Новости. Омск


Кандидат исторических наук


За достойную жизнь

Майские праздники относятся к всенародно любимым, как бы 1 мая ни именовали. Прижился это политический прокоммунистический праздник в сознании народа, да так крепко, что отменять его никто не решается. А почему так?

А вот это неведомо: почему одни праздники принимаются и становятся воистину народными, а другие – ну никак не войдут в жизнь. Вот новые праздники – 12 июня День России и 4 ноября День народного единства так и не прижились пока. Видимо, для праздника недостаточно только рационального осознания важности или значимости события, которое политики решили «назначить» праздником. Ведь недаром при описании состоявшегося праздника очень часто употребляются слова «праздничное «ощущение». Следовательно, для реализации праздника мозгов недостаточно – нужны соответствующие эмоции. Поэтому иногда говорят: «Ну не чувствуется праздник!»? Ага, значит, тут всё решает не сфера сознания, а чувства. Чувства же, в свою очередь, могут возникать только тогда, когда речь идет о традиции, воспринятой с молоком матери. Еще ребенком мы видим, как готовятся родители к празднику, как они принаряжаются, как готовят всякие вкусности, и как от этого в доме уже чудесно пахнет праздником. Праздник – это сладости, это подарочки, это развлечения и игры. Потом мы видим радостные лица во время самого праздника, и в нас совершенно бессознательно закрепляется вот этот комплекс ощущений, который будет сопровождать нас всю жизнь. А про идеологическую или религиозную начинку этого события мы задумываемся в последнюю очередь. Вот почему, если праздник введен законом уже при вашей взрослой жизни – у вас не будет возникать того особого волнующего предчувствия праздника и того состояния приподнятости во время оного, т.к. он у вас не вызывает вот тех детских ощущений, а потому всегда будет «неполноценным» и будет явно уступать традиционным старым праздникам.

Вот почему приближение даты годовщины освобождения Москвы от польских захватчиков во время смуты ну никак не вдохновляет наших сограждан и не вызывает высокого ощущения всенародного единства.

А вот на уровень празднования Нового года в нашей стране в советское время официальная пропаганда и государственная идеология, на мой взгляд, сказались и значительно. В досоветский период новогодние торжества серьезно уступали празднику Рождества Христова, но новая власть «отменила» религиозный праздник и в течение многих лет внушала населению, что наша жизнь становится год от года все лучше и веселее.  Соответственно, каждый новый год нас приближал к более хорошей жизни, а впереди вообще маячила светлая заря коммунизма – всеобщего рая. Этот казенный оптимизм и идея неумолимого прогресса серьезно проникли в сознание советского человека, который, прожив очередной трудный год, очень надеялся, что вот уж следующий год точно принесет «новое счастье». Отсюда и безудержная радость по поводу простой смены нумерации года.

А Первомай прижился, пожалуй, только как праздник весны, как начало ежегодного возрождения природы. В нашей сугубо зимней стране большой популярностью пользовались именно праздники, символизирующие смену времен года к теплу, такие, как Масленица и Первомай. Да и Новый год – это же Солнцеворот - начало прибавления солнечных дней. О том, что 1 Мая - это праздник международной солидарности трудящихся, в нашей деревне, похоже, знал только парторг, который с большим трудом выговаривал это сложное словосочетание, да и то по бумажке и почти по слогам (другие не рисковали). А причина долгожительства этого праздника, наверное, в том, что это действительно праздник Весны.

Однако, если не политизировать этот день, а вернуться к его происхождению: борьба рабочих за свои права, за 8-часовой рабочий день в Австралии и Чикаго – то его вполне можно возродить и в этом качестве.Для России это весьма актуально. Старые профсоюзы у нас так и не трансформировались, а потому вопрос защиты прав наемных работников остается очень острым. И почему бы именно 1 мая не поднимать вновь и вновь проблемы заработной платы и условий труда?!

Александр Минжуренко

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
БИА09.05.2014 09:58:46
Вроде дядька взрослый...но тупой!!!
0
0
мимо проходил09.05.2014 11:58:37
Написано очень точно, даже психологический закон неполноценности прижизненного появления праздника упомянули, все верно. Для меня интересен даже взгляд деревни того времени на первомай-даздраперму, так как я коренной горожанин.Для меня даже масленница - и та была вторична к первомаю, и воспринималась как патриархальный народный праздник, как "полу-праздник", не говоря уже про другие религиозные праздники. Не соглашусь, пожалуй, лишь с последним абзацем - что "вполне можно и актуально". И напомню опять-таки совковый период - он здесь тоже ответственен за вырождение этого смысла. Первомай как смысл борьбы за свои права умер, и угробило его несколько тенденций совка. Тоталитарная форма убила в рабочем ощущение себя как класса. Здесь и формальность представительства чиновниками интересов "от имени" класса (а зачем бороться, если тебя и так представляют? и отчасти это реально было, иначе не видать бы мне высшего бесплатного и даже элитного для последних лет СССР бесплатного образования). Здесь и сочетание традиции пьянства со знаменитым совковым тунеядством (из имеющего к реалиям анекдота: а мне зачем эти 2 часа работать на хозяина-то капиталиста - у нас капиталистов нет, мы сами хозяева). Обе эти тенденции изменили взгляд с дня борьбы на "просто праздник трудящихся" (да еще через колхозы-совхозы исчезала разница в ощущениях пром-рабочих и селян - все тружениками-трудящимися стали). Другая тенденция уничтожила субъекта, представляющего этот самый борющийся за права класс - профсоюзы. Совковый период сделал их звеном государственной системы управления, а потом звеном хозяина в постсоветский период (что по факту не суть важно), и теперь нет профсоюзов для борьбы. Иной раз и хочется даже бороться, да - нет структуры. Вся эта шмаковская бутафория сверху донизу в практически любой организации пропитана интересом чинуш: лишь бы не трогали, пусть хоть то, что есть останется, нам не до новшеств ваших в защите - вас и так защищают!.. Да и период 90-х еще поспособствовал на усиление разъединения: бастуют врачи скорой помощи - ну, понятно, нам-то чё поддерживать их, и т. п.. Так что: о чем Вы, Александр Васильевич?!..
0
0
Пенсионер09.05.2014 17:20:37
Какое у Вас презрение к истории государства тов. "Мимо проходил"! Вы еще живете тем, что было достигнуто в "совковое время". Противно
0
0
Ромашка09.05.2014 18:55:23
Почему то никто во всем БК не написал ничего стоящего ко дню Победы. А ведь в этом году день особенный. В воздухе завеяло бессмертным духом Советского Союза.. Братцы с днем Победы! Александр Васильевич и вас тоже. Вы на салют идете?
0
0
мимо проходил09.05.2014 21:00:20
Пенсионеру: странное у Вас сложилось впечатление, уважаемый! Обычный взгляд у меня, Вы просто не заметили, что я написал про образование: не было бы представительства в нем рабочих - не видать бы мне образование высшее бесплатное. Но каждый судит со своего уровня познания, и каждый видит то, что хочет видеть. Я побыл в СССР уже оптимистом, там же превратился и в пессимиста. Для справки: оптимист - это хорошо инструктированный пессимист, а пессимист - хорошо информированный оптимист...
0
0
Ромашка10.05.2014 06:15:28
А салют был классным! И люди замечательные, а ночью в Омске даже улицы мыли с мылом.
0
0
Буй10.05.2014 17:57:22
И это, безусловно, повод (раньше тоже были парады), чтобы провести тупую операцию в Крыму и на года вперед нанести зияющую финансовую брешь в бюджете страны (России)в один триллион рублей, по подсчетам теоретиков. На практике же на крымской теме своруют (освоят эффективно, в личные карманы, кое-какие деятели)в три раза больше, как показывает практика последних лет, и уедут затем в Лондон.
0
0
оборона10.05.2014 23:50:47
НУ ЧТО ВЫ ПРАВО -ДЕНЕГ И ИСТОЧНИКОВ ИХ НЕСМЕТНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ХВАТИТ НЕ ТОЛЬКО НА КРЫМ НО И НА ИЗРАИЛЬ КОНГО И ЕВРОПУ.БОГАЧЕ НАС НЕТ НИ КОГО В МИРЕ - ОДОЛЕЕМ ВСЕ ПРЕГРАДЫ. УРА!
0
0
Ветеран10.05.2014 23:53:11
МИМО ПРОХОДИЛ: проходил бы ты мимо и не портил воздух
0
0
ART-MEDI11.05.2014 01:00:50
Ветеран, никак не могу в толк взять - чего именно ты ветеран? Получается, что ни чего. Зачем хорошее слово портишь?
0
0
мимо проходил11.05.2014 01:14:32
Ветерану: уж не знаю, чем я мог "воздух испортить". Теоретически - портить воздух я могу нквд-шникам, например, и прочим-прочим из образа гулагов, которым были в радость нормы сталинской тирании. Еще парт-номенклатуре могу портить воздух, которая рада была сохранению 6-й статьи конституции, забыв сейчас про более чем миллионную демонстрацию москвичей за отмену этой статьи. Все эти тройки судилищ сталинского времени, да идеологические душители свободы, посадившие того же Сахарова - все они с удовольствием сейчас бы вернули то ностальгирующее прошлое, когда за один уже анекдот сажали в тюрьму. Им всегда были глубоко противны все описывающие ужасы людские того времени, которые лучше было не замечать, и наслаждаться властью над людьми. Да и считали ли они их за людей-то?! Они ж придумали отклонение от их взглядов считать отклонением от нормы как разновидностью психической болезни, и тут вторая половина 1980-х действительно серьезно попортила воздух им, вскрыв и эту язву тоталитаризма. Да к - оно и понятно тогда... Мы ж нелюди для них... Теперь возьмем другую часть "порчи воздуха" - про пьянство повальное, про секретный доклад 1986-го года, где прогнозировался результат тенденции пьянства к 2000-му году. Наверное, здесь испортил воздух не я, а - аналитики для Политбюро ЦК КПСС, которыми был представлен этот доклад (и эта часть доклада есть в инете, я встречал). Про тунеядство - тут, наверное, мог испортить воздух Ю.В. Андропов, вопреки желанию некоторых скрыть это в недрах тайных секретов КПСС выведший борьбу с этим наружу, в общество. Осталось, по-моему, про профсоюзы, где, как полагает высказавший, я мог "испортить воздух", да еще, пожалуй, связанная с этим, терминология "даздрапермы". Да к я как раз и подчеркнул, что смысл профсоюзов - не в том, чтобы выводить людей кричать то самое в сокращении "да здравствует первое мая", а в защите прав трудящихся. А может ли орган, который находится при хозяине (директорате как его представительстве) защищать интересы именно низшего звена - работников?! Вот тут уж, ветеран, - извини, но - не мешало бы знать труды вождя-основателя - не Сталина, по которому часто ностальгируют, а Ленина! Для этого хотя бы надо знать - кто такие штрейкбрехеры - хотя бы потому, что при приходе работника в профсоюз он сталкивается с машиной колл-договора, где интересы работника есть ничто по сравнению с интересом работодателя, закрепленным по отношению ко всем работникам, где один работник - тот самый ничего не значащий винтик машины, которому не предназначено выражать свой интерес иначе как через заключение на следующий период нового колл-договора... Еще надо быть знакомым с механизмом работы профсоюзов и разновидностями профсоюзов, но - об этом - ладно уж, молчу, чтобы еще больше не "испортить воздух". Потому что лучше слышать "да здравствует первое мая" и колонны марширующих в едином порыве с шариками вокруг вождей на центральной трибуне. Понимаю, извини тогда...
0
0
курносый11.05.2014 16:31:20
Потери госбюджета от коррупции и неэффективного использования средств оцениваются как раз в 1 триллион рублей. Вот и затычка для дыры.
0
0
Ветеран11.05.2014 18:37:35
Смердить надо меньше, проходящий мимо Ты попробуй покритикуй нынешнее время, а там - посмотрим...
0
0
Александр12.05.2014 20:51:53
Мимо проходимому - Я прдложил именно "возродить" 1 Мая как день борьбы работников за свои права. Я не имел в виду "возрождение" его в советском варианте, т.к. профсоюзы были уже убиты в 20-е годы, поэтому не о них речь. Профсоюзы уже дважды предали и продали рабочий класс и всех наемных работников: вначале диктаторам от компартии, теперь - коррумпированному государству и олигархам, заткнув свои языки в одно место. Поэтому я - как убежденный социал-демократ - и предлагаю создавать настоящие профсоюзы даже на пустом месте. И пусть заворовавшиеся госчиновники и находящиеся с ними в преступной связи алчные работодатели трепещут с приближением Первомая. И надо в этот день выходить не с плакатами "Да здравствует!", а с плакатами "Долой" и "Требуем!" Вот я о чем.
0
0
мимо проходил13.05.2014 01:22:52
Пояснение понятно, Александр Васильевич. И предложение доброе. Одно только вот "подкачало": когда Вы выдвигаете предложение - неплохо было бы еще найти того субъекта, который готов на предложенное действо. А без его наличия (то есть наличия того, кому Вы выдвигаете это предложение) - возникает два эффекта: а) эффект наличия отсутствия. С ним я познакомился в начале этапа приватизации - прочитал великолепную статью-анализ одного из авторов, досконально постаравшегося выяснить субъектов-приватизаторов, а в конце своей статьи заключившего не менее гениальный вывод: хорошо бы еще узнать те структуры, кому (кроме научной среды) это было бы интересно... б) эффект гласности, который очень неплохо выразил поэт-песенник рубежа перестройки и приватизации - Владимир Асмолов - "выступая не по делу, ты рискуешь очень многим, брат, - не посадят как Манделу, так по штату сократят". То бишь, даже если Вы и найдете того субъекта, который готов откликнуться на предложение возродить день требований трудящихся, это - ровным счетом еще ничего не значит, так как для устойчивости ежегодной данного дня требований нужна еще готовность работников хоть сколь-нибудь длительно существовать в борьбе и жить этой самой борьбой, понимая невзгоды от борьбы за требования (а не простого однодневного хождения с лозунгом "требуем повышения уровня минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума" - это и есть современная "шмаковщина", и это уже было в первой половине 2000-х, организованное пустопорожнее прохождение шмаковских кадров с целью изображения красоты профсоюзного пафосного действа) и принимая эти невзгоды, сознательно принимая на себя. Всего этого в социал-демократии современной быть не может по определению - по определению разъединенности интересов тех самых трудящихся, возникшей с начала 1990-х и не преодоленной до сих пор, поскольку "хлеба и зрелищ" по сути единственно прослеживаемый вариант поведения этих самых трудящихся нынче, другого серьезно не видно пока, мне, по крайней мере пока... Кухонно-инетное несогласие и готовность в инете комментами протестовать - есть. Больше - ничего нет, да и быть не может, поскольку нет интереса к подготовке таких требований у тех самых трудящихся, которым, по сути, и предназначено Ваше обращение. Здесь - среди читателей - и не нашли Вы желающих поддержать предложение, да и, думаю, реально себе представляли, что их здесь и не могло найтись. Поэтому и пожелаю Вам этого - найти средУ, способную воспринимать идею хотя бы в срЕду, пока пятница не превратилась в тяпницу... Внутри-то я тоже социал-демократ, да только ... - по собственным, личным убеждениям, не более того. К сожалению...
0
0
Александр13.05.2014 11:53:39
Мимо проходил - Со многим согласен. Но, пожалуй,эти Ваши-наши наблюдения касаются тех, кто болен совковыми пережитками. Поэтому эти люди, сложившиеся в рабстве и не прошедшие 40 лет по пустыне, вряд ли способны откликнуться на мой призыв. А я надеюсь на тех, кто родился в 80-х и 90-х годах и никогда не был в комсомоле (+1977-1979гг рождения). Они должны сказать себе и людям "Рабы не мы, мы не рабы". И, кроме того, я подсказываю молодым политикам направление деятельности: не надо заниматься партстроительством - лучше начать организовывать настоящее независимое профсоюзное движение: на это есть и социальный запрос и запрос времени.
0
0
кот13.05.2014 12:39:33
А нынешние праздники и порядки -это дерьмократизм, повальное спаивание деревни (что жрать то скоро будете), пошлятина и бесконечный словксный понос, тех, кто защищал совковые диссертации. Уж и отказались бы от них, раз им все советское плохое.Но оно приносит доход потому оставили это для себэ
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru