взгляд
№ 21(248) от 04.06.2008
По закону отрицания отрицания
По-моему, из всех законов природы лучше всего в прессе работает гегелевский закон отрицания отрицания. На срезе медиа-рынка хорошо видны старые и новые годовые кольца, переходы от простого к сложному, повторение пройденного и отступления. Еще недавно журнал "Бизнес-курс" вообще не существовал. Но согласно диалектике он должен был появиться в информационном пространстве региона как отрицание прошлого, как некое новое качество.
Сергей ШКАЕВ |
Сегодняшний "Бизнес-курс" в рекламе не нуждается. Отличный журнал, который составил бы честь любому региону. Пожалуй, нет такого руководителя, который еженедельно не читал бы это издание. Благодаря интернету круг читателей поистине безграничен. "БК" исполнилось пять лет, но это смотря как смотреть. По моему счислению, он начал зарождаться весной 2001-го от симбиоза газеты "Курс-офис" и банковской вкладки "В Курсе". А к новому качеству от них пошел через текстовую рекламу. Сергей Сусликов искал тогда совершенно новый, ни на что не похожий формат издания, отрицая при этом почти все сложившиеся традиции. Идея создания собственного печатного органа буквально витала в воздухе. Хотелось воплотить в жизнь сократовский лозунг: "Заговори, чтоб я тебя увидел".
Компания "ТРИЭС" не имела журналистов, зато в ней хватало толковых менеджеров, способных предложить клиентам как привычные "модули и блоки", так и рекламные тексты сразу в двух газетах. Их совокупный тираж составлял примерно тысяч 160-180 экземпляров и "накрывал" необходимые целевые аудитории. К тому же в это время шла какая-то бесконечная предвыборная борьба и многие кандидаты в депутаты увидели преимущества независимой прессы, выпускаемой "ТРИЭСом". Вполне закономерно, что в тематические планы кроме рекламных публикаций стали настойчиво пробиваться материалы о политике, экономике, социальной сфере.
Если судить по гамбургскому счету, то семь лет назад возможности и конкурентные преимущества позволили "ТРИЭСу" создать уникальный журнал. Ничего подобного ранее не появлялось. Ноу-хау состояло в том, что на завоевание печатного рынка вышел дисциплинированный коллектив, в котором все усилия сотрудников, будь то рекламный менеджер или журналист, были направлены на достижение одной цели. Каждый "штык" знает свой маневр, сразу даже не разобрать, кто кому тут подносит патроны. Поэтому вопрос о конкуренции, по-моему, даже не обсуждался. (Как не рассматривается, например, сейчас наличие конкурентов в Новосибирске для газеты "Хочу работать!". Триэсовский десант, человек 80, дерзко захватил там плацдарм и успешно работает.)
Как известно, чаще всего побеждает тот, кого не принимают всерьез. "Бизнес-курс" в Омске никто серьезно не воспринимал, а он пришел. Увидел. Победил. У меня лично возникло ощущение, что владельца журнала Боженька и надоумил, и в лысую макушку поцеловал. Второй случай в истории омской прессы, когда новое издание в кратчайшие сроки становилось весьма успешным. Первым засиял независимый еженедельник "Ореол".
Небольшой экскурс в новейшую историю. В конце 80-х- начале 90-х горбачевская перестройка открыла шлюзы, и на страну обрушился девятый вал газет, журналов. Тиражи росли, как будто их подкармливали гербицидами. Ставились абсолютные рекорды: "Аргументы и Факты" - 33 миллиона экземпляров, "Труд" - 22 миллиона. Омский дом печати ежесуточно выстреливал в народ десятками тысяч номеров центральных и местных СМИ. И вдруг на омском рынке из ниоткуда появился "Ореол", которым руководила Ирина Васильева. Не было в то время популярнее издания в Омской области: более 200 тысяч экземпляров разлеталось почти без остатка. Читатель хотел знать иную, неофициальную точку зрения на происходящие в обществе изменения. Надо было пойти на поводу у него, дать ту информацию, которую он искал.
Феномен "Ореола" 90-х - а впоследствии и "Бизнес-курса" - состоял именно в отрицании существовавшего опыта "старой" партийной прессы. Чтобы завоевать читателя, нужно не ползать рептилией у ног власти, отличаться аналитической глубиной, тематическим и жанровым разнообразием, бойкостью перьев и точностью оценок. Нужно уметь задавать не те вопросы, которые ждет власть. Если сформулировать "злобу" тех дней, то она выглядела примерно так: "Долой авторитеты и табу! Никаких ура и да здравствует!" Подобострастные "государевы органы" не имели возможности быть свободными, и их тиражи катастрофически скукоживались. Многие из них и сейчас влачат свое жалкое существование, стоит прекратить бюджетное финансирование - и они унавозят собой информационное поле.
Чуть отвлекусь. В 90-х годах на Руси, как поганки, вырастали мелкотравчатые издания, которые писали об одном и том же словно под копирку. Начались повальные заскоки в желтизну. Почему? Я читал "желтую" прессу и при этом всегда вспоминал слова обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева: "В массе читателей - большею частью праздных - господствуют наряду с некоторыми добрыми жалкие и низкие инстинкты праздного развлечения... Вот почва необыкновенно богатая и благодарная... и на ней-то родятся, подобно ядовитым грибам, и эфемерные, и успевшие встать на ноги органы общественной сплетни, нахально выдающие себя за органы общественного мнения". Уничижительная оценка!
Для того чтобы не стать "органом общественной сплетни", "Бизнес-курсу" понадобились нравственные точки опоры. По праву отношу себя к тем, кто помогал журналу найти их. В середине 90-х я работал собственным корреспондентом еженедельника "Экономика и Жизнь" и привез из Москвы специально для "ТРИЭСа" подборку документов, регламентирующих работу влиятельных мировых изданий. В частности, New York Times, BusinessWeek, Financial Times. С удовольствием наблюдаю, что многие принципы профессиональной этики воплощаются в жизнь. Имею в виду свободу журналистов от односторонности, честность в изложении фактов и объективность в комментариях, беспристрастное соотношение всех "за" и "против".
Конечно, "Бизнес-курс" имеет недостатки. Но они суть продолжение его достоинств. Безусловно, он выйдет на новый уровень. Благодаря закону отрицания отрицания...
Компания "ТРИЭС" не имела журналистов, зато в ней хватало толковых менеджеров, способных предложить клиентам как привычные "модули и блоки", так и рекламные тексты сразу в двух газетах. Их совокупный тираж составлял примерно тысяч 160-180 экземпляров и "накрывал" необходимые целевые аудитории. К тому же в это время шла какая-то бесконечная предвыборная борьба и многие кандидаты в депутаты увидели преимущества независимой прессы, выпускаемой "ТРИЭСом". Вполне закономерно, что в тематические планы кроме рекламных публикаций стали настойчиво пробиваться материалы о политике, экономике, социальной сфере.
Если судить по гамбургскому счету, то семь лет назад возможности и конкурентные преимущества позволили "ТРИЭСу" создать уникальный журнал. Ничего подобного ранее не появлялось. Ноу-хау состояло в том, что на завоевание печатного рынка вышел дисциплинированный коллектив, в котором все усилия сотрудников, будь то рекламный менеджер или журналист, были направлены на достижение одной цели. Каждый "штык" знает свой маневр, сразу даже не разобрать, кто кому тут подносит патроны. Поэтому вопрос о конкуренции, по-моему, даже не обсуждался. (Как не рассматривается, например, сейчас наличие конкурентов в Новосибирске для газеты "Хочу работать!". Триэсовский десант, человек 80, дерзко захватил там плацдарм и успешно работает.)
Как известно, чаще всего побеждает тот, кого не принимают всерьез. "Бизнес-курс" в Омске никто серьезно не воспринимал, а он пришел. Увидел. Победил. У меня лично возникло ощущение, что владельца журнала Боженька и надоумил, и в лысую макушку поцеловал. Второй случай в истории омской прессы, когда новое издание в кратчайшие сроки становилось весьма успешным. Первым засиял независимый еженедельник "Ореол".
Небольшой экскурс в новейшую историю. В конце 80-х- начале 90-х горбачевская перестройка открыла шлюзы, и на страну обрушился девятый вал газет, журналов. Тиражи росли, как будто их подкармливали гербицидами. Ставились абсолютные рекорды: "Аргументы и Факты" - 33 миллиона экземпляров, "Труд" - 22 миллиона. Омский дом печати ежесуточно выстреливал в народ десятками тысяч номеров центральных и местных СМИ. И вдруг на омском рынке из ниоткуда появился "Ореол", которым руководила Ирина Васильева. Не было в то время популярнее издания в Омской области: более 200 тысяч экземпляров разлеталось почти без остатка. Читатель хотел знать иную, неофициальную точку зрения на происходящие в обществе изменения. Надо было пойти на поводу у него, дать ту информацию, которую он искал.
Феномен "Ореола" 90-х - а впоследствии и "Бизнес-курса" - состоял именно в отрицании существовавшего опыта "старой" партийной прессы. Чтобы завоевать читателя, нужно не ползать рептилией у ног власти, отличаться аналитической глубиной, тематическим и жанровым разнообразием, бойкостью перьев и точностью оценок. Нужно уметь задавать не те вопросы, которые ждет власть. Если сформулировать "злобу" тех дней, то она выглядела примерно так: "Долой авторитеты и табу! Никаких ура и да здравствует!" Подобострастные "государевы органы" не имели возможности быть свободными, и их тиражи катастрофически скукоживались. Многие из них и сейчас влачат свое жалкое существование, стоит прекратить бюджетное финансирование - и они унавозят собой информационное поле.
Чуть отвлекусь. В 90-х годах на Руси, как поганки, вырастали мелкотравчатые издания, которые писали об одном и том же словно под копирку. Начались повальные заскоки в желтизну. Почему? Я читал "желтую" прессу и при этом всегда вспоминал слова обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева: "В массе читателей - большею частью праздных - господствуют наряду с некоторыми добрыми жалкие и низкие инстинкты праздного развлечения... Вот почва необыкновенно богатая и благодарная... и на ней-то родятся, подобно ядовитым грибам, и эфемерные, и успевшие встать на ноги органы общественной сплетни, нахально выдающие себя за органы общественного мнения". Уничижительная оценка!
Для того чтобы не стать "органом общественной сплетни", "Бизнес-курсу" понадобились нравственные точки опоры. По праву отношу себя к тем, кто помогал журналу найти их. В середине 90-х я работал собственным корреспондентом еженедельника "Экономика и Жизнь" и привез из Москвы специально для "ТРИЭСа" подборку документов, регламентирующих работу влиятельных мировых изданий. В частности, New York Times, BusinessWeek, Financial Times. С удовольствием наблюдаю, что многие принципы профессиональной этики воплощаются в жизнь. Имею в виду свободу журналистов от односторонности, честность в изложении фактов и объективность в комментариях, беспристрастное соотношение всех "за" и "против".
Конечно, "Бизнес-курс" имеет недостатки. Но они суть продолжение его достоинств. Безусловно, он выйдет на новый уровень. Благодаря закону отрицания отрицания...
Если у Вас есть свой взгляд на события, проблемы, персоны, пишите в рубрику "Взгляд".
"Взгляд" - это площадка для самых острых и полемичных выступлений.
Мнение авторов этой рубрики не всегда совпадает с позицией редакции.
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров