Неделю назад в Москве завершила свою работу международная ярмарка интеллектуальной книги Non-fiction. Честно говоря, изначально я не планировал по её поводу ничего писать, даже фотографировать не стал. Но чем дальше, тем больше беспокоила одна мысль, которая невольно возникла во время посещения этого грандиозного действа.
Книга уходит в прошлое. Престиж чтения падает. Такие слова звучат отовсюду. И это правда. Закрываются книжные магазины, кое-где учителя уже разрешают школьникам осваивать классику по кратким пересказам. Зайдя в вагон московского метро, можно не увидеть человека с книгой: кто-то качает головой в ритм музыке из наушников, кто-то режется в Angry Birds на планшетнике, а кто-то просто сидит и смотрит в стенку.
Казалось бы, затевать сегодня масштабное мероприятие, посвящённое книге — дело безнадёжное. Поэтому меньше всего ожидаешь увидеть у входа на ярмарку огромную двухвостую очередь. Стоять приходится долго, до кассы добираешься уже продрогшим.
Народу — тёмная темь. Гардеробщики вздыхают: у них кончились свободные вешалки.
Центральный Дом Художника, где всё происходит, буквально пропитывается шумом. Из зоны семинаров, где идут презентации книг, выплёскиваются аплодисменты. В центре зала правят бал немецкие гости (год Германии в России обязывает), и каждый час там начинаются лекции. Третий этаж целиком отдан детской литературе — стоит ли говорить, какая там образовалась шумная толпа.
Прелесть этой выставки — в открытиях. После посещения пары любых книжных магазинов может создаться ощущение невероятного однообразия: продаётся всюду одно и то же, новые имена на обложках возникают раз в сто лет. Тоска смертная. На Non-fiction ты сразу понимаешь, что на самом деле литературная жизнь бьёт ключом.
И дело тут не только в том, что ярмарка международная, и, скажем, новинки из Польши, Бельгии, Японии, Франции и остального зарубежья разной степени близости видишь впервые в жизни. Наши издатели тоже удивляют. Если на стенде «Эксмо» всё давно известно и предсказуемо, то рядом сталкиваешься, к примеру, с изящными фолиантами, выпущенными «Кожаной мозаикой». С удивлением видишь людей в средневековых балахонах, торгующих книгами под вывеской «Издательство францисканцев». А вот перед очередным стендом обнаруживаешь игрушечный вокзал, на который, стрекоча колёсами, прибывает крохотный паровозик — так завлекает народ издательство «Железнодорожное депо».
Кстати, о паровозиках и других интересных штуках. Участники Non-fiction’а использовали все средства, чтобы привлечь к книге. Наряду с бумажными изданиями активно распространяются аудиокниги. Тех, кто предпочитает визуал, притягивают альбомы по искусству и комиксы. Из детского сектора вообще сделано настоящее шоу: детям разрешают примерить доспехи героев Ледового побоища, с ними читают вслух отрывки из разных произведений, а в зале «проект РЕСПЕКТ» показывают свежие мультимедийные проекты и видеокомиксы.
А вот, как просто и эффектно решили вполне взрослую и непростую задачу. Говорят, что современной поэзии трудно пробиться к читателю. Современной зарубежной поэзии — трудно вдвойне (пресловутый языковой барьер). В этом году на Non-fiction’e выступали немецкие актуальные поэты Бас Бёттхер и Далибор Маркович. Для них соорудили стеклянную будку. Поэт входит, и за его спиной загораются экраны. На них транслируется подстрочный перевод зачитываемых стихотворений. Рядом разложены наушники, любой желающий может их надеть и услышать звук речи, поступающий из будки. В этот момент стихи звучат, не смешиваясь ни с какими посторонними шумами, и ты остаёшься как бы один на один с автором, с его интонацией, с малейшей модуляцией голоса.
Проходят и традиционные встречи с читателями, и презентации свежих изданий. Авторы собраны самого разного калибра, от сверхмодных Быкова и Прилепина до малоизвестных, вроде Ирины Ясиной, автора книги «История болезни. В попытках быть счастливой » (полный зал, не меньше, чем у Людмилы Улицкой).
Зачем я всё это пишу? На этой ярмарке происходит радостное событие: в наши дни, когда повсеместно трубят об угасании интереса к чтению, мероприятие, посвящённое книге, собирает людей. Официальный сайт рапортует о более чем тридцати тысячах посетителей. Что характерно, вход был платный для всех.
Главное, Non-fiction – не единственное мероприятие в этом своём роде. Каждую осень проходит не менее масштабный Бу!фест и традиционная ММКВЯ. Эти события собирают массу народа.
Возникает резонный вопрос: почему ничего подобного не бывает в Омске? У нас проводят изрядное количество театральных фестивалей, и это хорошо. Но книжная выставка, литературный фестиваль не так затратны и громоздки, а людей могут привлечь не меньше. Омск — город со старыми и славными литературными традициями. У нас есть очень интересные литераторы (одних Союзов писателей аж два), известные не только в нашем городе. И издательства работают, и книги выходят, и композиторы пишут песни на стихи омских авторов. Как читателю всё это увидеть и узнать?
Давным-давно был в Омске литературный праздник «Омская зима», который привлекал не только писателей-сибиряков, но и столичных знаменитостей. Многообещающе начинался и детский белозёровский фестиваль с конкурсами маленьких сказочников, поэтов, певцов и художников. Почему всё это в прошлом?
Если бы получился такой вот свой литературный фестиваль — не обязательно многодневный, но современно придуманный и интересный для взрослых и маленьких читателей — мог бы хорошенько встряхнуть культурную жизнь нашего города.
Но пока это всё лирика. Никакого книжного фестиваля в Омске нет. Надежда на то, что он когда-нибудь возникнет, весьма слаба. Впрочем, совсем недавно столь же призрачными казались мысли о том, что появится омское метро. Теперь же осталось совсем немного подождать и проверить, за какими занятиями будут коротать время его пассажиры.