Представитель управляющей компании, председатель координационного совета УК при СРО «Содействие развитию ЖКК» прокомментировала ситуацию с новыми платежами.
– Каковы ваши первые впечатления от введения расчета за ОДН по нормативам?
– Нужно помнить, что ОДН, по идее, это разница между общедомовым потреблением и индивидуальным, которое определяется по счетчикам. Сейчас у нас появились нормативы, которые считаются по формулам и в зависимости от общей площади дома. Где логика этих расчетов, неизвестно. Весь негатив людей направлен при этом на управляющие компании, потому что мы собираем с жильцов плату, которая повысилась. Очень сложно объяснить населению, что управляющая компания деньги за ОДН к себе в карман не кладет и ресурсы сверх нормы тоже не потребляет.
– Как вы действуете в сложившейся ситуации?
– Мы в этой ситуации поддерживаем население. Жители ставили приборы учета, а законодатель на их стараниях поставил крест. Откуда вообще эти нормативы взялись, как до них додумались, непонятно. Ситуация сложная, она провоцирует социальное напряжение. Ресурсоснабжающие организации заморачивались также с установкой счетчиков, с расчетами, чтобы эта система вычислений работала. И только все наладилось – на федеральном уровне опять все поменяли. И мы снова получили уравнение с несколькими неизвестными.
– Как вы в данной ситуации общаетесь с жильцами? Даете ли им какие-то пояснения?
– Мы пытаемся. Но, во-первых, люди это очень тяжело воспринимают, переживают, волнуются. Особенно пенсионеры. Для них это огромный стресс. Во-вторых, когда управляющие компании ищут информацию, чтобы дать людям пояснения, то мы сталкиваемся с тем, что все акты друг другу противоречат. А население, которое тоже пытается задавать вопросы, везде футболят. Негатив, повторяю, выплескивается весь на нас, на УК. Выгоды же мы с этого никакой не имеем.
Если ранее мы мотивировали граждан устанавливать приборы учета общедомовые и индивидуальные, мы сами ставили энергосберегающие светильники, старались, помогали сводить ОДН к нулю в домах, то теперь внезапно с введением нормативов оплата для таких «нулевых» домов стала такой же как для всех остальных.
– Как можно решить эту проблему?
– Эту проблему нужно решать на федеральном уровне. Я вижу в чем проблема – в Москве думают, что у нас тут деревня, можно творить что угодно. А мы работаем от лица населения и знаем, во что это все населению обходится. По мнению властей, УК должны заниматься ресурсосбережением, но с точки зрения бизнес-процесса, нужно сначала посмотреть, как это будет работать, а потом уже принимать законы. А у нас получилось все наоборот, с бухты барахты, в результате мы должны за три дня были рассчитать новые квитанции.
– Прогнозируете ли вы финансовые потери от сложившейся ситуации?
– У управляющих компаний две проблемы: если люди по нормативам ОДН не заплатят, за это несет ответственность УК. Финансовую, разумеется. Если потребление ОДН выходит сверх нормы, а люди не готовы принимать решение о повышении тарифа – управляющая компания тоже окажется в убытке, ей будет нечем рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, УК сначала рассчитывается за все коммунальные услуги, а текущий ремонт осуществляется по остаточному принципу. Все деньги, которые могли пойти на него, «сожрет» ОДН.
– Только ли в связи с введением нормативов по ОДН у вас возникают проблемы?
– Надо думать, что нужно населению в нашем регионе. Управляющие компании должны подметать, мыть пол, ремонтировать дом, заниматься благоустройством. А вместо этого мы за сайты, положенные по закону, кучи денег платим, программистов нанимаем на работу, а также тратим время на бумажную волокиту – людям это все не нужно.