и плоских изображений. Они настолько ласкают взгляд утончённым дизайном, что достойны вниманию даже первых лиц мира сего.
Оригинальны композиции его шедевров (кузнечик со скрипкой, автомобили на срезе макового зернышка, церковь из человеческого волоса…). Эйфелева башня, уменьшенная в сто тысяч раз, на усике комара размером 3,2 мм, мне кажется более уникальной и остроумной, чем подкованная блоха. Возможно, она могла бы затронуть самолюбие французов (как герой Лескова – англичан), но, впрочем, они хранят эту композицию в одном из своих музеев.
Искусство Анатолия Коненко окрашено мягким душевным юмором («Жук-каторжник», «Кузнечик-депутат», «Тройка комаров», «Не делай из мухи слона», «Муха-Цокотуха»), его произведения, как и музыка, не требуют перевода, они понятны в каждой стране. Не довлеет над ним никакая идеология, он свободен и раскован в своих поисках истины и красоты, интернационален в лучшем значении этого слова. В его композициях можно увидеть изображение Богоматери, Христа и буддийского божества (Анатолий – значит восточный), сюжеты древнеславянские, изображения Пушкина и Шекспира, Николо Паганини и основателя борьбы дзюдо, Анны Ахматовой и многих других выдающихся деятелей культуры.
Зачем Н.С. Лесков сделал своего мастера-оружейника косым, левшой, с выдранными волосами, да еще и выпивохой? Зачем лишил его даже имени, дав только прозвище? Ведь левша – это всего лишь человек, пользующийся преимущественно левой рукой. Наверное, для того чтобы показать, что если такой русский способен делать чудеса, то остальные, нормальные – тем более. Таким и случилось быть Анатолию Коненко, который замечательно дополняет «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Не нам упрекать Левшу, оказавшегося жертвой хмельной стихии и обстоятельств. Он останется символом удивительного искусства народных умельцев, воплощением природного русского трудолюбия, терпения и добродушия. Кабы не было у нас таких предков, не состоялся бы и такой потомок, как А.И. Коненко, которому передалось от них самое главное и ценное: талант, вдохновение, страсть к изобретению и творчеству, патриотизм.
Анатолий Коненко, однако, превзошел своего литературного предтечу, талантливого самородка и не только в силу изменившихся условий жизни, но и благодаря своим личным способностям. На таких, как он, сбывается еще один, гоголевский символ России – Птица-тройка, которой уступают дорогу другие народы и государства, удивляясь его дару Божию и храня его искусство в своих музеях.