Наш город не богат монументальными памятниками. Для комментаторов сразу должен оговориться, что я не даю оценку, хорошо это или плохо. Я просто констатирую факт.
Понятно, что нужнее строить детские сады, дороги... В конце концов, общественные туалеты (нужники) — самые нужные объекты. Один из комментаторов просил баню, как говорится, кто про что, а вшивый - про баню. Но даже у тех, кто думает исключительно о нужном после справления нужды, иногда возникают вопросы: как я здесь оказался; что я здесь делаю; я здесь в гостях или у себя дома; все, чем я пользуюсь, с неба упало или я кому-то обязан?
Для ответов на эти вопросы и существуют памятники. И есть люди, которые сначала задумаются над этими вопросами, а потом справляют нужды.
Памятников мало не потому, что нечего вспомнить, просто нас постоянно соблазняют разными идеями. Когда результат не устраивает соблазнителей, нам навязывают противоположную идею, при этом уничтожаются памятники предшествующей эпохи. Потому что памятники — это хорошая прививка от соблазнов, они не дают завести народ в тупик. Они, как маяки, по которым можно сверять путь. Когда памятников нет, то жизнь каждый раз начинают «с чистого листа», и людям можно внушить все, что угодно.
В Омске нет ни одного монументального памятника царских времен. Это не значит, что их не было. Начать нужно с Ермака. Памятник ему как первопроходцу Сибири был установлен на выставке 1911 года. После ее закрытия он был перенесен в Кадетский корпус и стоял там до революции (интересно узнать, куда он делся потом).
Незадолго до нее, в 1916 г., перед зданием Судебной палаты (Кр. Путь, 1) был установлен памятник царю-освободителю Александру II как автору судебной реформы. Время было уже смутное, шла война, поэтому памятник поставили в «урезанном виде» (в буквальном смысле вместо ростовой фигуры — бюст), без особой помпы. Надеялись, что до лучших времен, но они так и не наступили. Памятник простоял меньше года, поэтому о нем мало свидетельств. Его пьедестал был найден при восстановлении Успенского собора. Кому интересно, могу показать место, но повторяю, это легенда, ее надо проверять.
С царской династией связан еще один памятник. Своеобразным монументальным памятником были Царские ворота, построенные к приезду цесаревича Николая Александровича в 1891 г. Это была деревянная триумфальная арка. Ее снесли тоже после февральской революции.
Символичным монументом была скульптура Европа-Азия, стоявшая в фонтане в Губернаторском саду. О ней мало кто помнит, потому что Губернаторский сад был закрытым. После гражданской войны его открыли, но в 20-е годы скульптуру уже снесли. Она состояла из двух фигур, сидящих спиной друг к другу, каждая из которых символизировала соответствующий континент. Смысл ее состоял в том, что она является ключевой точкой, соединяющей две цивилизации.
Вообще, скульптуры в фонтанах до революции были излюбленной темой. В уцелевшем с той же выставки 1911 г. фонтане стояла скульптурная композиция «Танцующие грации». В фонтане агроуниверситета сохранился крокодил. Видимо, он был «социально близок» большевикам. На усадьбе Батюшкина в фонтане была детская скульптурная группа, о которой можно судить только по найденной бетонной головке.
Из скульптуры царских времен повезло только винклеровским аллегорическим фигурам на ОмГУПСе, горадминистрации. Их отнесли к «архитектурным деталям». В каком-то смысле «повезло» «Крылатому гению», восстановленному на драмтеатре. Надо еще упомянуть бюсты драматургов, стоящие здесь же. Причем повезло только Толстому. Островскому не повезло, его заменили на Чехова.
В советское время первым скульптурным монументальным памятником стал памятник Борцам революции. Он очень точно выражает пафос революционной борьбы. А дальше у наследников революции начались споры, кто из них правее (точнее - левее). Сначала в тираж пошел Ленин, потом Сталин (но и о приближенных он не забывал). Отдельная страница - это советская парковая скульптура. Потом убрали Сталиных, следом и приближенных. Потом проредили Лениных. Парковая скульптура как-то тихо растаяла.
Самым искренним памятником Ленину является сохранившийся у бывшего агрегатного завода. Его поставили сразу после смерти вождя по инициативе рабочих. В 30-е годы памятники Ленину уже тиражировали массово и рассылали по всей стране. Еще на моей памяти типовой бетонный Ленин стоял в 37 школе, перед ОмГУПС, на перроне железнодорожного вокзала, на стадионе «Динамо» (спиной к арене, он замыкал центральную аллею), на мясокомбинате на пр. Маркса (ну как же мясокомбинат без Ленина) и даже на маслосырбазе на 9-й Восточной... Последний Ленин из этой серии сохранялся у здания Законодательного Собрания (на пьедестале памятника Александру II). Сейчас он стоит в краеведческом музее.
Сталиных я знаю по городу 6, вероятно, их было больше. Главный из них - на месте нынешней орденоносной стелы. Еще в Городском саду на ул. Чкалова, в Центральном парке сразу за воротами на клумбе. Его пьедестал уцелел, сейчас на нем стоит вазон. Стоял Сталин и на крыльце Пехотного училища. Были еще два парных памятника Ленину-Сталину. Один из них стоял, если не ошибаюсь, у проходной «Полета», второй - у Тарских ворот. С ним связана любопытная байка. После 20-го съезда в отношении памятника возникла двойственная ситуация. Ее разрешили не мудрствуя лукаво - Сталина спилили. Но на бронзовом пьедестале остались подошвы сталинских сапог. В народе горько шутили: товарищ Сталин наследил и ушел. Одинокий Ленин после этого смотрелся нелепо, поэтому скоро убрали и его. Вспоминаются стихотворные строки (не ручаюсь за точность):
...сколько бронзы извели на монументы,
и сколько их ушло в металлолом
жертвами текущего момента.
Кроме Сталина, в Омске стоял Ворошилов у того же Пехотного училища вместе со Сталиным, возле ОмГУПС вместе с Лениным стояли Орджоникидзе и, если не ошибаюсь, Киров. Еще один Киров стоял у аграрного университета. Про остальных достоверно не знаю, но слышал байки про памятники Дзержинскому, Куйбышеву и даже Кагановичу.
В послесоветское время, к счастью, массового уничтожения памятников не было. Либерализм, которым нас соблазнили на сей раз, предполагает толерантность. Но в более точном переводе на русский язык это не столько терпимость, сколько пофигизм. Поэтому сдали в металлолом памятник Лизе Чайкиной (потом, правда, восстановили в бетоне), забросили на хоздворе памятник Лигети с оторванными ногами (по сей день не знают, что с ним делать), разгромили памятник жертвам Куломзинского восстания (сейчас кое-как восстановлен), разворовали плиты с памятника в Старозагородной роще (так и не восстановили), у бюста Карбышева в школе на 20-й Линии оторвали ухо...
К сожалению, за годы советской власти нашему народу привили негативный опыт, что от памятников можно и нужно избавляться, и от этого «наследия» мы точно должны избавиться.