«Отчитался», «удалось сбыть...», «чиновники пришли к выводу, что нужно объединить в рамках больших лотов хороший товар и неликвид...».
Читаешь все это из отчета руководителя департамента мэрии Асташова перед депутатами Горсовета и диву даешься. Эти чиновники, дилетанты по сути, угробили профессиональный рынок «наружки», породив некачественной аукционной документацией беспредел на улицах, и идут отчитываться о каких-то успехах?
Успехах в чем? Что денег собрали в четыре раза меньше, чем могли? Или о бездарно закончившейся многолетней борьбе за чистоту омских улиц, на которые теперь выйти страшно?
Я лично вообще не понимаю, что значит «удалось сбыть...»! Вы что, господин Асташов, водкой паленой торгуете? Или джинсами из-под полы во времена оные? Зачем надо было вообще сбывать неликвид? Вам профессиональные участники еще на самой первой встрече говорили о необходимости срочно провести анализ Схемы. ГОСТ сильно изменился, можно было за полгода до аукциона совершенно легко исключить все, что вы называете неликвидом... И, наоборот, включить места, интересные городу и бизнесу, оформив при этом все необходимые разрешения. Это элементарно для человека честного, желающего добра своему городу.
Так чем же руководствовались Вы, когда в кризис решили нагрузить предпринимателей неликвидом, да еще и повысив плату за этот неликвид. А теперь Вы еще и гордитесь этим «злодеянием»! Вы хоть отдаете себе отчет в том, какой ущерб нанесет экономике Омской области вот такая своеобразная чиновничья «помощь» предпринимателям? Возьмите ручку и считайте в столбик! Бизнес в ближайшие десять лет не заработает на «асташовском неликвиде» как минимум сотни миллионов рублей. А это налоги в разные уровни бюджетов, в том числе и городской, неоткрытые рабочие места и, безусловно, удар по будущим инвестициям в современные высокотехнологичные рекламные конструкции, украшающие город.
Вообще, после «наведения порядка» вокруг «наружки» вопросов осталось больше, чем ответов. Зачем, к примеру, резко ломать успешную формулу проведения аукциона, которая давала омскому бюджету прирост на 82% от стартовой цены лотов вместо жалких 21%?
Зачем проводить аукцион, когда 100% участников профессионального рынка на встрече у Поморгайло выступили против его проведения в таком виде? И просили перенести на месяц или реализовать поэтапно 4-5 аукционами до конца года!
Или почему было отвергнуто компромиссное предложение рекламных агентств расформировать 4 и 5 СУПЕРЛОТЫ и выставить их в розницу, что явно поспособствовало бы большему интересу к торгам?
Как Вы, г-н Асташов, объясните тот факт, что Ваш департамент не принял ни одного предложения ни от профессиональных участников рынка, ни от общественной организации – Омского областного союза предпринимателей, который предложил идеальную формулу отбора и продажи мест. Это когда есть возможность участвовать в торгах как по отдельным конструкциям, так и по лотам, сформированным на базе опроса участников и всех заинтересованных лиц. В этом случае аукцион был бы максимально открытым и прозрачным. А участников было бы в разы больше. А значит, и денег город получил бы тоже в разы больше!
Даже мэр перед отпуском готов был отменить этот Ваш аукцион. Но Вы сказали свое «нет»: мы будем проводить его так, как хотим! Точнее, Вы хотите! И ведь провели, выбрав август – «мертвый» для бизнеса сезон.
Замечание руководителя Омского УФАС на встрече с бизнесом, который согласился с предпринимателями, что времени (всего 3 дня) для анализа 1000 мест действительно мало, Вы тоже оставили без внимания. Почему?
Может быть, все дело в том, что неделей ранее неизвестная на рынке «наружки» компания «ДиалогАвиаТрэвел», принадлежащая очень известному омскому олигарху Мореву, написала письмо в ДИО с просьбой (или требованием) провести аукцион и выставить разом все места... И не просто выставить, а с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ соблюдением всех рекомендаций этой компании. И Вы, ВДРУГ, с невиданной до этого «прытью» за неделю «состряпали» аукцион, который, если его не отменят, еще долго будет служить поводом для скандальных обсуждений.
Это ведь уже давно не секрет, что в кулуарах департамент, которым Вы руководите, и особенно отдел аренды давно называют филиалом крупной рекламной компании, работающей в тесной связке с местным олигархом от ВПК Моревым.
Может, поэтому Вы и не стали расформировывать «суперлот» (сотни конструкций в самых престижных местах города), чтобы он достался ей по начальной стоимости?
Есть к Вам, г-н Асташов, и другие вопросы. Вы начали свои так называемые «реформы» под лозунгами наведения порядка и чистоты на омских улицах. А что получилось реально? У чиновников, которые курируют «борьбу за чистоту и порядок», появилась еще одна кормушка?
Может, Вы объясните, почему кто угодно (депутаты, обычные люди, в соцсетях) видит этот беспредел, санкционированный Вами на городских улицах, а Ваши контролирующие специалисты в упор не видят?
Я Вам назову одну из возможных причин, когда за спинами участников рынка через «прокладку» в виде МУПа Вы заключили в нарушение антимонопольного законодательства сделку с одной из структур господина Морева для расправы с несогласными с Вашей политикой? Фактически Вы дали разрешение одному участнику рынка расправляться с другим под вывеской борьбы с незаконными конструкциями. Очень избирательная борьба получается, господин Асташов! Потому что многие конструкции г-на Морева устанавливаются сегодня не по схеме, а куда он считает нужным, вызывая справедливый гнев депутатов и прочих граждан, а, значит, они ничем не отличаются от конструкций, которых в этой схеме нет. Почему не заставите поставить их в соответствии со схемой? Почему не демонтируете конструкции, установленные по «беспределу»?
Есть еще одна фундаментальная проблема, возникшая после скандального аукциона. Речь идет даже не о тех огромных рисках, которые получили предприниматели, выигравшие аукцион, результаты которого могут быть отменены по решению суда (кто компенсирует расходы предпринимателей? Вы?). Все гораздо хуже!
Асташовский аукцион заложил мину замедленного действия под весь рынок наружной рекламы в Омске. Поскольку в Схеме нет точных координат рекламных конструкций, возникает риск, что тебя выкинут с рынка в любой момент еще до окончания действия договоров. Ведь документы, которые выдаются департаментом победителям аукциона, не только не защищают их от силовых структур, но и дают этим структурам возможность очередного передела рынка, так сказать, на раз-два!
Или Вы специально, г-н Асташов, оставили себе такую возможность – держать участников рынка на «коротком поводке»? А про такие безобидные нарушения, как продажа мест под установку рекламы на частных землях господина Латарии или «Газпрома», вообще молчу. Это мелочи, как сказал ваш представитель в суде, «техническая ошибка».
Для всех здравомыслящих людей ответы на эти вопросы очевидны. В приватной беседе один высокопоставленный руководитель крупной международной рекламной компании заметил, что «такого беспредельного, как в Омске, аукциона в России еще не было за всю историю их проведения».
Вот такие у нас УСПЕХИ, господин Асташов! Так и хочется спросить по результатам Ваших «трудов»: «А есть ли у чиновника Асташова совесть или это тоже неликвид?»
P.S. Ниже приводим цифры, которые были получены в ходе торгов за 2015 г. (без Асташова) и 2016 г. (при Асташове) и которые чиновники деликатно умолчали при отчете в Горсовете.
До Асташова
Торги 2015 года – выставлено 117 мест, продано 108 мест
Стартовая цена (108 мест) – 15,7 млн руб., продано на 28,5 млн руб.
Рост на 81,6%
При Асташове
Торги 06.09.2016 г. – выставлено 924 места, продано 904 места
Стартовая цена (904 места) – 157,7 млн руб., продано на 192,4 млн руб.
Рост на 22%
Если предположить, что 904 места были бы реализованы по такой же формуле, как в 2015 г. (1 лот – 1 место), т.е. с таким же ростом, как в 2015 г. (81,6% от стартовой цены), то город получил бы на 94 млн руб. больше
Текст: Егор Сусликов