Размышляя об истории, которую я хочу рассказать, невольно вспомнил известную басню И.А. Крылова, но поставить ее название в заголовок я счел некорректным. А ситуация очень похожа, поэтому я поменял в названии персонажей.
У нас в числе прочих незаслуженно забыт выдающийся русский государственный деятель Александр Дмитриевич Балашов (1770-1837). Его судьба связана с Омском. В начале своей карьеры в возрасте 29 лет в 1799-1800 гг. он был комендантом Омской крепости. Здесь он разоблачил шайку фальшивомонетчиков, из-за чего у него возник конфликт с сибирским губернатором, после чего он вынужден был перевестись из Омска. А уже в 1810-м он стал первым министром полиции Российской Империи. После этого он участвовал в войне 1812 г., был приближенным императора Александра I. После войны состоял на дипломатической службе и занимался устройством послевоенной Европы. В 1819 г. вернулся на пост министра полиции. Балашов был членом государственного совета, сената, военного совета. Также он был видным и успешным реформатором. То, что о Балашове забыли простые граждане, это объяснимо, но полицейские обязаны помнить и чтить своего первого министра, а омские полицейские в первую очередь. Да ладно бы просто забыли, а то случилась досадная коллизия.
Балашов приехал в Омск в феврале 1799 г. Известно, что Комендантский дом достроен в том же 1799 г. Но в феврале его ввести в строй не могли. Наши предки глупостей не делали, и на зиму строительные работы прерывались. Значит, Комендантский дом могли закончить только к осени 1799 г. Балашов мог быть его первым жителем с осени 1799 г. до отъезда из Омска. Но где он жил с февраля до осени 1799 г.? Единственным приличным для проживания коменданта зданием был Генералитетский дом. Он был построен раньше – в 1796 г. на площади Плац-парадов на углу улицы Достоевского и Шпрингеровской.
Помимо Балашова в этом доме жили, останавливались, бывали: мировые ученые Фальк, Брем, Фит, Кеннан, Костюшко, Железняк, Гумбольдт, Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Ядринцев, Черский, Певцов, Словцов, Козлов. Здесь жили выдающиеся государственные деятели Глазенат, Капцевич, Волконский, Скалон, Аносов, Голфорт. Здесь бывали писатель Аксаков, композитор Алябьев... Его снесли в 1972 г. при строительстве ДК им. Дзержинского. Он закрывал вид на барельеф на фасаде ДК. Но в 2012 г. омские полицейские решили на этом месте увековечить память о себе и в 2013 г. открыли там памятник себе самим. Хотя на градсовете, когда шла речь о том, чтобы узаконить фактически захваченный ими участок под памятник, я напомнил собравшимся, что они хотят поставить его на месте Генералитетского дома и этим перечеркнуть память о многих людях, бывавших здесь, в том числе и о своем первом министре Балашове.
Вместо того чтобы в восстановленном Генералитетском доме увековечить память об основателе своего ведомства и тем самым показать особую роль Омска в создании российской полиции, омские полицейские предпочли растоптать свою же историю ради себя любимых.
А потом удивляются, почему у наших граждан нет исторического сознания. Откуда оно возьмется, если нынешние представители власти не уважают даже свою историю.
Вот и получается как в известной басне – дальше собственной кормушки смотреть не в состоянии. Как будто история началась с них и на них закончится.
Если омские полицейские воспримут мои слова как покушение на честь мундира, то напрасно. На упомянутом градсовете Тиль тоже упрекал меня, что я не уважаю полицию. Это неправда. Я патриот-государственник и, следовательно, уважаю все государственные институты. Я не уважаю людей, потребительски относящихся к нашему прошлому, независимо от их ведомственной принадлежности. Как можно уважать тех, кто не уважает себя, растаптывая память о своих предшественниках?
Игорь Коновалов