Новости. Омск

жизнь как жизнь
№ 9(236) от 12.03.2008

Содержание

Банкир Чернин - о сверхпроводимости и влиянии клева на покупку банков

По личной шкале Алексея Чернина, много лет возглавлявшего "Омск-банк", наш город имеет самый высокий показатель в стране - коэффициент 97 процентов. Именно столько встречных девушек улыбается в ответ на улыбку прохожего. Между тем в этом добром городе ныне управляющий директор компании "РусИнвест" бывает не очень часто, но сохраняет о нем самые интересные воспоминания. О чем сегодня и рассказывает.

 Алексей Чернин

 Фотографии Алексея Чернина для календаря «СтарБанка»

Об улыбках, костях и "окопах"
- Тест проходит очень просто. Я иду по улице и улыбаюсь проходящим мимо девушкам. По количеству ответивших на улыбку присваиваю городу коэффициент. В Омске он самый высокий - 97 процентов! А вот в Москве за первые две недели в ответ не улыбнулась ни одна!
Как говорит сам герой, пятьдесят процентов времени он проводит в России, а пятьдесят - в Москве. К этому городу у него сложное отношение. Сам себя он считает большим деревом, которое долго приживается на новой почве.
- Хотя Москва классная. Вот Питер другой. Это жесткий город, построенный на костях. Но в Питере живут хорошие люди. А Москва добрая, но, к сожалению, прав был Булгаков, когда говорил, что москвичей испортил квартирный вопрос. Слишком много народу приехало, причем приехало для достижения материальных целей. Все эти люди поэтому пребывают в состоянии повышенной боевой готовности. Каждый ходит в своем скафандре, а всех остальных рассматривает как потенциальную опасность.
Модель Москвы для него - "блиндажи" и "траншеи". "Блиндажи" - это дом, офис, банк, несколько ресторанчиков и магазинчиков, места, где его знают и любят, "блиндажи" соединены "траншеями". Одна длинная "траншея" ведет в Шереметьево - а там наши.
- А вот дочкам моим Москва нравится. Они вообще живут в невероятном ритме - днем учатся и работают, ночью гуляют. Кажется, они вовсе не спят. Так что Москва - это их город. Мой - Омск.
А во сне я левитирую
Омск начинается для Алексея Чернина сразу за трапом самолета.
- Здесь морозом пахнет, снег под ногами хрустит. Вон там я с Маринкой целовался, здесь дрался когда-то. В доме на Ленина, 43 жил, потом перееехал на ленина, 41. Я в центре вырос, ходил на рыбалку на Иртыш. У концертного зала помогал музыкантам таскать колонки, учился в 64-й школе. Вот этот кусочек и есть моя родина.
Сначала Алексей хотел стать медиком, уж очень интересовала его всякая фауна. Он носил домой стрекоз, личинок, рыбок. Глядя на всю эту живность, мама решила, что сына надо "тащить" в мед. Однако вмешался папа-инженер, который привел сыну железный аргумент:
- Пойдем лучше в политех! Если станешь плохим специалистом, то всего-навсего сожжешь сотню микросхем. Это лучше, чем стать плохим врачом и зарезать сотню человек.
Оценив риски, будущий банкир подался в науку. И, по его словам, это было сказочное время. Он работал на кафедре и изучал сверхпроводимость. При этом был лучшим старостой на потоке, поскольку не ходил на занятия и, следовательно, не носил на них журнал посещаемости. Поэтому у его группы посещаемость всегда была стопроцентная. А преподаватели, ценя талант юного ученого, охотно прощали ему пропуски лекций.
- Знаете, создавать новые знания - это высшее удовольствие. Это полуфизиологический кайф. А сверхпроводимость - вообще отдельный разговор. Это мир абсолютных, вечных истин. Прошло тридцать лет, а я до сих пор все помню. Мне, кстати, сон недавно приснился о сверхпроводниковой левитации. Я прибор делал для пространственной стабилизации летающей доски, построенной на этом принципе, и летал потом на ней над морем и горами.
До создания этого прибора в свое время очередь не дошла, но достижений хватало и без него. Плодом долгих трудов стал прибор для измерения магнитных полей океана, который используется учеными до сих пор. Чернину же не удалось даже испытать его в полевых условиях. Об этом следующая история.
Фильм ужасов "Звонок"
В жизни бывают события разной важности. Некоторые забываются через минуту, другие, на первый взгляд незначительные, становятся ключевыми. Таким в жизни будущего банкира стал обычный телефонный звонок. Когда он прозвенел, молодой Чернин спускался по лестнице своего института. С собой у него были паспорт и билеты в экспедицию, куда он направлялся для испытаний своего прибора для измерения магнитных полей океана:
- Меня ждали Джакарта, Боро-боро, Кейптаун! Сейчас уже сложно представить, насколько эти названия были экзотикой! Я их встречал в книжках из библиотечки пионера и был уверен, что их выдумали. А теперь я должен был увидеть их своими глазами! Можно было просто не услышать звонок, можно было не вернуться, я почти уже готов был это сделать. Но трубку взяла секретарь кафедры и стала громко меня звать. Я вернулся.
На проводе оказался майор из военкомата, приказавший явиться на инструктаж и призвавший к гражданской совести. У Чернина до отлета было еще три часа, и он был уверен, что забежит в военкомат и успеет на самолет. Однако все оказалось не так просто.
- В кабинете номер восемнадцать майор попросил мой паспорт, билеты, командировочное удостоверение. Посмотрел их и положил в стол. А меня отправил в стройбат на Крайний Север.
Образованный мальчик из приличной семьи, из доброго мира оказывается замполитом роты из 168 человек, 132 из которых были ранее судимы. Вместо прибора в руке - совковая лопата, вместо коллег - бывшие уголовники. "Жесткая школа жизни", - скажете вы и не ошибетесь.
- Я привез с собой чемодан книжек на английском языке, но уже через три дня понял, что они мне не понадобятся. Я научился бить людей совковой лопатой и "отвечать за базар". А также отвечать за них всех. И находить с ними общий язык. Если бы всего этого не было в моей жизни, я был бы не готов, когда пришел бы в бизнес. Я понял важную вещь: бояться нельзя. Страх страшнее. А еще армия дала мне Север.
"Страшный лейтенант Чернин", как его стали называть в роте, служил в Ноябрьске. Это был маленький городок с удивительно добрыми жителями. Закрывать двери было просто не принято.
- А еще там была отличная рыбалка, - улыбается нынешний банкир. И это, как оказывается, стало решающим фактором для покупки его компанией Ноябрьского городского банка в прошлом году. - Я всегда мечтал купить банк там, где шикарная рыбалка.
Следующая покупка, судя по всему, будет в Астрахани, ибо астраханскую рыбалку г-н Чернин тоже описывает с мечтательным видом.
О мочевине, "проституции" и банковском креативе
Первый бизнес банкира Чернина был своеобразный - вместе с друзьями он продавал мочевину. Прибыли это не приносило, скорее, наоборот. На вопрос, зачем в таком случае нужно было ею заниматься, г-н Чернин отвечает просто:
- Нам почему-то казалось, что это круто. А когда заканчивались деньги, мы ехали в Прибалтику, покупали там четыре компа, продавали их здесь и продолжали заниматься мочевиной дальше.
Впоследствии "компы" и стали отправной точкой для дальнейшей деятельности друзей - ребята занялись внедрением компьютерной грамотности. Начинали нетривиально - "подсаживали" офисных работников на игрушки и, когда те переставали бояться компьютера, учили их "правильным" программам.
Бизнес шел своим чередом, пока не разразилась катастрофа. И здесь надо сказать, что Алексей Чернин по-крупному продавался два раза в жизни - оба раза в критической ситуации и оба раза с большой выгодой для себя. Первый раз это случилось, когда в результате осложнения отношений с тещей и свекровью семья Чернина в буквальном смысле оказалась без крыши над головой. Нужно было срочно, в три дня, найти квартиру.
- И я стал проститутом. Я пришел в "Омск-Банк", в котором уже работали мои друзья и с которым мы уже имели сотрудничество. Зашел к управля­ющей и сказал: "Дайте мне семь с половиной тысяч долларов, а я отработаю". Красивая, статная, черноглазая, она потом мне говорила: "И почему я в тебя поверила?" Но поверила.
Так физик Чернин стал банкиром. Это было время, когда большинство привычных ныне финансовых услуг надо было в буквальном смысле придумывать. Чем с удовольствием и занялся Чернин вместе с друзьями. Они "выдумали" и нарисовали векселя, разработали и внедрили автоматизированную банковскую систему. Так что долг отработали сполна.
Закат "коммунизма в чистом виде"
- Я теперь часто говорю себе - не зарекайся. Я раньше думал, что никогда не уеду из Омска. Мне очень нравилось работать в "Омск-Банке". После института это был второй самый счастливый период в моей жизни.
Но в 2004 году нежданно-негаданно разразился финансовый кризис. Над "Омск-банком" нависла серьезная угроза. Для его спасения необходимы были средства. Руководство банка обратилось к учредителям, чтобы те погасили кредитный портфель.
- Это сделал только Олежка Мкртчян. Он после первого же обращения погасил 400 миллионов, повыдергав эти деньги из остальных своих бизнесов. Так что цена тоже была высока. Я знаю, вы о нем часто пишете, так вот, не пишите, пожалуйста, ничего плохого! Это замечательный, очень достойный человек.
Однако многие акционеры не посчитали нужным это сделать, поэтому "Омск-банку" в его прошлом виде просто пришел конец.
- "Омск-банк" - это был коммунизм в чистом виде. Мы не так много платили работникам, однако текучки практически не было. Это была особая атмосфера, и все ею дорожили. Но не бывает замкнутых систем.
Как известно, "Омск-банк" стал собственностью казахстанского "ТуранАлема". Как вспоминает г-н Чернин, "это была самая быстрая покупка в истории":
- От моего приезда в Алматы к Ержану Татишеву (один из ос­новных собственников банка "ТуранАлем") до принятия им решения о покупке "Омск-Банка" прошло восемь часов. И все это время мы с ним разговаривали. Вернее, рассказывал я, а он чуть улыбался, слушал и как-то, практически не задавая вопросов, руководил моим монологом. Это был один из тех людей в моем мире, которому я буду благодарен всю свою жизнь.
Как вспоминает г-н Чернин, "ТуранАлем" принес много хорошего и в жизнь "Омск-банка", а самого его направил на дальнейшее развитие. Но сам Алексей Чернин не считает, что он сильно изменился с тех пор. Он по-прежнему считает Омск своей родиной, свободное время проводит на рыбалке, так и не научился водить машину. Он любит выращивать бонсаи, рассказывать сказки, серьезно занимается фотографией. А еще он говорит афоризмами. И ничего не боится. Ведь вокруг только хорошие люди.
Справка

Афоризмы от Чернина
  • Ни один человек в моих бедах не виноват. Все мои проблемы внутри меня. Значит, мне их и решать.
  • Если на агрессию ответить улыбкой, она испарится. И это единственное верное решение. Нужно жить так, чтобы именно на тебе цепочка насилия обрывалась.
  • Не ври, и тогда не придется много запоминать. Самая большая ценность в людях – это искренность.
  • – Снобизм – это форма консервации собственных ком- плексов.
    – А у вас комплекс есть?
    – Я толстый, – заливисто смеется г-н Чернин. – Буду бороться. С комплексом, не с полнотой.

Юлия Стрельская

Просмотров: 634 Комментариев: 1


АВТОРЫ

Юлия Стрельская   



Комментарии (1)    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


sanatana26.11.2014 21:33:40
Малайзию отстранили от расследования гибели «донецкого» Боинга за «слишком нейтральную позицию»
Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru