Новости. Омск

Омская чайка


Предметом одной из самых популярных околотехнических тем уже давно являются беспилотные летательные аппараты (БЛА). Но мало кто знает, что в Омске работает конструктор, который одним из первых в стране начал продвигать идею широкого использования маленьких и юрких самолётов.

Юлия Стрельская


Блок один
Конструктор птицы
Лет пятнадцать назад круг общения Павла Погарского радикально отличался от нынешнего. Сейчас это учёные, в сотрудничестве с которыми он планирует открыть лабораторию, бизнесмены - потенциальные заказчики, и чиновники, возлагающие на омского талантливого конструктора все свои бумажные надежды. А раньше это были увлечённые авиамоделированием мальчишки. Их родители благодарны Павлу Михайловичу за то, что их сыновья не просто научились работать руками, но и пережили самый сложный возраст вне подворотен, без пива и курева. Возглавлявший клуб юных техников при заводе им. Карла Маркса и руководивший авиамодельным кружком Павел Погарский никогда не курил сам и «курительные» претензии на взрослую жизнь обожавших своего наставника мальчишек пресекал силой своего авторитета. Многие из ребят связали свою жизнь с небом, пошли в авиационные училища, стали лётчиками, инженерами.

Для Павла Михайловича никогда в жизни не было ничего интереснее авиамоделирования. С шестого класса он стал заниматься в кружке. Будучи старшеклассником, он вместе с родителями переехал в Тюкалинск и сам стал вести кружок в местном Доме пионеров. Чтобы не нарушать закон о детском труде, официально была оформлена мама Павла, а на самом деле кружок вёл он сам, будучи при этом ненамного старше своих учеников.
Как вспоминает сейчас конструктор Погарский, в школе он учился неважно, «потому что моя голова была забита летательными аппаратами». Забегая вперёд, можно сказать, что с тех пор мало что изменилось: у Павла Михайловича и сейчас не доходят руки до того, чтобы защитить диссертацию, хотя другими на его материале уже было написано немало научных статей. Он же предпочитает «всё время что-то строить».

Однажды мальчишка из Тюкалинска приехал в Омск на соревнования и неожиданно для всех стал победителем. Он выполнил первый разряд по авиамодельному спорту, потом стал кандидатом. Позже в армии попал в роту, где было отделение авиамоделистов. На протяжении всей срочной службы он участвовал в соревнованиях, повышая своё мастерство, выполнил норматив мастера спорта и даже получил предложение остаться на сверхсрочную. Но Павел выбрал гражданку. Он пришёл в клуб юных техников, где он думал проработать до старости, чем принёс бы немалую пользу в деле воспитания юного поколения. Однако времена изменились. Совсем недавно клуб, отметив 41 год со дня основания, приказал долго жить. Помещение понадобилось под бизнес.


Рождение омского беспилотника
Девяностые для Павла Михайловича оказались очень насыщенным временем. В 1996 году он съездил на чемпионат мира, в 1997 году установил рекорд России в классе электролётов, а в 1999 году познакомился с государственным предприятием Российским кадастровым центром «Земля», которое обратилось к конструктору с просьбой решить одну задачу. Для создания материала для карт «Земле» был необходим маленький летательный аппарат, поскольку пилотируемые самолёты применять было слишком дорого.

Почему-то сначала было решено остановиться на беспилотном вертолёте, поскольку тот мог зависать в воздухе и был наиболее маневренным. Но при испытаниях оказалось, что качество съёмки с вертолётика было посредственным: на оптику попали частички выхлопного газа, электронные помехи мешали передавать видеокартинку, а вибрация и вовсе делала невозможной качественную съёмку. Павел Погарский предложил самолёт с электродвигателем. Это сейчас подобное решение кажется самым логичным, но в то время тема электролётов была знакома только авиамоделистам, и для гражданских или военных нужд беспилотники с электромотором не применялись. Омичи стали одними из первых.

Уже осенью 2000 года было решено создать радиоуправляемую модель беспилотника с электродвигателем, способного нести аппаратуру. Этот момент можно считать началом истории омских малых беспилотных летательных аппаратов.


Без страха и пилота
Беспилотники бывают разных типов и размеров, предназначенных для самых разных целей. Об универсальности здесь речь не идёт. Ну что может быть общего между самолётиком весом два килограмма, снимающем местность, и многотонным монстром, предназначенным для бомбардировки? Кроме, конечно, отсутствия пилота в кабине.

Беспилотник омского производства изначально был создан для сугубо мирных целей, и требования к конструктору были такие: малый вес, чтобы в идеале такой беспилотник мог нести один человек, легкость запуска, то есть отсутствие каких бы то ни было катапульт и других приспособлений, и возможность крепить технику для фото и видеосъёмки. Со всеми этими задачами конструкторское бюро Павла Погарского справилось прекрасно. К тому времени его команда уже плотно работала с известным геодезическим предприятием ВИСХАГИ и «сидела» на его площадях.

Работа шла бодро, общий научно-технический прогресс немало этому способствовал. Никель-кадмиевые аккумуляторы сменили литиевые, время полёта соотвественно увеличилось с получаса до часа. Появившиеся литие-полимерные аккумуляторы позволили превратить час в полтора. Процесс и сейчас не остановился.

- Сейчас за рубежом думают над тем, чтобы ставить топливные элементы, которые могли бы вырабатывать электрический ток, - рассказывает Павел Погаррский. - Тогда продолжительность полёта увеличится сразу в два-два с половиной раза.
Первый омский прототип беспилотного летательного аппарата с электродвигателем и цифровым аппаратом для фотосъёмки был сделан в 2001 году. Им было снято садоводческое хозяйство. Результат настолько впечатлил и заказчиков и учёных, что было решено продолжать работу, и на свет появился довольно известный в своих кругах ПП-40 Эльф. Он получил диплом на ВТТВ в 2007 году.

В 2011 году на ВТТВ бюро Погарского представило уже беспилотник второго поколения - ПП-45, по своим техническим характеристикам превосходящий предшествующую модель почти в два раза. Аппарат летал над полем при довольно сильном ветре и передавал на землю видеоотчёт, который транслировался на большом экране. Выкрашенный в оранжевый цвет беспилотник стал хитом выставки - им интересовались не только обыватели, но и серьёзные люди с зарубежных предприятий.

В данный момент Павел Погарский работает над своими беспилотниками на базе ОмГТУ и надеется на создание лаборатории, оснащение её станочной базой, радиоэлектронным оборудованием. Павел Михайлович планирует привлечь учёных, студентов, аспирантов, создать учебные курсы. Это позволит вывести проект на новый уровень. Будет очень обидно, если такой стоящий омский проект останется всего лишь красивой историей о первом беспилотнике.


история
Юркий "Эльф"
Среди заказов ПП-40 Эльф Павлу Погарскому запомнился один. Экспедицией по Читинской области была предпринята попытка фотографирования земель, прилегающих к границе России, Монголии и Китая, для создания карт. Для этого применялся самолёт, и он слегка нарушил воздушное пространство другой страны. Был создан прецедент, и сама возможность выполнения задания оказалась под вопросом. Пограничники категорически запретили летать вблизи границы.
Ситуацию «разрулил» маленький беспилотник. Ему не нужно было так много места, чтобы развернуться, и он летал почти вплотную к границе, при этом не вторгаясь в чужое пространство. Увидев это, пограничники разрешили съёмку. Задание было выполнено.


принцип
Кто не хочет, ищет причины...
…а кто хочет - возможности. Когда беспилотники только появились, на конференциях была самой популярной тема о том, что БЛА не могут летать в России, потому что небо закрыто, непонятно, какие нужны документы, и что вообще делать. Павел Пограский, недолго думая, просто получил для своего беспилотника бортовой номер, словно это был обычный самолёт.
- Вылетая на задание, мы связывались с управлением воздушного движения в данном районе, подавали письменную заявку и спокойно работали, - вспоминает конструктор.



Цифра
25 килограммов
весил багаж, который Павел Погарский вёз из Германии. Он купил чемодан, чтобы положить в него научно-техническую литературу. Таможенники были так удивлены, увидев, что пассажир вместо вещей везёт книги, что даже закрыли глаза на перевес.



Сила ПП-45
- Заявленное максимальное время полёта омского беспилотника - два часа, максимальная скорость - 70 километров в час.
- Летательный аппарат может поднять в воздух 1,2 кг полезного веса при собственном весе -3,2 кг.
- Аппарат оснащён двумя электродвигателями, при отказе одного из них аппарату хватит второго, чтобы сесть.
- Крыло в форме чайки позволяет БЛА быть очень устойчивым, что немаловажно при сильном ветре
- БЛА Погарского не требует использования специальной аппаратуры для съёмки - конструкция позволяет монтировать любые фото- и видеоаппараты, что очень удобно для картографов
- Аппарат запускается с руки. Многие беспилотники требуют дополнительных устройств
- Область применения - аэрофотосъёмка, видеосъёмка местности, взятие проб воздуха при экологических исследованиях, в аварийных ситуациях.

 

Комментарий

Сергей Сорокин, директор научно-производственной компании «Индустриальные Геодезические Системы»:

- Наша компания занимается созданием электроники и автоматической системы пилотирования для беспилотников, и вот уже много лет мы сотрудничаем с конструкторским бюро Павла Погарского. Ранее бюро работало на базе ВИСХАГИ, создавались модели, шли облёты, выполнялись производственные полёты, но новое руководство проектом не заинтересовалось, и ребят пригласил ОмГТУ. Это, кстати, отличный пример хорошей научной политики вуза: они взяли коммерчески успешный проект, причем не на этапе идеи, а на стадии реализации, с подготовленными кадрами. За очень короткий срок они построили двухмоторник к выставке. Беспилотник, разработанный бюро Погарского, требует для взлёта или посадки площадки не больше в 15 метров. Мы испытывали его в горах, городе, лесу. Он прекрасно себя зарекомендовал.

 

Статья подготовлена в рамках проекта еженедельника «Ваш ОРЕОЛ» и компании «Омсктехуглерод».

 «Ваш ОРЕОЛ» №2 (678) от 11.01.2012

Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2025 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Грязнов Георгий Игоревич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru