Новости. Омск

«ПОЛЕ ДУРАКОВ». Как депутат Иванов так и не дождался муниципального автобуса (ОБНОВЛЕНО)

За последние восемь лет государство выделило на перевозку омских льготников 4 млрд рублей! Фантастические деньги, которые из года в год закапывались на «поле дураков» сначала губернатором Полежаевым с мэром Шрейдером, а потом и Двораковским с Назаровым.

Почему мы начали свой отсчет с 2009-го? Тут всё предельно ясно: по Федеральному закону №122 в январе 2009 года должна была завершиться монетизация транспортных льгот в сфере пассажироперевозок. Говоря другими словами, омичам, сотням тысяч льготников начиная с 2009-го должны были перечислить на специальные социальные карты 4 миллиарда рублей, которые, заметьте, невозможно было растранжирить или просто украсть. Зато эти «живые» деньги льготников можно было честно заработать, оказывая ­реальные услуги.

Увы, монетизацию в Омске по ФЗ №122 до сих пор не провели. Вместо нее у нас, как и прежде, действует сугубо коррупционная схема прокачки бюджетных миллиардов через чиновничьи МУПы – то самое «поле дураков», где эти деньги закапываются и разворовываются. У нас был шанс с помощью монетизации легализовать рынок пассажироперевозок сугубо экономическими методами. Но мы, отказавшись от экономических реформ, получили в результате «транспортную мафию» и дорожные коллапсы.

При этом все вышеперечисленные высокопоставленные, всенародно избранные чиновники в своих бюджетных посланиях, да и просто так, на камеру, любили и любят поговорить о социальной направленности бюджета, здоровой конкурентной среде и, конечно же, об инвестициях... О неких инвесторах, которые откуда-то к нам в Омск должны прийти с большими деньгами.

Отбросим словоблудие начальников. Что в сухом остатке?

Об инвестициях и инвесторах, которые должны к нам прийти с мешком денег
У наших правителей начиная с Полежаева и Шрейдера действительно был шанс превратить многомиллионные государственные субсидии в инвестиции, а самих льготников в инвесторов, как это сделали в соседнем Новосибирске. Там к монетизации, а это, несомненно, политическое решение, губернатор и мэр приступили еще в 2007 году. Итоги экономического эксперимента просто ошеломляют. Уже к 2008-му наши соседи потратили на закупку автотранспорта 1,25 миллиарда, из которых, вдумайтесь, один миллиард – деньги новосибирских предпринимателей. Это прямой результат монетизации! Схема предельно ясна: людям раздаются деньги на электронные карточки, а в автобусах, как частных, так и муниципальных, при выполнении ряда простых и ясных правил устанавливаются электронные терминалы. Всё! Теперь у них льготник может садиться в любой автобус, как муниципальный, так и частный, его там ждут, за его деньги борются!
В Новосибирске льготнику, этой «обузе» любой экономики, не просто вернули человеческое достоинство, он стал серьезным инвестором, вложившим в развитие пассажирского транспорта в Новосибирске начиная с 2007-го как минимум 6 млрд рублей. Сегодня у них бизнес, а не чиновник, решает проблемы ремонта, зарплат, горюче-смазочных материалов, страховок, налогов и т.д. и т.п. В Новосибирске в условиях нескончаемого кризиса предельно разгрузили бюджет, действительно высвободив сотни миллионов рублей на решение острых социальных задач.

Это и есть ответ на вопрос: почему новосибирский бизнес выложил на покупку малогабаритных автобусов ­миллиард рублей. И это не всё. В бюджете наших соседей, которым не надо тратить, как в Омске, миллиарды на поддержку «штанов» муниципального транспорта, по­явились дополнительные возможности для решения, как сказано выше, других социальных задач.

У них нет коллапсов! Потому что у них перевозками занимается бизнес, а у нас – чиновники!

О социальной направленности бюджета
У нас в Омске в том же 2007 году областные и муниципальные власти под предлогом «отеческой» заботы об омичах бесстыдным образом изъяли из нищенского бюджета 750 миллионов на закупку крупногабаритных автобусов, которые сего­дня либо простаивают, либо перевозят воздух. Позже они же объявили о так называемой «мягкой» ­монетизации – это когда «живые» деньги отправляются не на электронные карточки льготников, а сразу в МУПы. Естественно, раз деньги льготников, а это сотни миллионов ежегодно, «осваивают» только муповские чиновники, то говорить о здоровой конкуренции на рынке пассажироперевозок не приходится. И какие уж тут инвестиции, когда руководство города, его департамент транспорта жестко делит рынок на муниципалов и частников, на «наших» и «газелистов». Из частников за последние 8-9 лет слепили и продолжают лепить образ врага. Надо ж как-то объяснить омичам, тем самым льготникам, мерзнущим на остановках, почему они не могут сесть в любой проезжающий автобус, как муниципальный, так и частный.

В самом деле, почему? Почему людям, которым государство выделило деньги, не просто отказывают в выборе? Их зачастую вообще не возят! У них, ­осваивающих миллиарды бюджетных денег, изношенность транспорта составляет 95 процентов. Фактически этот металлолом уже не подлежит ремонту, а мы все равно даем им деньги на очередной коллапс. И куда же смотрят прокуроры?

А теперь о социальной направленности... ОНИ, взявшие из бюджета 750 миллионов на закупку муниципальных автобусов, не могли не понимать, что теперь бюджету придется взять на себя и содержание этих автобусов. Помните прошлогодний транспортный коллапс? Страшную трагедию на Сыропятке, когда водитель заснул за рулем автобуса? Он, как и другие муповские шоферы, чтобы заработать, недосыпал и недоедал... В бюджете на зарплаты денег нет! А еще долги по бензину на 150 миллионов, по налогам – 380. А где взять запчасти? И чтоб не воровали! Помните совещание на самом высоком чиновничьем уровне, о котором писали в прессе? Это когда наши губернаторы и мэры решали вопрос, где перехватить 14 миллионов на закупку солярки – «Газпром нефть» за долги им «перекрыла кран».

Вот уровень управления мегаполисом! Казалось бы, в любом учебнике написано: в кризис надо максимально разгружать бюджет! Если люди сами могут решать свои проблемы – открывать рабочие места, возить себя с работы и на работу, оказывать разнообразные услуги населению, т.е. заниматься бизнесом – дайте им такую возможность. Или хотя бы не мешайте.

Впервые о монетизации транспортных льгот я написал в 2009-м...
...в статье «Поле дураков: почему Новосибирск делает миллиарды, а Омск – закапывает». Единственной реакцией властей на мою тогдашнюю публикацию был иск Шрейдера с требованием 5 миллионов рублей за «моральные издержки». Суд мэр проиграл, потому что его представители так и не ответили на единственный вопрос: «Была ли в Омске ­монетизация?».

Монетизации, это когда «живые» деньги отправляются непосредственно льготникам, не было. В результате мы получили набор враждующих группировок и бесконечные рыночные переделы и войны в сфере пассажироперевозок. Чиновники с их МУПами и «газелисты»-частники раскололи общество. Сколько копий уже сломано на этом сугубо идеологическом фронте? Сколько бюджетных денег потрачено, чтобы не подпускать к монетизированным деньгам омский бизнес? Как будто для тех, кто стоит на остановке, есть разница, в какой автобус сесть – муниципальный или ­частный?

Удивительно, но я еще ни разу за эти годы не слышал слово «монетизация» ни в коридорах власти, ни на форумах общественников. Хотя нет. На прошлой неделе депутат Горсовета Сергей Дроздов очертил контуры проблемы предельно ясно:

«За девять месяцев этого года 40 фирм пришли в частные перевозки в Омске. Значит, это выгодно! Бизнес занимается этим и извлекает прибыль, и только муниципальные предприятия работают в убыток себе и требуют дотаций. Я повторяю уже четыре года, что муниципальный транспорт должен нести только социальные функции, то есть возить пенсионерок до поликлиники и детей в школу. Всё! Остальное – это бизнес. И мы должны собрать за одним столом перевозчиков-частников, «пастухов» (все молчат об этом, а в действительности именно «пастухи» контролируют перевозки), чиновников из профильного департамента, людей в погонах, и чётко оговорить все условия. В городе должен преобладать частный транспорт, который должен работать под надёжным контролем муниципалитета. Я уверен: у нас есть все возможности, чтобы заставить тех перевозчиков, которые не хотят соблюдать закон, уйти с рынка».

Добавлю к сказанному, что мы должны исходить из одного непреложного факта: все коллапсы придуманы чиновниками, которые по-прежнему хотят контролировать бюджетные миллиарды. Если завтра встанет весь муниципальный транспорт, омичи этого даже не заметят.

Создайте систему экономических стимулов, чтобы частник хотел работать легально, бился за свой «кусок пирога» на рынке пассажироперевозок, говоря другими словами, снижал или не повышал цены, улучшая качество обслуживания. Велосипеда здесь изобретать не надо, всё уже давно придумано.

P.S. Полемика в СМИ, вспыхнувшая уже после выхода в журнале «Бизнес-курс» статьи «Поле дураков» показывает, что омские власти по-прежнему не хотят или просто не способны увидеть в «частнике», работающем в сфере пассажироперевозок, Инвестора, готового вкладывать в этот вид бизнеса сотни миллионов рублей. Что для этого надо?

1. Начиная с 2008-го на льготников были потрачены миллиарды рублей, но услуги фактически не оказывались. Особенно, в последние годы. Где эти миллиарды, фактически украденные у омичей, вполне конкретными людьми, торпедировавшими реформы в сфере пассажироперевозок? Кто-то должен за это ответить?

2. Перестать делить транспорт, как это делает г-н Маслик, на «своих» и «чужих». Пассажиру все равно, в какой автобус он садится. Обязанность власти - обеспечивать людям свободу выбора. И прежде всего льготникам, на обслуживание которых государство выделяет сотни миллионов рублей в год.

3. Необходимо отказаться от самой идеи спасения муниципального транспорта любой ценой. Сегодня называются фантастические цифры, мол, чтобы «вытащить» муниципалов нужно дополнительно вложить еще 700 миллионов. Только сумасшедшие и... жулики могут вкладывать деньги налогоплательщиков в омские МУПы, где изношенность транспорта достигает 95 процентов, а объем перевозок не превышает и 25. И при этом, есть огромные долги, в том числе и по налогам.

4. Назарову и Двораковскому пора договориться о реальной монетизации льгот. В этом случае на специальные транспортные карточки омичей отправляются живые деньги, которые, естественно, можно потратить только на оплату проезда. Было бы справедливо увеличить эту сумму, поскольку 40 процентов омских льготников сознательно отказались от подобного рода «услуг» муниципального транспорта. При этом оговариваются условия, какой вид автобусов или микроавтобусов может претендовать на перевозку льготников. Именно в этих транспортных средствах муниципалов и частников за счет города устанавливаются электронные терминалы. Это будет хорошим стимулом для бизнеса изменить структуру пассажироперевозок.

5. Муниципальный транспорт не может и не должен конкурировать с частным. Это глупо! И свидетельствует об уровне подготовки наших чиновников. Муниципалы должны работать там, где частнику невыгодно. Если они не готовы это делать, то власть доплачивает частнику из бюджета за обслуживание тех или иных маршрутов. Это нормально, потому что сутью любого бизнеса является зарабатывание прибыли.

6. Что делать с ПАТП? Как что? Это прекрасные инфраструктурные объекты, которые омским властям, так озабоченным поддержкой бизнеса, не нужно возводить заново, тратя на это миллиарды. Теперь надо просто искать решение, как использовать их в интересах развития бизнеса пассажироперевозок, как муниципального, так и частного. 

7. Выдать чиновникам за счет казны проездные и обязать их ездить на работу только на муниципальных видах транспорта в течение одного года. Это по-русски, чтоб быстрее «дошло»... Как до депутата Горсовета Иванова, который несколько часов кряду дожидался на морозе городского автобуса №14.

8. Никаких революций. Власть должна должна помнить, как отче наш, что в сфере пассажироперевозок, как частных, так и муниципальных, работают живые люди. Должен действовать принцип постепенности - не навреди!

Текст: Сергей Сусликов

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

9
2
Евгений Файвишевский21.11.2016 02:09:27
в 2025 можно еще раз об этом написать
17
4
Дмитрий Ким21.11.2016 08:15:17
1. Оплата льготников идет за ФАКТИЧЕСКУЮ поездку.Нет поездки - нет оплаты.
2. Свои и чужие делятся по другому принципу: платит налоги - свой. Не платит - чужой.
3. Очень недалекий человек может думать, что муниципальный транспорт не нужен. (по поводу долгов: давайте муниципалы тоже в черную будут работать, тогда и долгов не будет)
4. За счет города? У муниципалов есть терминалы. Покупали за свой счет. С чего ради частникам за счет города?
5. Муниципалы и сейчас работают на нерентабельных маршрутах. Только частникам предлагаете доплачивать за это а муниципалам нет???
6. Использовать инфраструктуру ПАТП можно и без разваливания самих ПАТП. Или кто-то хочет на этом зарабатывать в личный карман?
7. Опять за счет казны. Вы тут уже виртуально потратили денег больше, чем надо муниципалам на межтарифную разницу.
1
0
киви21.11.2016 09:43:10
А как власти отчитались о проведенной монетизации, и кто ответил за то, что она проведена криво?
3
1
Омичка21.11.2016 12:12:09
несколько часов к ряду дожидался

Источник: http://bk55.ru/news/article/88144/#comment535350
Пишется ,,кряду" - вместе.А в остальном-соглашусь.С Новосибирска можно брать опыт,там многое прекрасно работает.Но Омск всегда идет поперек ветра,своим путем.Ленинцы,что ли...
7
1
Gin21.11.2016 12:30:54
Удивительно поверхностная статья. Что если раздать деньги ВСЕМ, кто имеет право, то сразу благосостояние транспортников улучшиться, или частники начнут за него, за льготника биться? Да им по барабану кого возить, если все должны ПЛАТИТЬ полным рублем. Неужели автор статьи такой наивный - он свято верит в то, что деньги отданные под монетизацию дойдут до покупки билета, что цена компенсации будет всегда успевать за ростом цен на билеты? В Омской области НЕ БЫЛО МОНЕТИЗАЦИИ ЛЬГОТНОГО ПРОЕЗДА. Задача перед Полежаевым, и этим молодым да ранним, как его Безштанько, стояла сделать так, что по документы, ДЛЯ МОСКВЫ, вроде МОНЕТИЗАЦИЯ, а на самом деле (чтобы люди на баррикады не вышли, объясни нормальному человеку что в копеечную ЕДВ транспортная льгота уже включена) просто учетная схема - 30 поездок, поехал, бюджет платит, каждая поездка фиксируется (Новосиб кстати передрал эту систему). Тот кто подбивает назаровское правительство на классическую монетизацию -предлагает всем вместе идти в хаос. 4 млрд. - а вы считали километражи, объем потока платников и бесплатников,содержание гаражного хозяйства, топливо. Публичный транспорт ВСЕГДА УБЫТОЧЕН, везде во всем мире. Ребята, вы главное в этих спорах о людях, простых пенсионерах, инвалидах, ветеранах не забывайте, ок?
26
0
ooooo21.11.2016 13:16:00
"7. Выдать чиновникам за счет казны проездные и обязать их ездить на работу только на муниципальных видах транспорта в течение одного года."
А не надо за счет казны, за счет зарплаты пусть ездят, как и все мы.
2
0
умная курица21.11.2016 13:20:00
Гин, так все и будут платить полным рублем - считывая проезд с эл. карты. Тогда у каждого частника должен быть терминал.
Если льготник наездил менее 30 поездок в месяц - остатки должны переходить на следующий месяц, но не далее. Переездил - не обессудь, плати сам. Ведь почему сейчас льготники ездят на ОТ мало - есть и немощные, и с детьми в колясках, а есть и предпочитающие маршрутки.
Статья вовремя - новенькому начальнику надо взять ее на вооружение. Правда, в случае успеха дептранс не нужен.
0
0
умная курица21.11.2016 13:21:25
Малость попутала - кто с детьми в колясках - тому дорога только в большой автобус.
6
5
Виктор21.11.2016 13:36:45
Хорошая статья. И, как всегда, прав Сергей Сергеевич Сусликов.
Складывается впечатление, что только он один переживает за судьбу города Омска.
А почему остальные молчат? Депутаты, общественники, силовики.
Если бы каждый омич четко обозначил свою позицию, то таких горе-управленцев, как Двораковский, в Омске не было бы!
Обидно и стыдно, до чего довели Омск!
2
1
Gin21.11.2016 14:03:16
Вот интересная логика у некоторых... Все орут про защиту интересов налогоплательщиков, а что при монетизации эти интересы соблюдаются? Сейчас хоты все ясно - есть поездка льготника - идет возмещение из бюджета. В систему может зайти и частник - только обеспечь свои борта терминалами и вперед. Что предлагает ССС? Раздать деньги ВСЕМ льготникам -отказаться от натуральной льготы (это вы прокуратуре области потом будете рассказывать что ТАК МОЖНО), ездить реально будет процентов 60, то есть 40 процентов пролетает мимо транспорта (давайте как здесь сразу в популизм играть не будем, это же бизнес-издание, да?) Списываться с карты? С банковской? Так у них у всех есть карты, куда пенсии, едв идут, да туда идут деньги, куда они их тратят это вы транспортникам расскажите...Извините это всех под один пластик загонять? А как же свободы выбора банковской организации? В той же Москве УЧЕТНАЯ СХЕМА, платежный сегмент в рамках СОБСТВЕННОГО ПРОЦЕССИНГА (карта Тройка) Дептранспорта, наши что это осилят? Они слова такие знают вообще? Никто уже не требует на федеральном уровне монетизации, не те времена... Еще раз прошу - в пылу дискуссии не забывайте про интересы инвалидов, пенсинеров, да тех же транспортников, сама по себе монетизация это не самоцель. Оптимально решение это когда есть гарантированный транспорт даже на одну бабушку в далеком селе, чтобы бюджет справился с нагрузкой, и транспорт вообще ходил. Думаем о людях, ребята, о конкуренции пусть ФАС переживает...
2
0
Для Gin21.11.2016 14:22:18
Это специальные транспортные карточки, как в Новосибирске. С них нельзя деньги обналичить, их можно только использовать через терминал, установленный в автобусе. И деньги сразу уходят соответствующему перевозчику.
4
1
Про интересы инвалидов и прочих21.11.2016 14:25:28
Как раз интересы инвалидов и прочих будут гораздо лучше соблюдаться. Сейчас все эти льготники могут сесть только в муниципальный транспорт, в коммерческий никто без денег не пустит. Поэтому и стоят они часами на морозе, уехать не могут. А так смогли бы себе позволить зайти и в коммерческий.
4
0
Dmitry21.11.2016 14:35:47
Сейчас две из трех маршруток возят льготников
1
0
правдоруб21.11.2016 14:39:18
Не понимаю, если вопрос только в том что к системе оплаты проезда льготников не допускают коммерческий транспорт, так это совсем другой вопрос - монетизация тут не причем. Офигеть логика - отдайте бабло льгоникам, куда они денутся - пойдут нам деньги отдавать на проезд. А если не пойдут? Кто будет митинговать? Сусликов?Кто нибудь считал сколько денег, за которые так печется автор останется в карманах отказников? И кто-нибудь считал обеспечит ли это гарантированные перевозки туда, где пассажиропоток - один дед раз месяц за пенсией в районный центр? Вообще тему села почему никто не учитывает, все Омск, Омск..
0
4
Гражданин21.11.2016 21:32:59
При В.Ф. Шрейдере был порядок, и муниципальный транспорт работал как часы, без ежегодного повышения платы за проезд
2
0
Ирина (другая)21.11.2016 21:41:45
Выдать чиновникам за счет казны проездные и обязать их ездить на работу только на муниципальных видах транспорта в течение одного года.
=====
Осинский вроде как ездил, но бодаться с деревьями надоело
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru