Главная тема
№ 26(253) от 09.07.2008
Все катаемся... Скоро докатимся
Омская область занимает почетное место в тройке отстающих по монетизации льгот. В этом списке она соседствует с Ингушетией и Агинским Бурятским автономным округом. Между тем времени на отказ от натуральных льгот остается совсем мало: федерация установила срок 1 января 2009 года, к этому моменту все льготы должны быть монетизированы.
Самая непопулярная реформа Путина
В августе этого года исполняется четыре года с момента принятия Федерального закона №122. Документ более чем серьезный: 223 страницы печатного текста, которые коснулись более 300 законодательных актов, 150 из них были изменены, еще 150 признаны полностью или частично утратившими силу. Однако главная мысль, которая и дала этому закону обиходное название "о монетизации", звучит уже в первых предложениях: "Замена натуральных льгот денежными компенсациями".
Уже спустя полгода, с 1 января 2005 года, 122-й закон вступил в силу. Россию потрясла череда митингов протеста, которые устраивали льготники, документ получил еще одно название - самая непопулярная реформа Путина. Между тем намерения федерального правительства при проведении этой реформы были самыми благими. Уравнивалось положение всех льготников: и тех, что живут в городах, пользуясь при этом всеми преференциями, и деревенских жителей, которые большинство льгот имели только на бумаге. Вторая важнейшая задача, стоявшая перед законом о монетизации, - привести в чувство муниципальный транспорт, который потихоньку загибался, перевозя миллионы "официальных" безбилетников - точной цифры никто не знал, говорили и о 11, и о 103 миллионах только федеральных льготников. Как говорится, благими намерениями...
Уже спустя полгода, с 1 января 2005 года, 122-й закон вступил в силу. Россию потрясла череда митингов протеста, которые устраивали льготники, документ получил еще одно название - самая непопулярная реформа Путина. Между тем намерения федерального правительства при проведении этой реформы были самыми благими. Уравнивалось положение всех льготников: и тех, что живут в городах, пользуясь при этом всеми преференциями, и деревенских жителей, которые большинство льгот имели только на бумаге. Вторая важнейшая задача, стоявшая перед законом о монетизации, - привести в чувство муниципальный транспорт, который потихоньку загибался, перевозя миллионы "официальных" безбилетников - точной цифры никто не знал, говорили и о 11, и о 103 миллионах только федеральных льготников. Как говорится, благими намерениями...
Лозунги на миллиарды
Недостатки монетизации показали себя в полной мере практически сразу. Требование "при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан" вкупе с принципом обеспечения равенства всех льготников вызывало невообразимые потери региональных бюджетов. Леонид Полежаев оценил дополнительную нагрузку на областной бюджет в пять миллиардов в год. Несмотря на все лозунги о социальной справедливости закона о монетизации, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий по всей России выходили на площади перед региональными парламентами с требованиями не принимать решение о монетизации. Люди боялись ухудшения своего положения, боялись остаться вообще без поддержки. Регионы, уже монетизировавшие льготы, возвращали бесплатный проезд и лекарства обратно.
Омские безбилетники
За прошедшее время ситуация, что называется, устаканилась. Были внесены изменения в 122-й закон, проработаны механизмы отмены натуральной формы льгот, поддерживающие шаткий баланс интересов между потерями бюджетов и положением льготников. Самой сложной осталась ситуация в сфере общественного транспорта. 82 субъекта РФ из 85 провели монетизацию льгот на транспорте. Наиболее распространенная форма компенсации - единый социальный проездной билет, который действует сейчас в 72 из монетизировавших льготы регионов. Цена на него в регионах разнится - от 50 до 340 рублей на конец 2007 года. В некоторых регионах количество поездок по социальному проездному ограничено и учитывается с помощью электронных терминалов, в других бывшие льготники, раз в месяц заплатив деньги, могут ездить сколько угодно раз. Еще одна форма монетизации транспортной льготы - 50-процентная скидка на проезд. В Омской области, как уже было сказано, в городском общественном транспорте правом на бесплатный проезд пользуются все, кто обладал таким правом 31 декабря 2004 года.
Имя им - легион
Четверть населения Омской области - 419 тысяч человек из примерно двух миллионов - льготники. Из них 226 тысяч - региональные, 193 тысячи - федеральные. Причем федерация своих льготников частично монетизировала, предоставив им ежемесячные денежные выплаты от 500 до 2600 рублей. Кроме этого, на переходный период им предоставляется право на выбор между компенсацией в размере 557 рублей и набором социальных услуг, в который входит "медицинская" часть (обеспечение лекарствами по рецепту врача, предоставление санаторно-курортного лечения при наличии медицинских показаний) и "транспортная" (бесплатный проезд на электричках и к месту лечения). По словам заместителя управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Омской области Галины Горст (именно Пенсионный фонд занимается федеральными льготниками), в прошлом году 63% всех стоящих на учете как льготники обратились, чтобы отказаться от натуральной формы льгот в пользу денежной выплаты.
В ежемесячную денежную выплату федеральным льготникам входит и компенсация проезда на общественном транспорте. Но региональным правительством право на бесплатный проезд для них сохранено, так же как и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Транспортные льготы остаются самой острой проблемой монетизации вообще. Кроме уже упомянутых 419 тысяч человек, входящих в федеральный и региональный регистр льготников, проезд для которых бесплатный, льготами по общественному транспорту пользуются пенсионеры, школьники и студенты, которые могут приобретать проездные билеты по льготной цене. Всего в области транспортными льготами в той или иной мере пользуются более 600 тысяч человек.
В ежемесячную денежную выплату федеральным льготникам входит и компенсация проезда на общественном транспорте. Но региональным правительством право на бесплатный проезд для них сохранено, так же как и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Транспортные льготы остаются самой острой проблемой монетизации вообще. Кроме уже упомянутых 419 тысяч человек, входящих в федеральный и региональный регистр льготников, проезд для которых бесплатный, льготами по общественному транспорту пользуются пенсионеры, школьники и студенты, которые могут приобретать проездные билеты по льготной цене. Всего в области транспортными льготами в той или иной мере пользуются более 600 тысяч человек.
"Долго откладывали, понимая их ошибочность..."
В сентябре 2005 года, выступая с посланием перед депутатами Заксобрания, губернатор Омской области Леонид Полежаев выразил свое отношение к монетизации и озвучил дальнейшие действия правительства: "Большая и, может быть, самая сложная часть задач относилась и будет относиться к вопросам, связанным со льготами населению. Я выше уже привел пример нашего подхода к ним. Но в 2006 году у области уже не будет возможности сдерживать далее окончательный переход к ликвидации натуральных их видов. Закон однозначно требует полной монетизации всех отношений, и нами уже готовятся проекты необходимых решений. С 1 января все (кроме пока инвалидов, ветеранов ВОВ, детей-сирот и беременных женщин) будут за них платить полным рублем". Взамен отмененных льгот губернатор говорил о повышении выплат, "которые будут достаточными для ежедневного проезда на любом транспорте". Спустя год ситуация повторилась практически полностью: снова сентябрь, снова выступления перед депутатами Заксобрания и снова "вечная" тема: "К сожалению, есть и другой класс задач. К ним безусловно относится монетизация льгот. В том числе транспортных льгот, например, по которым мы с вами принятие требуемых от нас центром мер долго откладывали, понимая их ошибочность. Не идеи ошибочность, тут как раз сомнений нет, а именно мер в той форме, как они предлагаются, поскольку убеждены: это и невыгодно экономически, и социально невыгодно населению. Но хотим мы того или нет, дальше оттягивать уже нельзя. И в 2007 году придется делать то, что предписано. Это императивное требование правительства России. И наша задача - найти механизмы защиты и людей, и финансов области". Уже середина 2008 года, но механизмы до сих пор не найдены. Еще одну причину этого кроме необходимости оградить и льготников, и бюджет от серьезных потрясений показало выступление Леонида Полежаева на пресс-конференции после выборов в Госдуму. Анализируя, почему на выборы пришло на 4-5% горожан меньше, чем на президентские в 2004 году, губернатор размышлял вслух: "Когда избиратели шли в 2004 году на выборы, в стране еще не было многого из того, что произошло за эти 3-4 года. Не было ряда социальных программ, региональных программ развития здравоохранения и народного образования, жилищного строительства. Только что начинала работать региональная ипотека, а коммерческой не было вовсе. Не было тех дорог, которые сегодня есть в Омске. Вопреки не очень популярному закону о монетизации льгот в Омске они все еще не монетизированы, и у нас, практически в единственном регионе России, сохранились натуральные льготы. Так в чем же дело?". Избежать социального взрыва, тем более в период выборов, - задача действительно важная. И региональный бюджет солидарно с федеральным несет действительно серьезную нагрузку: в 2007 году на обеспечение всех льгот необходимо было выделить более семи миллиардов рублей. Однако монетизировать льготы все равно придется. Этого требует не только федеральный закон, но и рынок, особенно рынок транспортных услуг.
У города и области разные арифметики
В то время как власти пытаются найти механизмы введения монетизации для транспортных льгот, муниципальные транспортные предприятия медленно умирают, несмотря на всю бюджетную поддержку. В прошлом году на поддержку городского пассажирского транспорта Омска было направлено больше 842 миллионов рублей. Из них больше 60% (518 миллионов рублей) пришло из области, в том числе возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате проезда в соответствии с федеральным и областным законодательством (58,3%). Между тем, согласно мониторингу реализации федерального закона №122 по Омской области для подготовки информации полномочному представителю президента РФ по Сибирскому федеральному округу (мониторинг доступен на сайте министерства труда и социального развития Омской области) в 2007 году ежемесячный объем финансовых средств, необходимых для обеспечения проезда федеральных льготников, составляет 188,4 миллиона рублей (!). Фактически выделяется при этом из бюджета федерации сумма в 22,2 миллиона!
При этом город и область до сих пор не могут договориться о среднем количестве поездок льготников: область возмещает муниципальным предприятиям деньги за 15 поездок каждого льготника, а, по мнению городского департамента транспорта, средний льготник ездит, как минимум, 35 раз в месяц. Самое, наверное, важное решение на сегодня - выделение 38 миллионов рублей на установку транспортных терминалов, которые будут считать, сколько раз каждый льготник проезжает на автобусах, троллейбусах и трамваях в месяц. Напомним: закон, который ввел замену натуральных льгот денежными выплатами, был принят почти четыре года назад. К 1 января 2009 года монетизация должна быть проведена, а в Омске только начинают объективный подсчет поездок льготников...
При этом город и область до сих пор не могут договориться о среднем количестве поездок льготников: область возмещает муниципальным предприятиям деньги за 15 поездок каждого льготника, а, по мнению городского департамента транспорта, средний льготник ездит, как минимум, 35 раз в месяц. Самое, наверное, важное решение на сегодня - выделение 38 миллионов рублей на установку транспортных терминалов, которые будут считать, сколько раз каждый льготник проезжает на автобусах, троллейбусах и трамваях в месяц. Напомним: закон, который ввел замену натуральных льгот денежными выплатами, был принят почти четыре года назад. К 1 января 2009 года монетизация должна быть проведена, а в Омске только начинают объективный подсчет поездок льготников...
Стена молчания
Экономисты понимают, что монетизация нужна: она даст возможность жить муниципальному транспорту, даст возможность развиваться частным перевозчикам, откроет дорогу инвестициям в транспорт. Другая проблема - механизм этой монетизации. Над ним нужно думать и думать очень серьезно. Тем более, что все доступные условия уже есть: чего стоит опыт 82 регионов, из которого можно взять лучшее и избежать многих ошибок. И если принять решение о монетизации должен регион, то подготовить почву, продумать механизмы, создать условия должен все-таки город. Кому как не городским чиновникам знать все проблемы общественного транспорта! Однако если власть и принимает какие-то меры, то исключительно в секретном порядке. По крайней мере, директор департамента транспорта Владимир Губер, услышав в вопросе "БК" о состоянии городского транспорта слово "монетизация", сказал только лишь, что это вопрос правительства Омской области, но не администрации города. Директора муниципальных предприятий транспорта без разрешения того же Губера разговаривать на эту тему вообще отказываются. Хотя кто мог бы лучше рассказать о проблемах муниципальных автобусов, как не они, каждый день решающие, где взять деньги на выплату заработной платы сотрудникам и на что покупать бензин? К сожалению, монетизацию, точнее ее отсутствие, в нашем городе преследует глухая стена молчания. Громко говорят, похоже, только бюджетные миллионы, выделяемые на покупку автобусов, которые могли бы покупать частные инвесторы.
Мнение
МНЕНИЕ одного из топ-менеджеров негосударственной аптечной сети:
- Я знаю, что в некоторых регионах негосударственные сети работают со льготниками. Но нам это не нужно - бесплатно выдал лекарство, а потом жди, пока с тобой расплатятся. Отсутствие монетизации порождает неприятные ситуации. К примеру, приходит человек - льготник - в поликлинику к врачу Марии Ивановне, которую знает десять лет, и просит: а выпиши мне лишних десять рецептов, - а сам потом идет и продает полученные бесплатно в аптеке лекарства.
юлия степина
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров