У героя восточного фольклора Ходжи Насреддина однажды ночью рожала супруга. Он сидел во дворе и терпеливо ждал, когда окончится детородный процесс. Бабка-повитуха, помогавшая жене разрешиться от бремени, вышла и, светясь радостью, показала ребёнка. Спустя пару минут - ещё одного, а потом - с возгласом «ох, везёт же тебе!» - вынесла третьего. Насреддин, ошалевший от тройни, заорал: «Потуши лампу, эти сукины дети лезут на свет». Можно понять столь бурную реакцию молодого отца: чем меньше детишек у него в семье, тем легче их кормить-поить, одевать-обувать и воспитывать.
Если бы российский народ мог светом регулировать рождаемость, то страна наверняка бы горя не знала. Сколько понадобилось - столько бы и родили. А что сейчас? Гражданки рожают стихийно, как и когда хотят, сообразуясь с желаниями, зовом природы, а вовсе не с материальными возможностями своих «ячеек общества» и тощей экономики государства. Подумаешь, благословил вас Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь». В конце концов, надо же и меру знать…
Однако шутки побоку. За последние полгода детская тема стала едва ли не главной в России. Я тоже не удержался и в прошлом номере «Вашего ОРЕОЛА» (№ 4 от 23.01.13 г.) опубликовал статью «Дети на убой и на экспорт» - отклик на события, связанные с усыновлением российских сирот гражданами США, и возникшей протестной волной оппозиции и либеральной общественности. Не цунами, конечно, но кое-что всколыхнула в российском болоте. В частности, социальные апатию и равнодушие. Как будто открылись глаза у дотоле спящих 76 процентов граждан, и они увидели глубину нравственного падения. Одна из читательниц написала мне: «Когда нет ничего постыдного в том, чтобы, родив ребёнка, бросить его, как тряпку, на попечение государства - это позор нации. Нужно не сирот воспитывать, а мамаш, которые сирот производят. К стенке и - расстреливать!». Это слова молодой мамы, воспитывающей двух маленьких детей. Она сама призналась, что категорична и что в её душе «проснулась хищница с материнским инстинктом». Нет сомнений - на такой же точке зрения стоит множество россиян. И потому хотелось бы продолжить разговор, начатый в предыдущем материале.
Закон, запрещающий американцам усыновлять российских малышей, подлил масло в отечественную лампаду, но на свет божий полезли крикливые взрослые. Такое ощущение, что оппозиционеры и их попутчики сидели в плаценте собственных убеждений и через пуповину втихомолку впитывали питательные вещества. Потом её перерезали, и противникам «закона имени Димы Яковлева» внезапно стали близки российские сироты. С какого момента всему нашему обществу стало казаться, что «детская тема» возникла недавно? Буквально при нынешней «тирании» ВВП. Однако тема-то вечная! Почитайте историю Древней Греции или Римской империи, средневековой Европы или Руси и вы узнаете много интересного о невыносимой жизни детей при живых родителях и без оных. Мне, например, совсем непонятно, как удавалось выживать мелкой разновидности Homo sapiens. Допустим, если у греков ребёнок рождался уродливым, то его могли выбросить в глухом урочище или убить. С новорождёнными девочками тоже не церемонились. Когда детёныша находили посторонние люди, то они зачастую «сердобольно» воспитывали его как будущего раба. В Риме главы родовитых семей по праву «священной власти отца» (maiestas patria) могли засечь своих детей до смерти. Наказание или даже убийство ребёнка родителем вообще не считалось преступлением. Что же говорить о простолюдинах и рабах? Кто там из них считал детишек за людей? Никто. Проще было родить новых, чем отмыть тех, что народились раньше.
Вот картинка из жизни конца XIX века. Отрывок из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи»: «Дети в Хитровке были в цене: их сдавали с грудного возраста в аренду, чуть не с аукциона, нищим. И грязная баба, нередко со следами ужасной болезни, брала несчастного ребёнка, совала ему в рот соску из грязной тряпки с нажёванным хлебом и тащила его на холодную улицу. Ребёнок, целый день мокрый и грязный, лежал у неё на руках, отравляясь соской, и стонал от холода, голода и постоянных болей в желудке, вызывая участие у прохожих к «бедной матери несчастного сироты». Бывали случаи, что дитя утром умирало на руках нищей, и она, не желая потерять день, ходила с ним до ночи за подаянием. Двухлетних водили за ручку, а трехлёток уже сам приучался «стрелять». На последней неделе великого поста грудной ребёнок «покрикастее» ходил по четвертаку в день, а трехлёток - по гривеннику. Пятилетки бегали сами и приносили тятькам, мамкам, дяденькам и тётенькам «на пропой души» гривенник, а то и пятиалтынный. Чем больше становились дети, тем больше с них требовали родители и тем меньше им подавали прохожие…». О чём-то подобном рассказывалось недавно в одной из социальных сетей Интернета. Опыт прошлого никуда не исчезает в России, он постоянно перенимается.
В своё время СССР от царского режима получил, мягко говоря, нехорошее наследство. Не поленитесь прочесть два литературных произведения, которые дадут вам представление о беспризорных детях в начальные годы строительства социализма. Я имею в виду «Педагогическую поэму» и «Республику ШКИД». Если мне не изменяет память, счёт беспризорникам после Гражданской войны шёл на миллионы. А Великая Отечественная война, которая осиротила громадное число детей? Как-то же удалось всенародно справиться с бедой! И вот - новый виток Истории, и всё те же грабли на дороге. И несть числа политическим спекулянтам.
И ещё об одном. В конце декабря 2012 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Понятно, что имеет отношение к детям. Он направлен «на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства». Коммунисты, проявившие ранее солидарность с другими партиями в вопросе об усыновлении, обратились в Конституционный суд с требованием признать этот документ противоречащим Конституции РФ. А внесистемная оппозиция, увлечённая борьбой за право американцев усыновлять, как будто и не заметила нового закона. У неё проявилась какая-то странная особенность зрения: тут вижу, а тут не вижу. В принципе я тоже не уверен в том, что он защитит интересы российских граждан. «Образовательный» закон вступит в силу с первого сентября 2013 года. Его придётся безоговорочно исполнять. Но - как? Хотелось бы узнать мнение педагогической общественности и работников детских дошкольных учреждений, которым обещаны всяческие блага. Пишите письма! Адрес редакции - в газете.
«Ваш Ореол» № 5 (733) от 30 января 2013 г.