Директор экспресс-гипермаркетов «НоваТор» недоумевает: не весеннее ли обострение у законотворцев, выразившееся в табу на работу ритейлеров по воскресеньям? Он уверен, что с нашим уровнем экономического развития и производительности труда надо вообще работать круглосуточно.
– БРАТЕЦ Лис'С РАЗБУШЕВАЛСЯ. Сенатор Лисовский лоббирует очередное ужесточение печально знаменитого своей абсурдностью «закона о торговле» – запрет гипермаркетам работать по воскресеньям вообще, по субботам – после 16:00, а по рабочим дням – после 21:00. Всё это, якобы, для того чтобы защитить несетевые минимаркеты от удушения сетями.
Надеюсь, это первоапрельская шутка или 31-мартовская утка. Но, учитывая тенденцию, больше смахивает на весеннее обострение.
Апеллирует сенатор, естественно, к одиозной замше предгосдумы Яровой – глашатаю предыдущих притеснений розничной торговли. Которая старательно косплеит то ли Бастинду, то ли Шапокляк, то ли Ябеду-Корябеду.
По-видимому, Лисовский плагиатит аналогичное законодательство некоторых зарегулированных европейских стран. Что не делает его инициативу более вменяемой, так как и эти и некоторые другие специфические европейские порядки систематически высмеиваются нашими СМИ под дружное ржание граждан с показательным верчением пальца у виска.
Кстати, на наиболее похожих на нас, но более развитых розничных рынках США и Китая подобных ограничений нет. Я считаю, что если следовать какому-то примеру, то лучше этому.
И всё же, истинная цель данного мероприятия от меня ускользает. На форумах мнения разделились – от предложения срочной психиатрической помощи законотворцам до интерпретации инициативы как запугивания сетевиков с целью вымогательства денег за то, чтобы этот законопроект никогда не был принят.
Да, я слышал, что Лисовский, испытавший после дефолта 1998 г. катарсис и нашедший себя в куроводстве, недоволен господством сетей над производителями. Он наверно бы предпочёл, чтобы сетей не было вообще, только разрозненные магазинчики, над которыми господствовали бы производители.
Но если бабушка хочет стать дедушкой – есть способ проще, чем переломать весь рынок. Нравится господствовать – продай производство, купи розничную сеть и будешь господствовать. Или создай фирменную розницу производителя. Так тоже можно делать – есть успешные примеры. Даже в Омске.
Досадно, что проталкивает этот законопроект не какой-нибудь недобитый председатель колхоза, чудом вышедший из 40-летей комы, а икона бизнеса 90-х, бывший главный дискотекарь столицы, носильщик баксов в коробке из под ксерокса и т.д. Как он переродился из трибуна свободной экономики в её душителя?
Для потребителя ведь суть запрета сводится к тому, чтобы работающим 5/2 людям максимально затруднить покупку продуктов по минимальным ценам и лишить их возможности выбора. Это приведёт к росту расходов на продукты на 20% в регионах и на 100% в Москве. Такая разница в ценах минимаркетов и гипермаркетов определяется уровнем арендных ставок, зарплат и плотности населения.
Так чего же этим можно добиться? Повышения уровня жизни избирателей путём принуждения их к покупкам продуктов втридорога? Оригинальный способ укрепления стабильности во время кризиса, да ещё перед президентскими выборами. Или цель как раз противоположная?
Да, кстати, в глаза сразу бросается выраженная московскость законопроекта. Гигантские московские расстояния и пробки могут отчасти сыграть на руку запрету. Но в регионах-то ничего подобного нет. Почти у каждого работающего есть неработающий родственник, да и с работы почти всегда можно отпроситься. Существованием замкадышей, вероятно, как всегда, решили пренебречь.
А поможет ли этот запрет, как декларируется, пресловутым несетевым минимаркетам? Нисколечко! Ведь их роль на рынке совершенно иная – они должны располагаться в шаговой доступности и располагать продуктами первой необходимости – желательно круглосуточно. Наивно рассчитывать, что потребители вместо закрытых гипермаркетов ломанутся в выходные дни в несетевые минимаркеты по соседству, чтобы набивать огромные телеги микроскопическим ассортиментом продуктов по высоким ценам.
От показушной симуляции заботы о малом бизнесе – никакой пользы.
Впрочем, помочь минимаркетам можно очень легко. Надо только разрешить им круглосуточно торговать алкоголем. Причём, без НДС, на упрощёнке или вменёнке и от ИП. Когда это запрещали, не было ЕГАИС. Сейчас ЕГАИС есть и, стало быть, нет никакого риска, что они примутся продавать алкоголь, с которого не уплачен акциз. Значит, государству выгодно, чтобы ночью, если кому-то приспичит, алкоголь покупали легальный в легальных точках, а не поддельный или самодельный в нелегальных.
Если так сделать, появится большое количество круглосуточных минимаркетов. И сетевых и несетевых. И гипермаркеты запрещать не надо будет. И доля серого рынка алкоголя сократится. А если не принуждать минимаркеты к внедрению онлайн-касс, им вообще так хорошо станет, что они повесят портреты авторов законопроекта у себя в кабинетах и станут на них молиться.
Если же законопроект будет принят, то гипермаркеты, на мой взгляд, особо не пострадают. Покупательский поток к ним перераспределится на другие дни и часы, расходы, правда, придётся сократить, в том числе и за счёт сокращения персонала. А покупатели – они как вода. Они просачиваются туда, где им лучше, обтекая любые плотины и барьеры.
Производителям скоропортящихся продуктов также придётся подстроить график работы под гипермаркеты, сократить часть персонала и т.д. Законодатели же не станут обязывать гипермаркеты принимать скоропортящиеся товары в собственные нерабочие дни, а потом за свой же счёт и списывать? Или я их недооцениваю?
Поставщики производителей скоропорта тоже поменяют свои графики. Улавливаете, к чему я клоню? Эффект карточного домика налицо. Сложнее всего будет коровам не доиться по выходным. Но, я полагаю, если уважаемые инициаторы запишут совместное видеобращение к ним, бурёнки прислушаются.
Ах, если бы это непреодолимое зудящее желание что-нибудь порегулировать и позапрещать направить в общественно-полезное русло. Например, прекратить порочную практику инъектирования кур птицефабриками с целью продажи солевого раствора по цене курятины. Или побороться с разбавлением производителями сливочного масла пальмовым, без указания этого незначительного факта на этикетке, конечно, исключительно по забывчивости. Или разобраться с упаковками 180 г. стыдливо мелким шрифтом с робкой надеждой, что покупатель примет их за 200 г., но дешевле.
Кстати, бывший главсанврач Онищенко, сколько бы его не клеймили фриком, выступил категорически против ограничения времени работы гипермаркетов. И именно из-за того, что это ограничивает права потребителей.
Я же от себя добавлю, что нам, с нашим уровнем экономического развития в целом и производительности труда в частности, надо вообще работать круглосуточно – и магазинам и производствам и банкам и госструктурам. Тогда и только тогда мы начнём догонять стремительно развивающиеся страны, а не наоборот, как сейчас.
Напоминаю также, что с 1999-го по 2009 г. всего за 10 лет в России была выстроена современная отрасль розничной торговли. На развалинах похороненных дефолтом постсоветских магазинов, приватизированных ранее заведующими. Безо всякой, прошу заметить, государственной поддержки.
Но рынок ещё сыроват. И ревнивые поползновения регуляторов преждевременны. Они подрывают здоровье находящихся в пубертатном периоде национальных сетей, которые, несмотря на свою несомненную хищность, всё же, для тех же государственников, предпочтительнее интернациональных. Которые, прошу заметить, нами по настоящему ещё не занялись, только разминаются.
Продовольственная безопасность страны обеспечивается не только производителями, но и торговыми сетями. Их мобилизационные возможности на случай чрезвычайной ситуации надо непременно учитывать. Недаром в уважающих себя странах господствуют именно национальные сети. Поэтому и нашим надо дать окрепнуть и возмужать.
Это не значит, что не должно быть международных сетей. Они нужны и важны и как пример и как вызов для конкуренции. Но лучше, если национальные сети не будут ими полностью раздавлены. Поэтому протекционизм отечественным производителям продуктов – это замечательно. А популистское гнобление розницы – это равносильно пилению даже не сука, а дерева, которое обеспечивает связность и производителей и потребителей и работников отрасли и фискальных служб и даже всевозможных дятлов.