Недавно пресса писала о решении Норвегии выдать нескольким нефтяным компаниям лицензии на разведку в Арктике. Территория включает в себя несколько до сих пор не исследованных зон в Баренцевом море в непосредственной близости от морских границ России.
Новость вновь напоминает нам об огромных природных ресурсах Северного Ледовитого океана, чьи запасы нефти и газа становятся объектом притязаний и самого пристального внимания со стороны пяти арктических государств: Канады, Дании, США, Норвегии и России.
Кроме того, она привлекает внимание к новым технологиям, которые разрабатывает Россия, чтобы обеспечить присутствие в этих отдаленных регионах (любым промышленным объектам там требуется особенно много энергии), и потенциальным последствиям их применения: речь идет о плавучих атомных электростанциях (ПАТЭС).
Для обеспечения электроснабжения городов и добывающих установок в арктической зоне «Росэнергоатом» занялся с 2006 года проектом строительства ПАТЭС для испытывающих дефицит энергоснабжения регионов. Спущенная на воду в 2010 году ПАТЭС «Академик Ломоносов» должна быть доставлена по месту эксплуатации в октябре 2016 года.
Речь идет о судне длиной 144,4 метра, шириной 30 метров и водоизмещением 21500 тонн. Два реактора КЛТ-40 позволяют ему выдавать до 70 MW электричества и 300 MW тепла, чего достаточно для снабжения города с населением в 200 000 человек. Кроме того, оно может использоваться как завод по опреснению воды. Срок службы судна должен составить порядка 40 лет. Таким образом, «Академик Ломоносов» представляет собой мобильную ядерную базу.
Россия не исключает экспорта подобных судов. Тем более что интерес к ним проявляют в двух десятках стран (Китай, Индонезия, Малайзия…). Однако Россия официально намеревается продавать не ПАТЭС, а только электричество, чтобы тем самым не нарушать договор о нераспространении.
Таким образом, ПАТЭС должны стать предметом лизинга или аренды. Россия хотела бы придать ПАТЭС экстерриториальный статус, что сейчас несовместимо с действующим международным законодательством и соглашением о нераспространении ядерных технологий. По такому статусу, страны могли бы воспользоваться вырабатываемой судами энергией, однако все радиоактивные вещества остаются собственностью российской компании-партнера и не покидают пределов судна.
Подобная инициатива вызывает целый ряд юридических вопросов в том плане, что экстерриториальность не имеет особого смысла, раз плавучая АЭС должна что-то питать (платформу, прибрежный завод по опреснению воды и т.д.).
Кремль хочет добиться экстерриториальности в международных водах? Как на это отреагирует МАГАТЭ?
В целом, подобный проект потенциально представляется очень опасным. Даже в случае принятия всех мер для предотвращения инцидента остается множество проблем в плане надежности и безопасности (случайный взрыв, экологическая катастрофа, хищение, терроризм, пиратство…).
Однако есть и другие источники беспокойства… В начале года китайское правительство объявило о намерении построить ПАТЭС в рамках программы удвоения своих атомных мощностей к 2020 году. China General Nuclear и China National Nuclear Corporation в настоящий момент разрабатывают два конкурирующих проекта.
Идем ли мы к безудержному распространению атома в морях и океанах?
Вивиан дю Кастель, Жюли Монфор