В рамках конкурса профессионального мастерства, проводимого Институтом развития образования Омской области, учителя, кроме прочего, выполняли тесты на знание преподаваемого предмета. Проверка знаний для учителей русского языка и литературы проходила практически в формате ЕГЭ: в каждом вопросе нужно было выбрать только один верный ответ. Это оказалось по силам не всем. К дальнейшим испытаниям были допущены 10 участников из 40 преподавателей русского языка и 33 учителей литературы, как сельских, так и городских.
Видать, не все знали свой предмет. Удивительно, но все «знающие» - как есть сельские. Видимо, читают больше. А почему нет, в гармонии-то с природой?
Теперь понятнее становится, почему педагоги в большинстве своем против инициативы обязательного ЕГЭ для педагогов. Им право преподавания предмета дает диплом. И точка.
Те немногие психологи, что случайно остались в школе, говорят: учителя боятся сдавать ЕГЭ не потому, что не имеют необходимых знаний. Главная причина: страх быть оцененным, потерпеть неудачу. То есть педагоги боятся оценок, хотя сами же каждый день их выставляют детям, и не верят в себя! Вот тебе и, бабушка, и Юрьев день. Кто учит наших детей? Чему? Не знаниям, умениям и навыкам, как привыкли мы. Нет. Теперь главное, чтобы ученик получил возможность научиться. А там как дело пойдет. Хотя и так понятно. Вот тебе возможность – пользуйся, не хочешь, не можешь – не пользуйся. Пользуются немногие - мотивация даже у первоклассников стремится к нулю.
- Сережа, тебе нравится в школу ходить?
- Да ниче так, особенно, когда нет русского и читать не заставляют.
Педагоги в голос уверяют, что в отсутствии желания учиться виноваты родители – не заложили. Только откуда это желание у родителей возьмется? От скучных уроков, о которых рассказывают дети? От безразличия педагогов к результатам своего труда: я урок дал, а уж поняли-не поняли – ваши проблемы? Многие ли мамы и папы могут похвастать в наше время тем, что учителя занимаются с их ребенком, если что-то до него не дошло? Хотя бы на переменке что-то объясняют, не говоря уж про дополнительные занятия?
Кто на самом деле подтягивает отстающих? Кто готовит детей к экзаменам, к поступлению в вузы и ссузы? В лучшем случае, если деньги найдутся - репетиторы. Чаще - родители, давно забывшие всю науку. Или просто - никто. А ребенку много не надо – раз не понял, дальше уже учиться не хочется. И это давно написано в учебниках педагогики, только педагоги не хотят их помнить. Им же некогда - надо стимулирующие надбавки зарабатывать: совершенствоваться на курсах, отчеты писать. Так, может, дело не в том, что ученики не хотят учиться, а в том, что учителя, которые даже собственный предмет забывают, не хотят учить?
Хотя вру. Есть еще учителя, которым небезразлично, «взял» ли ученик то, что они дали. Именно в селах – там, где стыдно перед соседями за плохую работу, где неловко тянуть друг с друга деньги. Судя по результатам конкурса профессионального мастерства, проведенного Институтом развития образования Омской области, именно они и знают свой предмет лучше других.
Немного таких, правда, осталось – и конкурс показывает, и жизнь. Тупеем всей страной – чем дальше, тем больше. Но заставлять учителей сдавать ЕГЭ нельзя, уверяют сами педагоги и люди, с ними работающие. Наталья Чапала, начальник информационного-методического отдела при Управлении образования Таврического района говорит:
- Педагоги и так всегда на виду. Их оценивают дети, родители со всех сторон: как говорит, как двигается, как одевается и прочее. Учителя, несмотря на общекультурный уровень, который есть у всех педагогов, безусловно, вынуждены держать себя в рамках. Обязать их сдавать ЕГЭ, значит – подвергнуть сомнению их профессионализм, их знания. Полагаю, учителям достаточно аттестационных испытаний, которые тоже весьма серьезны и проводятся далеко не формально. Педагог представляет себя, свою концепцию преподавания, демонстрирует урочные занятия. Сегодня педагогу просто отсидеться в школе нельзя, сама жизнь заставляет его развиваться, профессионально совершенствоваться.
Вот так - педагоги совершенствуются, а мы, родители вместе со своими детьми, сдаем ЕГЭ. Ищем, где репетитор получше, да, может, если повезет, не так дорого возьмет?
Кстати сказать, этот самый репетитор звонит мне с периодичностью не реже одного раза в месяц, чтобы узнать, как у моего сына, теперь уже студента университета, успехи. Ни классного руководителя, ни преподавателя какого-нибудь предмета не интересуют судьбы своих вчерашних выпускников. Некогда. Совершенствуются.