«Для меня же Россия – Родина. Я хочу жить, работать и умереть здесь. Хочу, чтобы мои потомки гордились Россией и мною как частичкой этой страны, этой уникальной цивилизации».
Михаил Ходорковский. Из статьи «Кризис либерализма в России»
Изредка публикуясь в «БК» («В чем сила, брат?» [2014]; «Судьба Украины – быть разорванной» [2015]; «Над пропастью в либерализме…» [2016]), каждый раз надеюсь поделиться мыслями с теми омичами, которые не сомневаются, что «Бог есть, а Родина одна». Однако в комментариях (после того как материалы были размещены на сайте bk55) обнаружил немало «негативных отзывов». Выяснилось, что от моих писаний есть неожиданная польза: страдающим анонимам помогаю освободиться от комплексов, фобий, психотравм – dump steam, короче. Так что старайтесь, дорогие. Мимо не проходите…
Однако к теме. Времена сейчас (как, впрочем, и всегда) непростые, а для многих просто тяжелые. Экономика, политика, духовная сфера – все «под огнем» (хотя в стране и городе множество людей спокойно делают свое дело, честно и профессионально). Дошло до того, что президент РФ с бизнесменами заговорил о национальной идее и патриотизме. Такие вопросы обычно всплывают на исторических переломах, когда отступать нельзя или некуда. Так, в феврале этого года на встрече с «Клубом лидеров» В.В. Путин сказал: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (http://izvestia.ru/news/). «Это и есть национальная идея», – добавил он.
А все ли мы можем внятно объяснить, что он – этот патриотизм – такое, если не ограничиваться общим подходом, типа «любовь к родине»? Хорошо известно высказывание британского литературного критика и поэта XVIII века Самуэля (или как сейчас принято – Сэмюэла) Джонсона: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». Биографы мыслителя поясняли, что Джонсон имел в виду не «настоящий» патриотизм, а тот, который очень многие в разные эпохи делали прикрытием личных интересов.
Гениальный Эйнштейн по данной теме был не чужд эмоциям: «…ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм». Подобные высказывания легко найти у зарубежных и отечественных авторов: Вольтера, Гёте, Рассела, Уайльда, Шоу, Гоголя, Герцена, Тютчева, Чаадаева и многих других. Великий Лев Толстой в работе «Христианство и патриотизм» просто беспощаден: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти».
Что же, патриотизм не годится как основа для национальной идеи? Разберемся на исторических примерах. Во-первых, немецком. После Первой мировой войны поверженная Германия по Версальскому мирному договору 1919 года была унижена настолько, что приход нацистов во главе с Гитлером к власти и последующая агрессивная политика воспринималась тогда большинством немцев как патриотическая попытка смыть позор и вернуть грабительски отторгнутое. Кем были, чем закончили эти «патриоты» – хорошо известно. С другой стороны, были и такие немцы, которые пытались отстранить Гитлера от власти, буквально взорвать его. Однако заговорщики – высшие немецкие офицеры, сегодня воспринимаемые в Германии как патриоты Сопротивления (их именами в ФРГ названы улицы и площади), – предполагали в случае прихода к власти замириться с американцами и продолжить уничтожать «недочеловеков» на Восточном фронте…
Другой пример – Америка. Один из главных ее «отцов-основателей» Томас Джефферсон писал: «Инакомыслие – это высшая форма патриотизма». Красиво и, главное, как демократично! Жаль, что это либеральное словоблудие тогда никак не относилось к десяткам миллионов уничтоженных индейцев, африканцев и пр. Ведь названные, наверное, тоже как-то любили свою землю, хотели на ней жить, просто жить… Сегодня патриотизм американцев заключается в убежденности, что их государство и политическая система – лучшие в мире. К сожалению, реализация «высшей формы» патриотизма и сегодня оборачивается разорением других народов и стран: Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии, Украины (кто далее?). Судя по голландскому референдуму, американский «патриотический» диктат в Европе перестает восприниматься беспрепятственно. Робкий эпизод прозрения (?) отмечен недавно даже у лидера США... 10 апреля в эксклюзивном интервью Fox News Б.Х. Обама признал своей главной ошибкой на посту президента провал плана действий «на следующий день после вторжения в Ливию». Так они еще и плана толкового не имели, разрушая чужую страну с неправильным патриотизмом?!
В-третьих, не обойдем и родное Отечество. Вспомним «патриотов», устраивавших еврейские погромы в XIX-начале ХХ вв. (кстати, в Европе со Средних веков такие «мероприятия» массово проходили в Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Чехии и др., не говоря об арабских и мусульманских странах). Безнравственные и бездарные, озлобленные обстоятельствами люди искали внешнего врага своих проблем, не понимая, что сами являются источником таковых. И хотя погибших иудеев в нашей стране было несопоставимо меньше (по разным оценкам – от 10 до 100 тыс.), чем во время нацистского холокоста (от 4 до 6 млн), лозунг «Бей жидов, спасай Россию» однозначно характеризует такие «патриотические круги».
Одним словом, патриотизм, про который так негативно писал Толстой и другие мыслители, встречается в истории повсеместно. Последние яркие примеры наблюдаем на Украине, где нацистские «патриоты» уничтожили тысячи людей (в т.ч. женщин, стариков и детей) за то, что те хотели говорить на своем языке (между прочим, русском), гордиться своей историей и иметь права в рамках федеративного устройства. Именно те права, которые есть у республик, земель, штатов в таких федеративных странах, как Россия, Германия, США, Бразилия, Мексика, Австралия, Индия, ОАЭ и т.д.
При распространенности и «безопасности» федерации ясно, что самостийными «патриотами» движет не цивилизованное неприятие федеративного устройства, а стремление реализовать некую маргинальную идеологию, возвыситься за счет унижения других (которых хочется беспрепятственно подавлять), в конце концов, как-то управиться с собственным комплексом неполноценности. Националистические батальоны стали передовым отрядом такой политики, цепными псами «патриотического» киевского режима, который сегодня уже «Нью-Йорк Таймс» называет «коррумпированным болотом», а вице-президент США Байден прямо признает, что коррупция «съедает Украину как рак».
Такой режим (и продажный, и кровавый) может считаться патриотическим только с точки зрения тех граждан братской страны, которые ненавидят все русское, в т.ч. по причине мощной промывки мозгов. Тех, кто уже согласен с бывшим премьером А. Яценюком (или не возражает), что СССР вторгся (!) сначала в Украину, а потом в Германию во время Второй мировой войны… (https://www.youtube.com/watch?v=iYmK-Am7qUU). Это об освобождении Красной армией территории своей страны!
Поэтому совсем неудивительно, что молодой киевский интеллектуал, журналист Богдан Буткевич в качестве решения «проблемы Донбасса» невозмутимо предлагает убить там 1,5 млн человек. Чтобы не быть голословным, приведу свой перевод (это легко сделает каждый русский и белорус) с украинского: «Население Донецкой области – примерно четыре миллиона человек, из них 1,5 миллиона лишних… Нам надо понимать украинский национальный интерес… У меня нет рецепта, как решить проблему Донбасса, но наиглавнейшее, что надо сделать, – часть людей нужно просто убить» (https://www.youtube.com/watch?v=mhYyj5l9Lx0). Явный «патриот».
Все вышеперечисленные образцы «патриотизма» напомнили мне голливудский «шедевр» 1993 г. «Елена в ящике» (Boxing Helena), где хирург, безумно любя героиню и желая помешать уходу к другому, отрезает любимой сначала ноги, а потом и руки. Поистине это символ наших «патриотов»! Так безумно любят родину, что калечат её…
По-моему, патриотизм без кавычек – это чувство, которое вытекает из незамутненного своекорыстием душевного состояния, из религиозного (по сути) мировоззрения, из желания и готовности помогать, любить, жертвовать. Именно такая жертвенность всегда была свойственна, к примеру, российским и советским воинам. Подвиг Матросова повторили в годы Великой Отечественной более 400 человек, Гастелло – более 500, Талалихина – более 600, а те, кто вызывал «огонь на себя», – не знают счета… Так было и в Афганистане, и в Чечне. Так, в марте 2016 года в Сирии поступил старший лейтенант Александр Прохоренко!
По данным историков, ни один солдат Вермахта не закрывал своим телом амбразуру. В армии США такой подвиг единственный раз совершил рядовой Роджер Янг, закрывший собой вражеский пулемет 31 июля 1943 года в бою с японцами на Соломоновых островах в Тихом океане. Имя героя навечно занесено в списки части.
Конечно, может возникнуть сомнение в религиозности советских воинов. Отвечу: большинство их них родилось до и вскоре после 1917 г., когда детей еще крестили очень многие. Если почитать воспоминания современников и родственников, то выяснится, что «маршалы Победы» верили в Бога. По народному преданию, Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери (это подтверждал архимандрит Иоанн (Крестьянкин)). Перед смертью Георгий Константинович сказал дочери: «Я скоро умру, ты останешься сиротой, но с того света я буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду». Мария Жукова так и писала об отце: «Душа его была христианская» (См.: Жукова М. Маршал Жуков – мой отец. М., 2009).
Другой маршал – начальник Генштаба А.М. Василевский (сын священника) тайком приезжал в Троице-Сергиеву лавру и причащался Святых Христовых Тайн. В дни блокады Ленинграда командующий фронтом Л.А. Говоров регулярно и открыто приходил в храм на службы. После Сталинграда глубоко верующим стал командующий 62-й армией генерал В.И. Чуйков (http://portal-kultura.ru/svoy/articles/simvol-very/98866-s-nami-bog/?print= Y&CODE=98866-s-nami-bog).
О вере солдат и говорить не нужно – об этом много написано и сказано. Многие из нас еще могут расспросить своих родителей о вере дедов и прадедов. Мои родные деды Данил Никифорович и Михаил Константинович прошли всю войну, остались в живых. От одного из них хранится в семье фронтовой блокнотик, где от руки записаны молитвы…
В конечном итоге процитированный выше Толстой, осуждая «безбожный» (и безмозглый) патриотизм, согласен с тем, что патриотизм с верой, с совестью – и есть настоящий: «Только бы люди поняли, что они не сыны каких-либо отечеств и правительств, а сыны Бога, и потому не могут быть ни рабами, ни врагами других людей…» (http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml). А поэт и патриот лорд Байрон, и по-земному умевший любить (личные дневники опубликованы), и жизнью своей воплотивший принцип небесный: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), сказал как отрезал: «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Таких жаль.