Новости. Омск

3 Политика. Выборные кампании
№ 51(227) от 09.01.2008

Содержание

Движение паровозов

После отмены прямых губернаторских выборов в России, а также после установления фактически партийной монополии, золотой век российских политтехнологов, кажется, канул в Лету. Основной выборной технологией стали методы административного воздействия на разные группы избирателей. Вся работа технологов сводится к банальной организации двух наиболее эффективных механизмов: "паровозы" и, условно назовем их, "общественные движения".

В Омске первопроходцем стала общественная организация Валерия Кокорина «Новый город», во многом благодаря которой известный бизнесмен и получил наконец депутатские полномочия. Вообще локальные союзы общественников с предпринимателями достаточно распространены. Бизнесмены при их помощи, например, формируют свой социальный имидж. Естественно, эти пиар-механизмы стразу нашли свое применение и в политической сфере. Тем более общественная организация, в отличие от конкретного кандидата или участвующей в выборах партии, не подчиняется многим налагаемым законом ограничениям (к примеру, по лимиту выборного бюджета). Также общественники могут вести агитацию независимо от официального старта кампании. На их стороне и многие другие преимущества. В результате технологию взяли на вооружение и представители власти, желающие сформировать свой, проверенный и послушный депутатский пул.
Самым ярким примером подобного (возможно, даже в пределах России) стало движение «Омская инициатива». По итогам выборов в городской парламент в марте 2007-го общественникам удалось собрать вокруг себя, по сути, коалицию победителей: из 39 городских округов 34 «покорили» «инициативные» выдвиженцы.
Многочисленные аналоги можно найти и в других городах России, особенно яркий пример – «Патриоты Санкт-Петербурга». На думской кампании однако региональные бренды уже так масштабно не использовались, на первый план вышло «новое» общественное движение «За Путина».

«Паровозы»
В 2007 году технология раздачи первых мест в партсписках именитым и рейтинговым персонам, способным «вытянуть» за собой остальных товарищей, которым потом и предстоит трудиться во власти, воистину достигла пика. Например, в «Единой России» «паровозов» оказалось так много, что 101 человеку из «победных» списков пришлось отказываться от думских мандатов, передавая их в руки нижестоящих однопартийцев. В «Справедливой России» от мандатов отказались лишь семеро, в КПРФ – четверо, в ЛДПР – двое.
Технология «паровозов» в России ведет свое летоисчисление с самых первых думских кампаний 1993 года. Впрочем, тогда это были еще не совсем «паровозы». Скажем, список «Выбора России» «тянул» первый вице-премьер Егор Гайдар, который в итоге пошел работать в Думу, сохранив при этом и место в кабинете министров. Тогда закон это позволял. Этому же примеру последовали и члены правительства Сергей Шахрай и Александр Шохин (возглавляли список Партии российского единства и согласия).
Первыми полноценными «паровозами» в 1995-м стали тогдашний премьер-министр РФ Виктор Черномырдин, режиссер Никита Михалков («Наш дом Россия») и губернатор Аман Тулеев (КПРФ). В разное время и в разных партиях «локомотивами» списков становились мэр Москвы Юрий Лужков и бывший министр регионального развития РФ Владимир Яковлев, глава МЧС Сергей Шойгу, губернатор Тульской области Василий Стародубцев. В тираж эта технология вышла в 2003-м, когда 29 губернаторов и еще 8 крупных региональных чиновников и бизнесменов выразили желание стать кандидатами в депутаты ГД. И достигла своего пика в наше время.
Безусловно, основной эффект технология приносила тем партиям, которые могли привлечь людей с наибольшими ресурсами (лучше – административными). Естественно, с выстраиванием вертикали власти присягнувшие Кремлю региональные руководители автоматически подряжались тянуть любые партийные проекты Администрации Президента.
Случались, конечно, и казусы, например, когда известный либеральными взглядами пермский губернатор Олег Чиркунов, возглавив список единороссов, не дотянул и до 40%. А второй партией, прошедшей в местный парламент, «на удивление» стала партия СПС. В итоге либеральный глава получил прокурорские проверки и был отстранен от участия в думских выборах. Сообразив, кто выигрывает от использования подобной технологии, с «паровозами» стали бороться. «Яблочник» Сергей Митрохин обещал внести в Мосгордуму поправку, запрещающую их использовать. Согласно ей кандидаты, занимающие федеральные и региональные посты, должны уходить в отставку накануне кампании. Коммунисты жаловались на сию технологию в Конституционный суд. Против нее даже выступал бывший глава ЦИКа Александр Вешняков. В итоге в Центризбиркоме не задержался сам Вешняков. А Госдума тем временем приняла поправки в закон о выборах, по которым кандидат, отказавшийся от депутатской «корочки», может передумать и вернуть себе место, а партии сами распределяют освободившиеся депутатские мандаты (прежде такие решения принимал ЦИК).

Наталья Коробова, Станислав Жоглик

Просмотров: 169 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Станислав Жоглик    Наталья Коробова   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru