Главная тема
№ 17(194) от 09.05.2007
Врачебная тайна
Четырнадцать врачей стали омскими депутатами в этом году. Поможет ли это вечно больному здравоохранению? Возможно, да (медицинское лобби привлечет больше денег в отрасль), возможно, нет (а вдруг это не что иное как подготовка к возможной приватизации государственных лечебных учреждений - есть и такое мнение). С реализацией нацпроекта, по которому в больницы хлынули огромные денежные потоки, общество привычно испытывает смешанные чувства - надежды на лучшее и боязнь, что все опять разворуют. "БК" продолжает цикл материалов о самых важных темах для города.
Много интересной информации по теме здравоохранения "БК" удалось получить от рядовых врачей только на условиях анонимности. Что это: врачебная этика, не позволяющая обсуждать коллег, или страх наказания? Почему врач, не боящийся принимать решения, касающиеся жизни и смерти, боится прямо сказать, что главврач его больницы берет откаты? Может, дело в том, что он сам в этом кровно заинтересован?
- Нет!!! Ни за что!!! - истерично кричала в ответ на предложение собственного главврача поговорить с журналистами о проблемах терапевтов начмед. Кричала так, что ее голос был слышен всем присутствующим в комнате. А между тем проблемы-то нешуточные - ее терапевты работают по 13 часов в день, а свыше приходят бесконечные приказы о депремировании.
Система здравоохранения несовершенна до неприличия. Слабые места известны всем, кто в ней работает. Причем работать из-за этого иногда не просто сложно, а просто невозможно. Но говорить об этом за пределами больницы считается неприличным.
- Вы этого никогда не напечатаете, - не верил нам очередной анонимный главврач после того, как рассказал о том, как ему удается изворачиваться ради выполнения нацпроекта.
- Спорим, напечатаем? - ответили мы.
- Нет!!! Ни за что!!! - истерично кричала в ответ на предложение собственного главврача поговорить с журналистами о проблемах терапевтов начмед. Кричала так, что ее голос был слышен всем присутствующим в комнате. А между тем проблемы-то нешуточные - ее терапевты работают по 13 часов в день, а свыше приходят бесконечные приказы о депремировании.
Система здравоохранения несовершенна до неприличия. Слабые места известны всем, кто в ней работает. Причем работать из-за этого иногда не просто сложно, а просто невозможно. Но говорить об этом за пределами больницы считается неприличным.
- Вы этого никогда не напечатаете, - не верил нам очередной анонимный главврач после того, как рассказал о том, как ему удается изворачиваться ради выполнения нацпроекта.
- Спорим, напечатаем? - ответили мы.
Вынужденный бизнес главврачей
"Если я не буду заниматься бизнесом, то больница не выживет", - высказал в беседе с журналистом "БК" главврач одной из городских поликлиник распространенное в его среде мнение. За счет кого больницы будут выживать - понятно, и в этом разрезе разговоры о бесплатной медицине остаются только разговорами.
Как не выживет? Ведь есть нацпроект, по которому огромные средства перечисляются во все лечебные учреждения? А полисы обязательного медицинского страхования, без которых больных и на порог кабинета специалиста не пустят? А бюджетные деньги? Неужели всего этого мало?
- Смотря на что, - отвечают главврачи, главным пугалом для которых является обвинение в нецелевом использовании средств.
О том, что бюджетных денег не хватает, говорят все. Включая министра здравоохранения РФ г-на Зурабова. Но этих денег хватает на то, чтобы выплачивать зарплату и оплачивать коммунальные услуги. В меньшей степени - на ремонт.
Средства, полученные по ОМС, можно использовать на покупку медицинских препаратов и расходного материала, мягкого инвентаря, выплату зарплаты, питание. Но и только. Нацпроект одарил больницы доселе невиданным оборудованием, которое сменило не менявшиеся с семидесятых годов прошлого века аппараты. Все остальное - ремонт оборудования и ремонт помещения, покупка мебели, моющих средств - на совести главврачей. Вот здесь-то и нужны оказываются внебюджетные средства, которые главврачи изыскивают отовсюду. Не всегда их методы идут на пользу медицине.
- Вот у меня терапевт принимает по 20 больных в день, - рассказал главврач одной из поликлиник. - Но мне нужно стулья купить, а по ОМС я этого сделать не смогу. Это будет нецелевое использование средств, за которое я получу по шапке. Вот я заключил договор с предприятием на профосмотр 30 человек. Это живые деньги. Сейчас пойду к терапевту и скажу: "Что хочешь делай, но этих больных нужно принять". И он их примет в дополнение к тем 20-ти. Как он это сделает - я не знаю.
Ограниченность применения - не все недостатки этой страховки. Если пациент думает, что, жертвуя проценты с зарплаты за свой полис, он оплачивает услуги больницы сполна, то очень заблуждается. ОМС оплачивает только прием у участкового терапевта (это порядка 60 рублей). Первичное же обследование, которое не входит в тариф ОМС, будет стоить порядка полутора тысяч.
- Как коммерсант я работаю себе в убыток, - признался главврач МСЧ №4 Юрий Филатов. - Дефицит во многом закрывается бюджетными деньгами, но остается. И потом, мне непонятно, исходя из чего такие расценки. Почему, например, ОМС оплачивает прием окулиста ниже, чем инфекциониста?
Как еще главврач может заработать? Продавая платные услуги. Не через ДМС, а просто через кассу. Никуда не отчисляя проценты. Однако с этого года официально было объявлено, что первичная медико-санитарная помощь должна быть бесплатной.
- Скажу честно, что мы лишились из-за этого 50 тысяч в месяц, - сказал г-н Филатов. - Это копейки. И думаю, что сможем восполнить эти деньги за счет других услуг.
Возможно. В прошлом году за платные услуги муниципальное здравоохранение выручило 250 миллионов рублей. В этом году было заложено уже 311 миллионов. За первый квартал план выполнен на 82%. Чиновники уверены, что дальше продажа услуг населению пойдет активнее.
Но даже если так, поможет ли это главврачам в их хозяйственных хлопотах? Ведь деньги по ОМС при всем том, что тратить их тоже можно не на что угодно, - это единственные деньги, которые главврач может использовать, не проводя их предварительно через казначейство. Все остальные средства проходят через этот орган. Они не лежат в кассе больницы, откуда их можно взять на текущие нужды, как это было когда-то, а приходят из казначейства с задержкой и предписанием, на что их потратить. Врач составляет смету на год вперед, где должен учесть все, что произойдет в больнице и мире за год: лопнувшую трубу, повышение цен...
Ну так будь хорошим бизнесменом - скажем мы главврачу. Зарабатывай больше, вот и будет на непредвиденные расходы. Ан нет!
- Я составляю план на год вперед - сколько денег я смогу заработать. Заработаю больше - эти деньги осядут на счету казначейства, заработаю меньше - получу по шапке, - подвел итог беседе о предпринимательстве г-н Филатов.
Но казначейство - это на данный момент единственный путь спасения денег от расхищения. Несовершенный, но надежный. Да и плановость - это, безусловно, хорошо. Просто она имеет свою оборотную сторону - бюрократию.
- С реализацией нацпроекта количество бумажной работы возросло многократно, - вздыхает главврач МСЧ № 9 г-н Шаповалов. - Приходится заполнять множество несанкционированных бумаг, иногда не совсем понятно, зачем и для каких ведомств. Мы в последнее время только этим и занимаемся. При этом отчитываемся отдельно по каждому источнику дохода - ОМС, ДМС, платные услуги, договоры и т.д.
- Раньше я делал один отчет в год, теперь - в неделю, - ужасается главврач городской поликлиники. - Да еще бесконечные проверки по поводу оборудования, представленного по нацпроекту. Вот, например, купили нам прибор - колоноскоп (применяется для исследования кишечника - "БК"). А ставку для специалиста к нему не выделили - работает человек из соседней клиники на полставки. Зато сверху пришел вопрос: а почему это вы проводите так мало исследований? Ну-ка увеличьте их на 30%! А как это сделать? Умолять специалиста работать у нас бесплатно?
Ну зачем же бесплатно - притворно удивимся мы?
- Некорректная система финансирования сводится в конце концов к тому, что за услугу пациенты платят несколько раз, - с горечью констатирует главврач городской клинической больницы №1 имени Кабанова Василий Мамонтов. - Налоги с зарплаты, отчисления за полис ОМС, за полис ДМС, деньги в кассу... Так не должно быть. Пациент, переступая порог муниципальной больницы, должен забыть о деньгах.
То, что нехватка денег на первичную и скорую медицинскую помощь - это преступление государства по отношению к обществу, понятно. И что стремление главврачей заработать может стать неуправляемым - понятно тоже. И очевидно, что чиновники плохо считают деньги, раз их вечно не хватает даже на самое необходимое. Люди вольны сомневаться в том, что проблемы главврачей реальны, и, заключая договоры с предприятиями и оказывая платные услуги, они хотят пополнить бюджет больницы, а не свой. А главврачи в свою очередь жалуются на нехватку средств и свободы. Выход предлагают интересный. О нем дальше.
юлия стрельская, ольга данилова, александр тараканов
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024
Новости партнеров