5 ноября 1612 поляки, сидевшие в Кремле, сдались народному ополчению.
Два польских военачальника: Будила (или Будзила) и комендант Кремля Струсь вышли к разным воротам Кремля и их постигла разная судьба. Иосиф Будила вышел на отряд князя Пожарского, и всем его литвинам и полякам была сохранена жизнь. А вот Струсь со своими людьми попал на казаков князя Трубецкого, которые и порубили всех поляков. Правда, сам Струсь уцелел. Они оба были в плену до Деулинского перемирия 1619 года.
Иосиф Будила затем написал потрясающе интересные мемуары. Именно у него мы находим описание появления в Польше Лжедмитрия.
«1603 год. Появился в Польше человек, который говорил, что он сын Ивана Васильевича, Димитрий Иванович. Перед тем он пребывал в Киеве, в монастыре, в одежде инока, затем при дворе киевского воеводы, князя Константина Островского, но здесь он не хотел объявлять себя, а отправился к князю Адаму Вишневецкому, которому сказал о себе и которого уверял, что он настоящий сын великого князя Московского, царя Ивана Васильевича.
При этом он рассказал, что Бог чудесным образом, при содействии его доктора, избавил его от смерти, приготовленной ему Борисом Годуновым, который, желая быть царем, приказал было задушить его в Угличе, что на его место положен был и зарезан другой мальчик, что тот же доктор отдал его на воспитание одному боярскому сыну и советовал скрываться под одеждою чернеца.
Князь Адам Вишневецкий, выслушав от него этот рассказ, дал знать об этом своему брату Константину и отправил к нему Димитрия. В это время приехал в Жуловцы к князю Константину Вишневецкому слуга канцлера великого княжества Литовского Льва Сапеги и сообщил, что служил в Угличе у царевича Димитрия, что у царевича были знаки на челе, а когда увидел их на Димитрии [самозванце], то признал в нем настоящего сына великого князя Московского Ивана Васильевича (Грозного), Димитрия Ивановича. После того князь Константин известил об этом короля, который приказал привести его к нему.
Проезжая с Димитрием Самбор, князь Константин заехал к Сендомирскому воеводе Юрию Мнишку. У Мнишка тоже был слуга, который находился в плену у русских, был в заключении в Угличе и знал царевича Димитрия еще малым мальчиком; он тоже признал в нем действительного царевича. По всем этим признакам, а также по тому, что к нему приезжали многие русские и признавали его настоящим, наследственным их государем, король поверил, что он действительно царевич и приказал Сендомирскому воеводе дать ему из Самборской экономии в пособие несколько тысяч злотых, к которым Сендомирский воевода прибавил и своих денег, когда Димитрий обещал ему жениться на его дочери. Живя в Самборе, Димитрий собирал войско.
1604 год. Царевич Димитрий, собрав около себя немного рыцарства, двинулся с Сендомирским воеводой из Самбора к Московским границам, но еще прежде, чем пришел к ним, писал к Борису, бывшему тогда царем в Москве.
Когда Димитрий пришел к Московским границам, то украинные Северские крепости, как-то: Моравск, Чернигов, Путивль, Рильск, Курск добровольно сдались ему.»
— А тут в апреле 1605 года умирает царь Борис Годунов и на престол взошел его юный сын Федор. А по стране несутся слухи о том, что к Москве идет «настоящий царевич Дмитрий» — сын Ивана Грозного.
Далее Будила пишет: «Когда известие об этом дошло до Москвы, то русские, не видя на кого бы надеяться, принуждены были тоже признать Димитрия; они отвергли Феодора Борисовича и от имени всей земли послали за Димитрием в Путивль. Жена Бориса Годунова, мать молодого царя, видя, что всеми оставлена и опасаясь подвергнуться какой-либо позорной смерти, приняла яд и дала его сыну и дочери. От этого яда она и сын ее умерли, а дочь сейчас же вырвало, и она осталась жива.
1605 г. Димитрий въехал в Московскую столицу. Думные бояре, как князь Мстиславский, князья Шуйские встретили его в Серпухове, провожали в Москву с честию и венчали на царство.
1606 г. Царю Димитрию привезли в Москву жену — Марину Мнишковну, дочь Сендомирского воеводы, которую привез сам отец, и с ним прибыли многие сенаторы и друзья.
Александр Минжуренко
кандидат исторических наук