Новости. Омск


священник, театральный критик


Лев Степаненко: «Киска у полотна художника Кичигина»

При подведении итогов в Омском отделении Союза за 2018 г. обратила на себя внимание картина художника Георгия Кичигина «Туман».

На ней изображена со спины фигура мужчины с распростертыми на фоне тумана руками в виде креста. В СМИ замелькали фразы о том, что профессор живописи неуважительно показал зрителям, а в том числе и чиновникам от культуры свой зад – ни спину, ни распростертые руки, а именно зад. – Какой-то нетрадиционный взгляд на искусство! Не заставили ждать и оскорбительные, как всегда анонимные комментарии людей, никогда не бывавших на выставках: «Дурдом. Такие пустоголовые попадают в Союз художников по блату и взятке. Надо браться за все эти союзы и перетряхнуть их!» «В Омске нет талантливых художников, вот серость и показывает свою серость».

Замечу сразу, что если даже в художественном произведение автор говорит от своего имени, то будет элементарно неграмотно отождествлять персонажа или героя с самим автором. Для тех, кто хорошо знает Георгия Кичигина, фигура на холсте напомнит его самого, но на нем нет надписи «автопортрет», и, значит, это некто вообще, может быть, и ты сам, зритель, я даже уверен в этом.

О своем понимании картины я скажу чуть ниже, а вначале о том, кто такой художник Георгий Кичигин. Он равный среди лучших художников России, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор академической живописи. Его картины находятся в государственных и частных музеев Омска, Кемерово, Новокузнецка, Норильска, Москвы (Третьяковская галерея), СПб (Русский музей), Германии, Греции, Голландии… Он лауреат премий конкурсов и выставок в Омске, Красноярске, Томске, Иркутске, Кемерово, Чехословакии, Греции, ФРГ…

Зная это, у всякой картины его следует остановиться и подумать, а еще лучше послушать грамотного экскурсовода, не зря они есть в каждом художественном музее. Многие картины его сложны для зрителей без опыта художественного восприятия. Среди них есть иносказательные: сухое дерево с голыми черными сучьями возносится к небу, как образ Голгофы («Ландшафт»). Есть парадоксальные: открытая дверка горящей печи, а в ней вдали на раскаленном фоне караван верблюдов («Дыхание»).

Врезается в память еще одна картина, напоминающая Сальвадора Дали: вдали красиво горит домик, который никто не думает тушить, а на переднем плане яркая цветная курица крупнее домика, а слева металлическая корзина с битыми яйцами («Горящий дом»). – Странная и непонятная вещь, она привлекает не только красочностью, но и загадкой, которую хочется разгадать. Прелесть в том, что разгадывать ее будет каждый по своему, да и сам ты всякий раз будешь раскрывать её заново.

Картина «Горящий дом»

Другой особенностью творчества Кичина всегда был интерес его к общезначимым темам, какой является, в частности, социальная сфера, а именно: нищета и неустроенность ветеранов, грязь городских улиц и переулков, разрекламированные и брошенные стройки и т.п.

Картина «Дорога», вызывающая щемящее чувство социальной боли за сегодняшний день

Получив хотя бы такие предварительные представления о художнике Георгии Кичигине, можно теперь подойти к его вдруг ставшей «скандальной» картине «Туман». На ней непроглядный туман (смог, хмарь, дымка, марево), когда самолеты не летают и не видно ни зги, как случилось это в 1613 г с польскими ляхами, которых Иван Сусанин завел на погибель в глухой лес. На картине персонаж оказался в подобной ситуации: впереди ничего, кроме тумана. Таким видит художник положение современного человека в мире. Мир пустой, впереди нет ни света, ни ориентиров. Потеряна перспектива в прямом смысле, как совокупность правил построения изображения на плоскости, и в переносном, как вид на будущее. Кто его привел в такое состояние, не дело художника давать ответ, пусть зритель сам сообразит, если у него есть способность думать.

Персонаж находится в неустойчивом, шатком положении и он наклонился вперед, пытаясь сохранить равновесие на скользком полу. О том, что пол отполирован, свидетельствуют отражаемые в нем ноги, т.е. пол-то хорош, как достижение современной цивилизации, но она не спасает, ему лучше было бы где-нибудь на лесной лужайке или босиком на пашне, как на картинах Венецианова Алексея Гавриловича. Никому не гарантировано благополучие завтрашнего дня и даже жизнь, ни бедному, ни богатому. Картина носит символический смысл, как результат многолетних творческих раздумий художника, как подведение итогов жизнедеятельности подлинного патриота и гражданина.

Человек потерял даже пространственные координаты. Об этом зримо свидетельствуют три темных бруска: вертикальный, горизонтальный и некий косой, исчезающий в тумане. Мы существуем в декартовой системе координат, состоящей из трех векторов, и вот она разрушена. Это уже глобальная катастрофа, художественно изображенная автором полотна. Художник поднялся в своем мировосприятии до философского обобщения кризиса человеческого бытия. Прямые линии в воображении можно представить в виде креста и это будет законченная мысль: крест Христов – единственная надежда на спасение, но и это далеко не для каждого. Во всяком случае, мне кажется, картина была бы тогда закончена совершенно.

Важно отметить, что несмотря на тупиковую ситуацию, изображенную на полотне, она не оставляет зрителя в безысходности. Возможно потому, что туман имеет сиреневые, а не мрачные, удушливые оттенки. Мощный вертикальный брус, к которому так и тянет прислониться, и тонкий горизонтальный еще сохраняют некую устойчивость. Человек может упасть куда-то в бездну, а, может быть, и не упадет. Еще, как говорится, не вечер. Поддержим человека и утвердимся в своем Отечестве сами. Туман развеется, и солнце вновь засветит, как на академических полотнах Георгия Кичигина.

С учетом сказанного, я оценил бы поведение некоторых «ценителей» живописи, как по меньшей степени бестактное, неуважительное по отношению к маститому художнику. Нельзя по-комсомольски, с кондачка судить о том, в чем ты не разбираешься или не входит в круг твоих интересов. Мне это напомнило детское стихотворение:

– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?
– Видала мышку на ковре!

Стих говорит о нашем узком секторе восприятия действительности. Если потенциально его можно оценить в 360°, то реально это 10-15°. Мы воспринимаем и оцениваем только то, что сообразно нашему воспитанию, образованию и роду занятий. Будем же осторожны в оценке непривычного искусства.

В этом отношении порадовала оценка картины «Туман» самими художниками, собратьями по кисти. Состоялось собрание членов омского отделения Союза художников РФ, на котором лучшим произведением 2018 г. при тайном голосовании было признано полотно «Туман». Событие это стало неординарным, т.к. обычно художников оценивают критики, а здесь художники – сами себя.

Георгий Кичигин на собрании отсутствовал и был удивлен таким оборотом дел, когда ему был принесен соответствующий диплом, добавленный к десяткам других. Омское отделение Союза художников оказалось на высоте.

Картина «Дождь на Любинском»

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

2
2
ИндиРа15.02.2019 07:17:53
Респект Льву Степаненко на этот раз!) Полностью статью с утра не осилила , но суть уловила. Тоже возмущена, как будто, заказной критикой Кичигина, являющегося настоящим художником , пишущим сильные работы. Причем поздние его работы мне импонируют больше. Комментаторы, явно близко не подходившие к Дому художника, резво подхватили тему. А я , в данном, случае, даже с трактовкой смысла картины могу согласиться с автором данной статьи, хотя синдромом поиска глубинного смысла не страдаю. Картина реально долго не отпускала. Хотя, повторюсь, голосовала я за другую. Это был Куроедов, и, к сожалению, приз зрительских симпатий он в этом году не получил. Но с присвоением его молодому скульптору полностью согласна ( муж, кстати, голосовал за его работу)). Удачи в творчестве всем омским художникам, здоровья старой гвардии.Наше художественное сообщество сильное и талантливое, а наличие недоброжелателей только подтверждает этот факт!))
0
0
вот вот21.02.2019 06:34:24
Вот бы Сергей Николаевич Андрияки в своих акварелях изобразил бы фигуру со спины, напоминающую его самого. Конечно же, в таком ракурсе не только бы вася Москва искала глубинный смысл, такое бы полотно всю страну заворожило бы.
1
1
121.02.2019 09:21:56
Гениальнейший Пабло Пикассо своими портретами женщин, которых он ДАЖЕ ЛЮБИЛ, довёл до психушки. ГЕНИЙ! Это вам не зыбкий туман и "жопа" на его фоне. Тут конкретный удар в мозг и точный, выверенный результат! Надо знать историю искусства.
Он же, Пикассо, как-то сказал: «Художник — это человек, который рисует то, что можно продать. Хороший художник продает то, что рисует». Короче, пиар - двигатель торговли. Можно даже не рисовать сегодня - "ГАВ**О" в баночку упаковал и продал - главное, чтобы реклама была. ПОНЯЛИ?
0
0
АБ21.02.2019 13:15:37
Почти единственная картина, перед которой было о чём задуматься!
8
1
Оксана21.02.2019 13:46:43
Если произведение требует расшифровки , то это уже не произведение , а техническая документация !
1
0
мимо проходил22.02.2019 00:03:49
Сюжетная линия, аналогом которой является хотя бы привычная для других тем "нераскрытость темы сис.." - не пустое место. Была бы на картине художественными мазками творческой кисти изображена воля автора по разгону облаков и невзгод, нависающих над какою-нибудь ИндиРой Прекрасной - я бы ещё понял бы самые разнообразные точки изображения и отображения творца, вплоть даже не по пятую, а и по десятую тож!))) Но - увы: нарциссизм меня не привлекает в попытке отобразить реальный идеал - не моё это. Важнее, что самой ИндиРе понравилось рисование художником царства теней, а мне - не обязательно.
0
0
хм...22.02.2019 07:45:06
В попытке привлечь к себе внимание и заработать денег современные художники идут на всё - прибивают яйца к мостовой, отрезают мочки уха, завёртываются в колючую проволоку, поджигают двери ФСБ, делают кривые рамы (как у Кичигина) и так далее. Художник тоже хочет ЖРАТЬ! И лучше - хлеб с маслом и икрой. "Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет". Яйца к мостовой не прибивает - уже ХОРОШО!
2
0
Андрей22.02.2019 11:25:31
Большое спасибо как Льву Степаненко,так и Художнику Кичигину. К сожалению в нашем городе, серые будни и серые люди преобладают в своём большинстве. Столько злобы, мещанской жлобы к тому,что хоть как-то рвётся вверх, к солнцу. Спасибо таким творцам как Кичигин , которые радуют взгляд и душу настоящим мастерством,а не ремесленничеством. Очередной шедевр, смотрите и радуйтесь, что одновременно с нами в городе живет и творит Мастер.
1
0
хм...22.02.2019 11:47:49
Андрюша! Академики могут ****ь не стесняясь - прямо в душу, в науку, в мозг. Так, например, взорвали Чернобыльскую АЭС. Главное, чтобы был АКАДЕМИК! Один, правда, застрелился потом, когда понял, что натворил. НО ЖИВОПИСЬ ТОЖЕ НЕ ТАК БЕЗОБИДНА! С помощью дизайнеров цветные революции устраивают, например.
4
1
Иван24.02.2019 13:26:02
Очень понравился коммент "полностью с утра статью не осилила")))в этом вся суть с позволения сказать творчества священника-театрального критика...Он вроде как и священник и не священник одновременно, потому что какой священник будет в театре пропадать и обсуждать прелести актрис, как за глаза делает сластолюбивый Лев Пателеймонович. К театральным критикам тоже он какое отношение имеет не понятно- образования у него нет,в театре, судя по его статьям он тоже ничего не понимает- ну нравится ему писать на эту тему, пиши дома и не показывай никому. Он берет количеством просмотренных спектаклей -говорят уже в желании сделать якобы рецензию дошел до спектаклей для грудничков) Ну вот теперь выяснилось, что Степаненко у нас еще и спец в изобразительном искусстве. Лев Пателеймонович, успокойтесь уже, никто заслуженного художника Кичигина не обижал. Георгий Петрович выставил провокационную картину. На нее как на провокацию и отреагировали. Никто достоинств живописи Кичигина не пытался умолить, хотя картина эта "Туман" не шедевральная. Но Степаненко решил выступить на защиту.Лев Пателеймонович, да не нуждается Кичигин в вашей защите, потому что он Кичигин...А для вас он еще один повод написать громадную статеечку, и как всегда ни о чем...
1
1
ТеткаФу01.03.2019 01:10:08
Народ, вы чего?! Причем здесь "продать", "зад" или показной эпатаж Павленского?! Что касается Пикассо - у меня большие сомнения, чтоб его "Герникой" кто - то украсил интерьер, а насколько ценен "Туман" для картинной галереи я сказать не могу по причине полного отсутствия художественного образования. Но на мой дилетантский взгляд, это полотно имеет сильнейшее эмоциональное наполнение, - и это в нем ценно. Человек на картине не владеет своим телом, оно нелепо и беспомощно, как бывает у больных или старых людей, - вам это смешно? Ну любуйтесь Шиловым - или Сафроновым, в конце концов! Они тоже считаются художниками)))
0
0
ТеткаФу02.03.2019 18:29:00
Народ, вы чего?! Причем здесь "продать", "зад" или показной эпатаж Павленского?! Что касается Пикассо - у меня большие сомнения, чтоб его "Герникой" кто - то украсил интерьер, а насколько ценен "Туман" для картинной галереи я сказать не могу по причине полного отсутствия художественного образования. Но на мой дилетантский взгляд, это полотно имеет сильнейшее эмоциональное наполнение, - и это в нем ценно. Человек на картине не владеет своим телом, оно нелепо и беспомощно, как бывает у больных или старых людей, - вам это смешно? Ну любуйтесь Шиловым - или Сафроновым, в конце концов! Они тоже считаются художниками)))
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru