Новости. Омск

Бизнес. Персонал
№ 22(249) от 11.06.2008

Содержание

Моббить или не ...бить

С терминами "моббинг", "буллинг" и "боссинг" омские работодатели мало знакомы. Зато не понаслышке знают об этих явлениях и придумывают все новые способы борьбы с офисным террором. К сожалению, не всегда действенные. Еще хуже, если руководитель сам стал зачинщиком конфликта, используя моббинг как стимул увольнения "по собственному желанию".

По данным отечественных социологов, каждый 20-й россиянин становится жертвой травли со стороны коллег. "По-научному" явление носит название моббинг, хотя омским работодателям сподручнее определять его как "дедовщина".
Одни работодатели стараются предотвратить проблему: проводят качественный отбор на собеседовании, но, как известно, не всегда это получается. При приеме на работу соискатель предстает невинной овечкой, а через месяц начинает плести интриги. Получается игра "угадаешь-не угадаешь".
Другие руководители просто не позволяют проблеме возникать, отслеживая ситуацию в коллективе и в случае "пожара" перекрывая кислород.
- Я не даю возможности подобным конфликтам ­развиваться, - рассказывает Юрий Александров, директор охранного агентства "Аллюр". - Все сотрудники у нас рас­пределены по объектам. Если возникает непонимание, ставлю зачинщика либо жертву на другой объект. К тому же у нас действует правило "труд объединяет": стараемся донести до сотрудников мысль, что работаем все ради одного дела. Если создашь команду, конфликтов возникает гораздо меньше.
Однако, избавившись от одной проблемы, можно столкнуться с другой. Как только коллектив лишился одной жертвы, он сразу же начинает поиски новой. Это еще больше усложняет дело, но проблему работодатели устраняют, лишая сотрудников свободного времени, а значит, возможности организовывать заговоры.
- Сплетни, пересуды и зависть появляются тогда, когда у человека много свободного времени и мало работы, - убеждена Алина Келлер, менеджер по персоналу компании "Сибирский деликатес". - Возможно, на каком-то конкретном этапе интерес к деятельности ослабевает, и сотрудник направляет энергию на подобного рода вещи. Снизить вероятность возникновения таких ситуаций помогают правильная, индивидуальная для каждого, мо­тивация и контроль ее изменений.
Законом по моббингу
В Европе вовсю идет борьба с моббингом и жертвы офисного террора находятся под защитой закона. В Германии, Франции и Швеции уже принят закон о моральном преследовании на рабочем месте. В соответствии с ним, установив состав преступления, суд признает увольнение "по собственному желанию" недействительным, переквалифицирует его в увольнение по экономической причине или вообще без уважительной причины со всеми вытекающими последствиями. Что самое интересное, европейский законодатель предусмотрел, что потерпевший может лишь сообщить о тех признаках, которые ему кажутся моральным преследованием, а работодатель должен доказать, что его действия не имеют злого умысла. Бремя доказывания лежит на работодателе, а суд решает, было ли моральное преследование. К сожалению, в данном случае не исключаются возможные злоупотребления со стороны недовольных работой сотрудников.
По данным зарубежного исследовательского агентства ­Management Issues, в Европе обвинения в моббинге составляют почти 10% от всех дел, рассматриваемых в суде. В России за это к ответственности не привлекают: в наших судах не существует категории морального преследования. Есть только 21 статья Конституции "Достоинство личности охраняется государством", но она способна помочь, если доказать вину злодея, что сделать практически невозможно. Иногда на помощь приходят профсоюзы, но только в том случае, когда работодатель склонен прислушиваться к их мнению.
- Чтобы решить проблему, когда сотрудника пытаются всеми средствами выжить из коллектива, нужно ее увидеть, - комментирует Юрий Пантелеев, директор торговой сети Caprice. - А чтобы руководитель узнал о конфликте, жертва должна ему пожаловаться, не каждый русский человек на это пойдет, в этом-то и проблема. Сотрудник молчит и терпит издевательства, тем самым играя мучителю на руку. А вот когда руководитель узнал о конфликте, чтобы его решить, нужно найти причину и устранить ее. Но такое психологическое покушение очень сложно будет доказать.
Злостный руководитель
Еще сложнее будет доказать вину злодея, если это сам руководитель. У него цель уже не зависть. Директор начинает "травить" своего подчиненного, когда последнему, например, недалеко до отпуска, а сам он уходить не собирается. Нет ничего проще сделать его работу невыносимой, тем самым толкая его на "добровольное" увольнение. Ситуация с тираном-руководителем намного сложнее, тогда сотруднику вообще не к кому обратиться, а один в поле не воин.
- Руководитель может психологически давить на персонал ненамеренно, - поясняет Татьяна Мироненко, бизнес-тренер компании "ТИМ Консалтинг". - У него может быть просто очень тяжелый характер. Часто бывает, что сотрудники боятся своего руководителя, а это тоже стресс, который происходит не потому, что директор ведет себя так специально, он элементарно не может общаться по-другому со своими работниками и не всегда понимает, что нужно изменить свое поведение.
На Западе между тем проблема разворачивается "под другим углом": наоборот, подчиненные выживают руководство. Делают это в основном конкуренты посредством самих сотрудников. После такого психологического преследования западные боссы компаний не только впадают в глубокую депрессию, но, случается, заканчивают самоубийством.
Справка

То, что за рубежом называют модными словами "моббинг", "буллинг", "боссинг", омские работодатели не мудрствуя лукаво определили как "дедовщина". Чем отличаются эти понятия, разбирался корреспондент "S!".
Моббинг (от англ. гл. mob - травить, нападать) в "просто­народье" - психологический террор в отношении сотрудника со стороны его коллег. Насмешки, сплетни, интриги - все идет в ход ради того, чтобы заставить неугодного коллегу уволиться. Если же охоту на какого-то сотрудника устраивает не весь коллектив, а только один человек, это уже буллинг (от англ. bully - хулиган, задира, грубиян, насильник).
Этот грешок можно наблюдать и со стороны начальника (и здесь есть свой термин - боссинг), который не может, но очень хочет уволить работника. Руководитель создает такие условия для жертвы, чтобы последнему просто невыносимо было находиться на работе.

Ольга Вишнякова

Просмотров: 392 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru