Для приобщения молодёжи к избирательному процессу чиновники даже готовы разместить на участках ловушки для покемонов. Такую идею, по неофициальным данным, предложил вице-губернатор Омской области Владимир Компанейщиков. Вместе с лидером омских единороссов Александром Артемовым он якобы находится на грани отчаяния, ожидая на предстоящих выборах рекордно низкую явку, способную поставить их легитимность под угрозу. И действительно, сегодня судьбу страны все чаще определяют пенсионеры, а активная часть населения в свою способность влиять на происходящее в стране не верит. Между тем Путин объявил, что эти выборы должны быть честными. Но могут ли они быть такими при низкой явке? Есть ли возможность спасти ситуацию? Может, стоит явку сделать обязательной?
Сергей Сусликов, президент ИД «ТРИЭС»:
– В России и особенно в Омске ситуация патовая: бизнес не верит власти. И народ не верит, что при такой власти возможны перемены к лучшему. Поэтому на выборы не ходят. У чиновников есть серьезная причина для беспокойства: для Путина вопрос честных выборов стоит принципиально. Вот власть и придумывает покемонов, чтобы обеспечить «честным» выборам хоть какую-то легитимность. Что касается обязательной явки, я поддерживаю эту идею: нерадивых граждан надо штрафовать.
Олеся Дорогова, президент БФ «Женщины Сибири»:
– Представляете, какое будущее ждет нашу страну, если его будет определять молодежь, заманенная на покемонов? Явку на выборы повышать нужно не за месяц до них. Нужно повышать уровень образованности и культуры граждан, а это складывается годами. Неявка – это не протест, а отсутствие веры в то, что от обычных граждан что-то зависит.
Ольга Новикова, экоактивистка:
– Как повысить явку? Например, пирожные раздавать, бонусы какие-нибудь: пришел на выборы – сгорели долги по коммуналке. Можно устроить распродажи, концерты, бесплатную лотерею, поставить столики для домино.
Александр Парфёнов, генеральный директор ООО «Форто»:
– Чтобы повысить явку, нужно что-то делать для народа. Если омичи будут видеть смысл, они будут ходить. Все эти новомодные технологии – заманивание избирателей с помощью покемонов – это не работает.
Олег Денисенко, депутат Госдумы РФ:
– Неявка на выборы – это безысходность и неверие. Чтобы привлечь людей к голосованию, их нужно убеждать, что выборы – это единственный механизм изменения власти, что от их голоса зависит будущее. А современные методы, о которых вы говорите, – это попытка воздействовать на не очень умную аудиторию. Подобного я не одобряю, ориентироваться нужно на сознательного избирателя. Что касается штрафов за неявку – мне нравится эта идея. При условии, что в бюллетене вернут графу «Против всех».
Анатолий Соколенко, главный редактор молодёжного информационного проекта «Молния ver. 2.0»:
– Выборы по определению должны быть сугубо добровольным мероприятием. Если человек не считает возможным или нужным высказывать политические (социальные, да какие угодно) предпочтения – его право. Другой вопрос, готов ли он потом мириться с последствиями своего молчания.Что касается «одних бабушек» на избирательных участках, это обычное явление. У любого человека с возрастом усиливается чувство гражданской ответственности.
Игорь Антропенко, депутат Горсовета:
– Явку повысить очень просто! Кандидатам достаточно проводить больше встреч с избирателями, чтобы узнать о проблемах людей, глядя им в глаза. Тогда и доверия к выборам будет больше!
Андрей Алехин, лидер фракции КПРФ в Заксобрании:
– Для нас явка на выборы – дело второстепенное. У нас другая головная боль – «Единая Россия» одного за другим снимает наших сильных кандидатов. Скорее всего, лидеры единороссов поняли, что выборы будут провальными, высокой явки не будет, потому и пошли на такие радикальные меры.
Ева Романс, руководитель женского клуба «Я счастливая»:
– Что делать? Воспитывать в людях патриотизм хотя бы к родному городу. Мы организовывали в Омске встречу с шаманкой Аллой Громовой. Она отметила, что городу не хватает позитивных посылов со стороны его жителей. И действительно, мы с инициативной группой вышли на улицы, чтобы поговорить с омичами, но услышали от них лишь жалобы. На выборах мы тоже планируем обратиться к избирателям и надеемся услышать позитивные пожелания родному городу. Это те уровни, с которых нужно начинать создавать благоприятную среду в городе. И тогда, возможно, подход к выбору власть имущих изменится.
Нина Маляренко, балерина Омского музыкального театра:
– Чтобы привлечь народ, на участках, я думаю, можно обойтись без покемонов – должна быть организована праздничная программа: музыка, песни, пляски, игры. Неявка – это скрытое протестное голосование населения.
Владислав Федорышин, преподаватель ГЭИТИ:
– Нужно учить людей ответственности за свой выбор! Это вполне реально, но процесс будет очень долгим. В идею сделать явку обязательной я не особо верю. У наших людей есть такая привычка – искать на Западе какие-то примеры, на которые можно было бы опереться. При этом речь идёт о заимствовании каких-то отдельных, внешних вещей, контекст-то остаётся наш, российский. У нас это не поможет.
Наталия Сушко, креативный директор «Сушко, Киселёва и Партнёры»:
– Омску покемоны вряд ли помогут. Политическое равнодушие надо искоренять другими, репрессивными, методами. Как минимум штрафовать. Но партия власти в этом не заинтересована абсолютно, потому как низкая явка на выборах им только на руку. Вот и получается замкнутый круг. Чтобы поменять власть, нам нужны инициативы этой самой власти, способные вывести электорат оппозиции на участки.
Оксана Бороздина, педагог:
– Я на выборы не пойду. Это моя принципиальная позиция. Мне абсолютно всё равно, кто будет заниматься разворовыванием бюджетных денег, раз уж я никак не могу это безобразие пресечь. Люди идут работать депутатами не за высокую идею, а за незаслуженно высокие оклады, льготы и т.п. (недавняя история с «золотыми парашютами», которые депутаты-пенсионеры пытались вернуть через суд, – яркое тому подтверждение). Если бы зарплата депутатов была привязана к средней зарплате бюджетников по региону, был бы смысл идти на выборы, т.к. существовала бы надежда, что хоть часть кандидатов идёт в Думу, чтобы работать, а не улучшать своё материальное положение. Ну, а у самих депутатов был бы хороший стимул усерднее работать над повышением благосостояния тех, кто их выбрал.