Новости. Омск

Омское метро и профессионалы

Вы когда-нибудь имели дело с непрофессионалами? Они всегда мешают. Вот буквально - заняты вы каким-то очень важным делом, и в самый ответственный момент приходят всякие непрофесионалы и неспециалисты и всё портят.

Вот и глава “Мостовика” Олег Шишов столкнулся с этой проблемой, о чём позавчера негодовал в небольшом, но очень, так сказать, цитатоёмком интервью БК55. Как известно, компания, которую возглавляет Олег Владимирович, уже долгие годы планомерно приближает Омск к светлому будущему - строит метро. Разумеется, самое современное и передовое. Но как только “Мостовик” решил чуть-чуть изменить проект - на еще более современный и передовой - тут же подобно воронью слетелись непрофессионалы со словами про какой-то скоростной трамвай и прочими глупостями.

“В итоге может получиться, что деньги пойдут на непонятно что” - с горечью резюмирует метростроитель.

Неужели и правда в Омске образовалась кучка вредителей, которые ненавидят метро и желают, чтобы деньги пошли “на непонятно что”? А давайте посмотрим на что же идут деньги сейчас, и какие именно деньги.

Недавно на сайте областного правительства был опубликован проект бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов. Напротив пункта “транспорт” значатся суммы 1 460 552 668,17, 1 249 532 497,48 и 589 082 142,80 рублей соответственно. При этом, согласно опубликованному на том же сайте проекту государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы Омской области (2014 – 2020 годы)", большая часть затрат областного бюджета на развитие транспорта должна пойти на строительство омского метрополитена - 1 006 000 000,00, 1 005 000 000,00 и 306 000 000,00 рублей в 2014, 2015 и 2016 годах.

То есть, перед нами такая картина.
бюджет

Львиная доля транспортного бюджета всей области - более миллиарда рублей в год - уходит на метро. При этом для завершения первого, пускового участка, длиной 7 километров и состоящего из 4 станций, требуется еще 16 миллиардов. Теми темпами, что сегодня идет строительство, это грандиозное событие произойдет только через 16 лет - в 2029 году.

Других средств на строительство метро на горизонте пока не видно. Но даже если вдруг над городом прольется денежный дождь или, отчаянно буря тоннели, метростроители обнаружат денежную скважину, и первый участок всё таки будет запущен к 300-летию Омска, много ли даст нам 7-километровый обрубок из 4 станций? Пускай даже еще через несколько лет, при непрекращающемся денежном дожде, он превратится в целую ветку.

А окажемся мы ровно в той же ситуации, в какую попали большинство крупных российских городов, обзаведшихся метрополитеном - он будет работать вхолостую, перевозя 5-10% пассажиров и съедать просто колоссальные деньги на своё содержание из нищего городского бюджета. Казань, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск и даже Екатеринбург - ни для одного из этих городов метрополитен не стал панацеей.

Метро - это система, рассчитанная на перевозку 25 000 - 50 000 человек в час. В Омске в пиковые периоды пассажиропоток едва превосходит 15 000 человек в час, а в среднем будет держаться на уровне 5 000 - 6 000. Об этих же цифрах заявлял ранее и сам Шишов, прогнозируя в метро пассажиропоток в 106 000 человек в сутки.

Поэтому уже сейчас можно сказать, что метро в Омске будет убыточным. Кто будет покрывать убытки? Наверное, горожане готовы будут платить по 50 (в лучшем случае) рублей за проезд? Судя по последним событиям, они и 20 то не очень готовы платить. Убыточная система будет содержаться за счет городской казны - 200 - 300 миллионов рублей ежегодно будет стоить фраза: “Зато у нас теперь есть метро”.

 

цитаты великих людей1

Другие города, по словам Олега Шишова, это Екатеринбург и Челябинск. Единственное, что может перенять Челябинск - это, пожалуй, буква “М” над подземным переходом. Во всем остальном их история схожа с омской - те же потраченные десятилетия и то же отсутствующее метро. Разве что для открытия первого участка там нужно еще 30 миллиардов, а не 16, как у нас. Так что те деньги, которые забрали у Омска в пользу Челябинска, о чем так негодовал глава “Мостовика”, погоды в уральском городе не сделали - они, как и мы, остаются ни с чем.

Что перенимать Екатеринбургу, вообще не понятно. Там с горем пополам функционирует одна 13-километровая ветка метро из 9 станций, на дальнейшее развитие денег в федеральном бюджете не заложено. Но едва ли кто-то из горожан сильно этим фактом опечален. Ведь Екатеринбург знаменит другим - это редкий город в России, который не только сохранил, но и развил трамвайную сеть. Её протяженность в 15 раз больше, чем у метро, и перевозит она в 2 раза больше людей.

Но давайте не будем забывать, что омское метро - самое современное. “Вы поймите, тот проект, который сейчас реализует “Мостовик”, - это не советское метро, а самое современное метро, которое есть в Сеуле, Копенгагене” - предвосхищает наши ожидания господин Шишов.

“Самое современное метро” - это так называемое “метро без машиниста”, причем состоящее из двух или трёх вагонов. Зачем при этом тратить десятки миллиардов и десятки лет на то, чтобы они ходили именно под землей, а не по существующей трамвайной сети, не очень понятно. Тем не менее, именно этот проект сейчас отдан на госэкспертизу, и как раз ему, по словам главы "Мостовика", сегодня вредят всякие “непрофессоналы и неспециалисты”.

Сравнение с Сеулом и Копенгагеном, конечно, льстит. Но не будем забывать, что, к примеру, сеульское метро - второе в мире по пассажиропотоку (перевозит более 2 миллионов пассажиров в день), а единственный в Дании метрополитен, первые две линии которого обошлись примерно в 100 миллиардов рублей, строится в том числе за счет частного финансирования.

волгоградский скоростной трамвай
(волгоградский скоростной трамвай)

Более актуален для нас опыт Волгограда. Именно его приводят в пример “непрофессионалы и неспециалисты”, когда говорят об изменении проекта омского метро. В Волгограде соединили имеющуюся инфраструктуру метро из двух подземных станций с трамвайной сетью и в итоге получили одну из самых эффективных систем скоростного внеуличного транспорта в России, которая в год перевозит в несколько раз больше пассажиров, чем метрополитены Самары, Казани и Нижнего Новгорода. И стоит такая система раз в 15 дешевле классического метро.

“Я считаю, что в том виде, о котором сегодня говорят – два перегона под землей, а потом сопряжение с существующими наземными трамвайными путями – "скоростной трамвай" существенно не решит транспортную проблему в Омске” - сходу отметает предложения глава “Мостовика”. И действительно, у такой системы есть свой предел - перевозить более 30 000 человек в час она вряд ли сможет. Правда, такое количество пассажиров в Омске появится лет через 30, но это уже другой вопрос. Лучше сразу копать метро - примерно к тому времени оно и откроется, а город может потерпеть.

Видно, насколько стратегически, державно мыслит Олег Владимирович. Что ему эти сиюминутные проблемы в сравнении с вечностью.

А еще есть опыт Красноярска, где в мае этого года приняли решение законсервировать недостроенную ветку метро на неопределенный срок.

Если такое провернуть в Омске, то теоретически за миллиард в год можно капитально отремонтировать всю трамвайную сеть в городе, закупить несколько десятков новых трамваев, троллейбусов и автобусов и уже через 2-3 года получить обновленную, исправно функционирующую и, что самое важное, связную сеть наземного общественного транспорта, проходящую через все районы Омска.

“Эти люди не понимают, сколько стоит нам содержать и сохранять стройку омского метрополитена в Омске” - вновь жалуется господин Шишов на известную шайку вредителей. Тем временем в проекте областной госпрограммы указана сумма - 4 миллиона рублей в год.

цитаты великих людей2

“Заявления о неком скоростном трамвае – это примитивные заявления непрофессионалов. Вы только представьте, этот самый трамвай пулей пронесется между двух остановок, а дальше что? Это будет бессмысленная трата денег” - это, пожалуй, главный кусок всего интервью.

Что ж, стоит дать слово профессионалам.

Вукан Вучик, профессор университета Пенсильвании, ведущий советник минтранса США, разрабатывавший транспортные системы таких городов как Нью-Йорк, Торонто, Рим, Белград, Неаполь, Каракас, Эдмонтон, Манчестер и Мехико, год назад комментировал планы Омска по развитию метро:

“Все зависит от того, что вы называете «метро». Есть много более дешевых способов строить метро. Решения типа легкорельсовых систем стоят намного меньше и позволяют сделать больше линий. Иногда возможно сочетание различных элементов, например, метро, которое пересекает улицы в специальном режиме, со специальными сигналами. Обычно у метро не бывает подобных пересечений, но существуют исключения – в Чикаго метро пересекает ряд улиц, рельсовая система в Ричмонде пересекает многие улицы, причем на полной скорости. <...> Вы должны пойти к федеральному правительству и сказать: мы хотим модифицировать метро и продолжать получать деньги из ваших фондов, это будет то же метро, только будет по-другому выглядеть.<...> Конечно, альтернатива выглядит не как "метро против какого-то другого вида транспорта". Вы либо имеете несколько километров метро, либо вы модифицируете метро и получаете в несколько раз больше километров и линий. В городах, где нет метро, но есть выделенные линии трамвая, они и являются главной ценностью и должны использоваться более эффективно и развиваться дальше, потому что 5 станций метро явно недостаточно”.

“Система наземного транспорта является базовой, - объясняет Антеру Алку, финский транспортник и автор книги "Tram is coming again”. - Если количество пассажиров настолько велико, что наземный транспорт, даже имея современную трамвайную сеть, не выдерживает, то только в этом случае вам нужна так называемая “система второго уровня” - подземный метрополитен - которая будет в разы дороже”.

Пожалуй, единственные слова Олега Шишова, с которыми я полностью согласен: “Делать публичные заявления о таких масштабных проектах нельзя, не разобравшись, нужно прежде все досконально обсудить в сообществе профессионалов”.

С этим и связано моё предложение господину Шишову - оплатить приезд в Омск профессора Вукана Вучика, как летом этого года в Москве делали “Городские проекты” для обсуждения проектов реконструкции Ленинградского проспекта и Северо-западной хорды и написания подробного независимого доклада.

Весной в Москве на этот проект пожертвовали более 2 миллионов рублей простые горожане. Очевидно, что в Омске столько масштабный сбор средств организовать нереально.

вопрос шишову

Поэтому прямой вопрос к Олегу Шишову - готовы ли Вы или ваша компания оплатить приезд в Омск одного из авторитетнейших транспортных специалистов в мире Вукана Вучика и его аналитическую работу по поводу проекта омского метро?

Профессор Вучик в общих чертах уже знаком с транспортной системой Омска и находится в более выгодном положении, чем остальные эксперты его уровня.

Ориентировочный бюджет - 1 миллион рублей.
Я связался с профессором Вучиком - он готов приехать в Омск, если его пригласят.

Принятие решений в сфере транспорта должно основываться не на прихоти строителей, властей или отдельных горожан, а исключительно исходя из данных современной транспортной науки. Иначе мы так и будем тратить миллиарды и десятилетия на сомнительные проекты и сидеть возле перехода с буковкой “М”.

 

Павел Акимов

Просмотров (5972)

Комментарии (9)
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

Для того, чтобы оставить комментарий от своего имени необходимо авторизоваться.
Для того, чтобы оставить комментарий без регистрации необходимо заполнить форму, приведенную ниже
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Жительгорода29.11.2013 11:59:52
Приземленность решений Правительства области не позволяет рассмотреть более эффективные комплексные решения, связанные с общественным транспортом города.Кроме легкого и тяжелого метро и "скоростного трамвая" есть и успешные проекты , которые могут использовать эту "дырку- тоннель метро" Это Монорельс- и он может без проблем, без пересечений , без пробок и переездов двигаться со скоростью до 80 км\час. И тогда жители города могут без проблем перемещаться от Солнечного до Амура и от Нефтяников до Московки. Две проблемы- монорельс не так дорог как метро - дешевле примерно в 7 раз, вторая проблема он может двигаться на высоте более 35 метров над всеми улицами и домами, и пассажиры будут видеть весь срач городского хозяйства. А кто этого хочет? Власть точно НЕТ!
чож03.12.2013 00:50:00
вы чушь не несите неуважаемые, если головой думать не умееете или не хотите. и автор и комментатор первый... во первых на обрубок из 4х станций НЕ НУЖНО 16 млрд рублей. работу тормозит как я понял именно то, что перелопаченный проект пока еще не принят. и можно копать пока только тоннели и выкопано уже три четверти их. на все про все с метромостом освоенно 8млрд. и вы хотите сказать что непостроенные 3 станции стоят еще 16 ярдов??? вот здесь было озвученно губернатором же, что эти деньги необходимы для 2х веток, т.е до самой парковой - туполевской!? дорыть до туда тоннели а станции там наполовину готовы >>>>> какие 16 лет вообще о чем вы? кому это нужно... либо достраивают за 5 лет при одобренном финансировании, либо откажут совсем, и трамвай этот раскрасивый никому не нужен http://www.interfax-russia.ru/Siberia/report.asp?id=410744&sec=1674
чож03.12.2013 00:51:58
внимательно читаем... Как ранее сообщал В.Назаров, на достройку ДВУХ ВЕТОК омского метрополитена требуется около 16 млрд рублей, но "федеральный центр выделяет пока только по 1 млрд (рублей) ежегодно". При этом губернатор выражал уверенность, что "ДАЖЕ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЪЕМОВ финансирования со стороны федерального центра первая ветка метро будет достроена в 2016 году"
Омич05.12.2013 17:09:32
В общем ШИШ вам, а не омское метро, ребяты.
Всегда смущал факт, что в других крупных городах трамваи в почете, а в ОМске в загоне. Надо расследовать, кто убил Омский трамвай и предать этих негодяев суду. Трамвай - самый современный и годный городской транспорт, а не эти ваши маршрутки, которые только кормят чиновников.
Ыракун07.12.2013 11:40:41
Олег Шишов - сам НЕпрофессионал!
Он - кто угодно, депутат, руководитель, мостостроитель, но НЕ ТРАНСПОРТНИК!
И в метро не рубит, а бъётся за федеральные средства, которые Мостовик закопает в землю.
А на интересы города и омичей ему на*ть!
ivan11.12.2013 09:08:20
Когда пишите о скоростном трамвае в Волгограде не надо забывать где он проходит. Выделенная трасса еще в конце 70-х. В Омске этого нет и не будет - надо сносить сотни домов. И климат – средняя температура в Омске минусовая. Омск, благодаря нашим архитекторам, застроен так, что не то, что проехать - ходить негде. Дороги расширили ( Омская, К.Путь, Орджоникидзе, Герцена, Омская) за счет тротуаров. Дома стоят в метрах от края проезжей части. Для живущих там – это ад. Ведется застройка окраин – Московки, например, а новых дорог нет. Люди селятся все дальше от мест работы и учебы. Нужно где-то и на чем-то ехать. Нашим властям главное чтобы был свободный кусок земли да коммуникации поблизости, что дальше? С каждым днем транспортная проблема только усиливается. Метро, именно подземное, надо строить и требовать от федералов деньги. Совсем небольшие в сравнении в тем, на что и сколько они тратят.
виктор24.12.2013 16:23:27
Перепалку нуно прекратить а строительство метрополитена довести до завершения это будет самое верное решение
Марина25.12.2013 16:48:42
Мысль об утопической идее метро не покидает меня очень давно. И когда впервые летом появились высказывания о скоростном трамвае- я подумала "Мои мечты да богу в уши...". Общественный транспорт нужен для студентов, пенсионеров, школьников и прочих низкооплачиваемых слоев населения. Люди со средним достатком давно пересели на личный транспорт и вряд ли с него сойдут. Поэтому логично - городу нужен недорогой транспорт, связывающий разные части города. Раскопайте из асфальта рельсы в Нефтяниках, на Зоозерных. Трамвай в пробочном городе, зачастую, оказывается самый быстрый транспорт
Петрович26.12.2013 00:22:06
Павел Акимов это Голова. Еще бы ему америкашки руку пожмут и денег дадут. Давай Пашулька, не креативно про педиков более писать в Семерке, решил в БК какульки свои писать. Молодец, бери денюжку. И борись за правду, за которую тебе платят.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2025 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Грязнов Георгий Игоревич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru