В июне 1918 года Омск был сдан.
Марьяновские бои, бой на станции Куломзино и чехословацкие эшелоны на подходе к Омску вынудили военно-революционный штаб, заседавший в Доме Республики, принять решение об отступлении. Спешная эвакуация проходила на пароходах вниз по Иртышу.
В Омск вошла крупная группировка чехословаков. В Доме Республики, переименованном в Дом свободы, обосновалась Директория, город наполнился казаками.
В те дни первыми от рук белочехов, как было принято в советское время называть бойцов Чехословацкого корпуса времён Гражданской войны, погибли венгерские интернационалисты, принявшие Октябрьскую революцию и воевавшие на стороне красных. Памятник первым 13 жертвам белогвардейцев в Омске «Красный мадьяр» (скульптор Ф. Д. Бугаенко, 1967) установлен в сквере Борцов революции в центре города.
* * *
В действительности не было такого однозначного разделения «чехи = белые», «венгры = красные». И среди интернационалистов были чехи, а в армии Колчака – мадьяры.
Революционная газета «Форрадалом» выходила на трёх языках, в том числе чешском. В первом Омском международном партизанском отряде состояли шесть сотен бойцов, из них половина – это бывшие военнопленные, среди которых были представители разных национальностей. Во втором Омском отряде из трёхсот бойцов 130 были чехами.
Идеологическое и национальное разделение «белочехи и красные мадьяры» – если не один из мифов Гражданской войны в Сибири, то по крайней мере не вся правда об участии национальных отрядов в событиях тех лет.
Второй и третий выпуски почтовых марок полевой почты Чехословацкого корпуса. Россия, Чехословакия. 1919–1920 годы. Фото Бориса Метцгера
* * *
Дружба Омска и венгерского Пешта в советские годы способствовала подъёму интереса к истории Гражданской войны на территории нашего города. Красный мадьяр в Сибири стал одним из символов революционной борьбы разных народов. Устанавливались новые памятники, в клубах интернациональной дружбы в школах и домах пионеров завязалась переписка омских ребят с венгерскими сверстниками, потянулись взаимные «взрослые» делегации. Первая международная выставка омских художников (и единственная в своём роде по объёму и полноте экспозиции) прошла именно в братской Венгрии.
Как выразился архитектор Виктор Десятов, соавтор двойного пештско-омского памятника венгерскому интернационалисту, поэту и журналисту Карою Лигети, омичи с венграми «крепко задружились». (Также нужно иметь в виду ту крепость, которая часто становится связующей между представителями разных культур, зачем бы то ни было приехавших в Россию, и местным гостеприимным населением).
А в социалистической Венгрии российская Гражданская война стала частью национальной истории из-за участия в ней сотен интернационалистов – красных мадьяр.
Почтовая марка «60 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Памятник венграм-интернационалистам в Омске». Венгрия. 1977