Главная тема
№ 6(183) от 21.02.2007
В Новосибирске малый бизнес скорее жив, чем мертв?
Примерно 95% мусорного рынка Новосибирска контролирует мэрия. Малый бизнес активно предлагает услуги по вывозу мусора, но его доля в списке тех, кто делает город чище, невелика. Комментировать сложившуюся диспропорцию Сергей Райхман, начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства новосибирской мэрии, отказался.
Кто правит балом?
Итак, кто «мусорные короли» Новосибирска? Около 70% территории города убирает МУП «Спецавтохозяйство» (САХО). В компании работает 400 человек, МУП располагает 128 единицами техники (из них 79 мусоровозов), имеет свой арендуемый полигон (явное преимущество перед частниками, которым нужно приобретать талон, чтобы оставить мусор на полигоне). «До 2006 года наша доля на рынке была еще выше. Несколько процентов в прошлом году отдали двум компаниям в муниципальном жилом фонде – МУП УК «Заельцовская» и УК АОЗХК (АО «Завод химконцентратов» – прим. «БК»), которые изъявили желание заниматься вывозом мусора», – рассказал «БК» Виктор Кравченко, директор МУП «Спецавтохозяйство».
Второй крупный игрок – ДЭУ-3 (дорожно-эксплуатационное управление) Главного управления благоустройства и озеленения, которое обслуживает самый большой Ленинский район, а следовательно, это, по данным планового отдела ДЭУ, около 25% рынка. У ДЭУ – арендуемый отвал, около 30 единиц техники.
Остается 5-6%, которые приходятся на УК и на частников.
Что делать?
У мелких игроков одинаковые проблемы: получить лицензию (это стало обязательным с прошлого года), приобрести технику (один мусоровоз стоит от одного миллиона рублей) и найти клиентов. По прогнозам Владимира Старикова, директора ДЭУ №3, из-за ужесточения процедуры получения лицензии на этот вид деятельности частников не останется – останутся только МУПы.
Но и к таким условиям малый бизнес приспособился. Во-первых, тарифы на вывоз мусора на порядок выше, чем у МУПов. МУПы берут 11 рублей с человека и 195 рублей с арендатора. Частники берут как бог на душу положит: одни – 450 руб./час (в эту сумму входит работа грузчиков плюс машина) и дополнительно 350 рублей за вывоз на полигон (к слову, талон на полигоне стоит 50-60 рублей). Другой вариант – за 10 мешков по 40 кг возьмут 1200 руб. (сюда же войдет оплата грузчиков, машины, полигона). Но какую бы систему ни придумал тот или иной частник, меньше, чем за 1000 рублей, не поедет ни один.
Мелкие игроки знают, как остаться в живых
Малый бизнес на мусорном рынке в Новосибирске представлен в двух видах: небольшая зарегистрированная компания (как правило, работают пять-шесть человек, могут иметь один мусоровоз или КамАЗ/ЗИЛ для перевозки мусора) и просто люди, готовые «подработать» на своей машине. И те, и другие, как правило, дают объявления «Вывезу мусор» в интернете или в газетах бесплатных объявлений. На вопрос «Какая доля рынка принадлежит вам?» отвечают, как под копирку: «Не более одного процента».
Небольшая компания «Чистый город» работает около года, бытовой и строительный мусор вывозит на полигоны Новосибирска и Бердска на грузовичке, если не справляются – нанимают другие машины. «Со временем возьмем в лизинг мусоровозы, – рассказал диспетчер Алексей Николаев. – Мы намерены работать долго, поэтому зарегистрировали компанию, сделали сайт, у нас есть транспортная лицензия, договор с полигонами». В будущем компании г-н Николаев уверен: «Частные компании нужны – спецавтохозяйство не справляется, например у них нет техники, чтобы забирать крупногабаритный мусор, скажем, старый диван. Пару раз были звонки от администраций районов, просили помочь. Дело не совсем в монополии – люди не готовы платить за вывоз мусора. Как можно отдать 1000 рублей за какой-то мусор? Лучше куда-нибудь выброшу сам».
Все, с кем удалось побеседовать «БК», о взаимоотношениях с мэрией говорят так: «Мы ее не трогаем, а она – нас».
Итак, кто «мусорные короли» Новосибирска? Около 70% территории города убирает МУП «Спецавтохозяйство» (САХО). В компании работает 400 человек, МУП располагает 128 единицами техники (из них 79 мусоровозов), имеет свой арендуемый полигон (явное преимущество перед частниками, которым нужно приобретать талон, чтобы оставить мусор на полигоне). «До 2006 года наша доля на рынке была еще выше. Несколько процентов в прошлом году отдали двум компаниям в муниципальном жилом фонде – МУП УК «Заельцовская» и УК АОЗХК (АО «Завод химконцентратов» – прим. «БК»), которые изъявили желание заниматься вывозом мусора», – рассказал «БК» Виктор Кравченко, директор МУП «Спецавтохозяйство».
Второй крупный игрок – ДЭУ-3 (дорожно-эксплуатационное управление) Главного управления благоустройства и озеленения, которое обслуживает самый большой Ленинский район, а следовательно, это, по данным планового отдела ДЭУ, около 25% рынка. У ДЭУ – арендуемый отвал, около 30 единиц техники.
Остается 5-6%, которые приходятся на УК и на частников.
Что делать?
У мелких игроков одинаковые проблемы: получить лицензию (это стало обязательным с прошлого года), приобрести технику (один мусоровоз стоит от одного миллиона рублей) и найти клиентов. По прогнозам Владимира Старикова, директора ДЭУ №3, из-за ужесточения процедуры получения лицензии на этот вид деятельности частников не останется – останутся только МУПы.
Но и к таким условиям малый бизнес приспособился. Во-первых, тарифы на вывоз мусора на порядок выше, чем у МУПов. МУПы берут 11 рублей с человека и 195 рублей с арендатора. Частники берут как бог на душу положит: одни – 450 руб./час (в эту сумму входит работа грузчиков плюс машина) и дополнительно 350 рублей за вывоз на полигон (к слову, талон на полигоне стоит 50-60 рублей). Другой вариант – за 10 мешков по 40 кг возьмут 1200 руб. (сюда же войдет оплата грузчиков, машины, полигона). Но какую бы систему ни придумал тот или иной частник, меньше, чем за 1000 рублей, не поедет ни один.
Мелкие игроки знают, как остаться в живых
Малый бизнес на мусорном рынке в Новосибирске представлен в двух видах: небольшая зарегистрированная компания (как правило, работают пять-шесть человек, могут иметь один мусоровоз или КамАЗ/ЗИЛ для перевозки мусора) и просто люди, готовые «подработать» на своей машине. И те, и другие, как правило, дают объявления «Вывезу мусор» в интернете или в газетах бесплатных объявлений. На вопрос «Какая доля рынка принадлежит вам?» отвечают, как под копирку: «Не более одного процента».
Небольшая компания «Чистый город» работает около года, бытовой и строительный мусор вывозит на полигоны Новосибирска и Бердска на грузовичке, если не справляются – нанимают другие машины. «Со временем возьмем в лизинг мусоровозы, – рассказал диспетчер Алексей Николаев. – Мы намерены работать долго, поэтому зарегистрировали компанию, сделали сайт, у нас есть транспортная лицензия, договор с полигонами». В будущем компании г-н Николаев уверен: «Частные компании нужны – спецавтохозяйство не справляется, например у них нет техники, чтобы забирать крупногабаритный мусор, скажем, старый диван. Пару раз были звонки от администраций районов, просили помочь. Дело не совсем в монополии – люди не готовы платить за вывоз мусора. Как можно отдать 1000 рублей за какой-то мусор? Лучше куда-нибудь выброшу сам».
Все, с кем удалось побеседовать «БК», о взаимоотношениях с мэрией говорят так: «Мы ее не трогаем, а она – нас».
Дарья Жиганова,
Мария Никитина,
Мария Терентьева
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров