взгляд
№ 24(251) от 25.06.2008
"Сегодня я вижу, что местному бизнесу особых преференций не дается"
Огромное значение для развития предпринимательства имеют глава региона и глава муниципалитета.
Владимир Герчик, депутат Омского городского Совета, владелец сети магазинов "Электронный рай" |
Многое зависит от того, какую они займут позицию по соотношению местного и иногороднего или даже иностранного бизнеса - будут ли даваться преференции местному бизнесу или наоборот - предпочтение отдадут развитию инвестиционной привлекательности именно для сторонних инвесторов, которые находятся вне Омской области. В отношении иногородних инвесторов нужно поступать по примеру других городов, того же Новосибирска. Игроки, пришедшие на омский рынок извне, должны оказывать серьезную финансовую, техническую и технологическую помощь городу. Их силами должна улучшаться городская инфраструктура - дороги, развязки, парки и все то, что называется социальной средой. Что касается ситуации в Омске сегодня, я вижу, что местному бизнесу особых преференций не дается. Как минимум, можно утверждать, что все равны, а как максимум, что для некоторых западных инвесторов создаются лучшие условия, чем для местных игроков. В конечном итоге это приведет к тому, что налоговая база будет сконцентрирована не в границах нашего города и области, а в других регионах.
Вообще, существуют две основные проблемы, которые мешают начинающим бизнесменам. Во-первых, это проблема информационного поля, то есть незнание каких-то законов, порядков, инструкций и прочих документов. Второе - это закрытые кабинеты чиновников, которые, как минимум, должны не мешать развитию бизнеса, как максимум - помогать предпринимателям и отвечать на все возникающие вопросы. А на деле у нас бюрократия в самом общем понимании этого слова. Снижение административных барьеров для бизнеса - одна из важнейших задач сегодня.
Что касается власти, какие-то виды бизнеса без ее участия в принципе невозможны, к примеру, все то, что касается информатизации. Или управляющие компании - власть кровно заинтересована в их стабильной работе, потому что в конечном итоге отвечать перед жителями будут мэр и администрация. В этом случае вмешательство власти в бизнес в виде контроля я только одобряю. А там, где бизнес может существовать сам по себе, не связанный какими-либо инфраструктурными вещами, муниципалитет мешать не должен. Частный бизнес всегда эффективнее государственного. Другой вопрос - когда наши чиновники, пользуясь своим служебным положением, захватывают лучшие куски рынка. Но нельзя при этом сказать, что переделы рынка совершаются властью: о ней нельзя судить по одному или двум чиновникам.
Если от власти чаще требуется просто не мешать, то помогать предпринимателю могут различные бизнес-объединения. Те, которые существуют в Омске (могу вспомнить только Союз предпринимателей и Торгово-промышленную палату), полезны только для незначительной части предпринимателей, которые являются членами объединения. Посмотреть даже страницу Союза предпринимателей в "Коммерческих вестях" - "Слово и дело" - сплошные объявления вида "вступили в Союз, чтобы решить проблему" или "вышли из Союза, так как проблему не решают". Кроме того, что членство в Союзе не дает гарантии решения всех проблем, еще и не каждый предприниматель может платить те взносы, которые установлены. На мой взгляд, можно будет говорить о помощи бизнесу только в том случае, если будет на самом деле единый союз, который включит все сегодня существующие. У нас же много профессиональных союзов - парикмахеров, молочников, хлебопеков - если они все объединятся, тогда можно будет говорить о помощи всему бизнесу, а не только отдельным его представителям. Сейчас попыткой создания такого союза занимается Борис Сватков.
В любом случае, лучше всего помочь предпринимателю может только он сам. Последний пример - введенные неделю назад понижающие коэффициенты для вмененки. Для газелистов, к примеру, они применены не были. Я предлагал понизить для них налог в два раза, но сами они никакой инициативы не проявили, поэтому свою поправку я снял. Опять же к вопросу о бизнес-объединениях: почти все перевозчики, которые входили в Союз предпринимателей, из него вышли, так как отстоять свою позицию он им не помог. Хотя решение по маршрутчикам - скорее политическое, направленное на то, чтобы перевозчики начали менять "Газели" на большие автобусы. Не могу судить, правильно это или нет со стороны власти. С одной стороны, на муниципалитете лежит ответственность по транспортным перевозкам, спрашивать будут с мэра. С другой стороны, если сейчас все автоперевозчики не выйдут на линию, город встанет, будет коллапс. Однако такие методы работы администрации, по крайней мере, лучше тех, что были в прошлом и позапрошлом годах, когда маршрутчиков останавливали ни за что и машины на весь день ставили на штрафстоянки.
Последнее решение по вмененке коснулось и владельцев автоматов по продаже напитков. Налог для них установлен копеечный, здесь даже вопросов возникать не должно. Некоторые бизнесмены, точнее один бизнесмен постоянно говорит о том, что в 20 раз увеличилась сумма налога. Я, конечно, утрирую, но если он платил рубль, то повышение в 20 раз - это всего 20 рублей. На мой взгляд, меньше 1000 рублей налогов с одного автомата - вполне реальные условия. Пусть работают эффективнее, и все.
Проблемным вопросом стали газовые заправки, которые с этого года перевели на уплату вмененки. Причем вопрос не закрыт, в осеннюю сессию мы к нему вернемся. Заправщики неэффективно распоряжаются земельными участками, у многих они чересчур большие для заправок. Если эффективность использования земли повысится, для заправщиков установленный налог, возможно, будет достаточно низким. А может быть, и наоборот. В связи с заправщиками все говорят о давлении Сибнефти. Я считаю, если Сибнефть захочет, то при любой налоговой ставке будет монополистом. Разрешить создавшуюся ситуацию уже задача антимонопольных ведомств, которые пока, на мой взгляд, не справляются.
Вообще, существуют две основные проблемы, которые мешают начинающим бизнесменам. Во-первых, это проблема информационного поля, то есть незнание каких-то законов, порядков, инструкций и прочих документов. Второе - это закрытые кабинеты чиновников, которые, как минимум, должны не мешать развитию бизнеса, как максимум - помогать предпринимателям и отвечать на все возникающие вопросы. А на деле у нас бюрократия в самом общем понимании этого слова. Снижение административных барьеров для бизнеса - одна из важнейших задач сегодня.
Что касается власти, какие-то виды бизнеса без ее участия в принципе невозможны, к примеру, все то, что касается информатизации. Или управляющие компании - власть кровно заинтересована в их стабильной работе, потому что в конечном итоге отвечать перед жителями будут мэр и администрация. В этом случае вмешательство власти в бизнес в виде контроля я только одобряю. А там, где бизнес может существовать сам по себе, не связанный какими-либо инфраструктурными вещами, муниципалитет мешать не должен. Частный бизнес всегда эффективнее государственного. Другой вопрос - когда наши чиновники, пользуясь своим служебным положением, захватывают лучшие куски рынка. Но нельзя при этом сказать, что переделы рынка совершаются властью: о ней нельзя судить по одному или двум чиновникам.
Если от власти чаще требуется просто не мешать, то помогать предпринимателю могут различные бизнес-объединения. Те, которые существуют в Омске (могу вспомнить только Союз предпринимателей и Торгово-промышленную палату), полезны только для незначительной части предпринимателей, которые являются членами объединения. Посмотреть даже страницу Союза предпринимателей в "Коммерческих вестях" - "Слово и дело" - сплошные объявления вида "вступили в Союз, чтобы решить проблему" или "вышли из Союза, так как проблему не решают". Кроме того, что членство в Союзе не дает гарантии решения всех проблем, еще и не каждый предприниматель может платить те взносы, которые установлены. На мой взгляд, можно будет говорить о помощи бизнесу только в том случае, если будет на самом деле единый союз, который включит все сегодня существующие. У нас же много профессиональных союзов - парикмахеров, молочников, хлебопеков - если они все объединятся, тогда можно будет говорить о помощи всему бизнесу, а не только отдельным его представителям. Сейчас попыткой создания такого союза занимается Борис Сватков.
В любом случае, лучше всего помочь предпринимателю может только он сам. Последний пример - введенные неделю назад понижающие коэффициенты для вмененки. Для газелистов, к примеру, они применены не были. Я предлагал понизить для них налог в два раза, но сами они никакой инициативы не проявили, поэтому свою поправку я снял. Опять же к вопросу о бизнес-объединениях: почти все перевозчики, которые входили в Союз предпринимателей, из него вышли, так как отстоять свою позицию он им не помог. Хотя решение по маршрутчикам - скорее политическое, направленное на то, чтобы перевозчики начали менять "Газели" на большие автобусы. Не могу судить, правильно это или нет со стороны власти. С одной стороны, на муниципалитете лежит ответственность по транспортным перевозкам, спрашивать будут с мэра. С другой стороны, если сейчас все автоперевозчики не выйдут на линию, город встанет, будет коллапс. Однако такие методы работы администрации, по крайней мере, лучше тех, что были в прошлом и позапрошлом годах, когда маршрутчиков останавливали ни за что и машины на весь день ставили на штрафстоянки.
Последнее решение по вмененке коснулось и владельцев автоматов по продаже напитков. Налог для них установлен копеечный, здесь даже вопросов возникать не должно. Некоторые бизнесмены, точнее один бизнесмен постоянно говорит о том, что в 20 раз увеличилась сумма налога. Я, конечно, утрирую, но если он платил рубль, то повышение в 20 раз - это всего 20 рублей. На мой взгляд, меньше 1000 рублей налогов с одного автомата - вполне реальные условия. Пусть работают эффективнее, и все.
Проблемным вопросом стали газовые заправки, которые с этого года перевели на уплату вмененки. Причем вопрос не закрыт, в осеннюю сессию мы к нему вернемся. Заправщики неэффективно распоряжаются земельными участками, у многих они чересчур большие для заправок. Если эффективность использования земли повысится, для заправщиков установленный налог, возможно, будет достаточно низким. А может быть, и наоборот. В связи с заправщиками все говорят о давлении Сибнефти. Я считаю, если Сибнефть захочет, то при любой налоговой ставке будет монополистом. Разрешить создавшуюся ситуацию уже задача антимонопольных ведомств, которые пока, на мой взгляд, не справляются.
Если у Вас есть свой взгляд на события, проблемы, персоны, пишите в рубрику "Взгляд".
"Взгляд" - это площадка для самых острых и полемичных выступлений.
Мнение авторов этой рубрики не всегда совпадает с позицией редакции.
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров