Главная тема
№ 41(268) от 22.10.2008
КТОСы vs СТК
Эксперименты с организацией в Омске низовых органов самоуправления начались больше десяти лет назад, при зарождении пресловутой "войны" между тогдашним мэром Валерием Рощупкиным и губернатором Леонидом Полежаевым.
Мэр и губернатор, как оформляющие развод супруги, поделили до самого низу все, чем можно править, вплоть до отдельных жилых кварталов. Первым начал изобретательный г-н Рощупкин, придумав в середине 90-х так называемые комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС). Семейно-территориальные комитеты (СТК) г-на Полежаева, появившиеся в 1997 году, были ответом.
И для того, и для другого это можно было объяснить "мирными", идеологическими причинами: г-н Рощупкин тогда считался едва ли не самым крупным специалистом по местному самоуправлению, а г-н Полежаев начал увлекаться почвенническими идеями с их культом институтов церкви и семьи. Однако о том, что на самом деле цели создания были исключительно боевые, свидетельствует агрессия, с которой действовали обе стороны, с мощной, очевидно бюджетной поддержкой.
Например, со стороны областной администрации создавать СТК помогал комитет по делам семьи, детства и демографической политике.
В председатели комитетов брали наиболее ретивых из местных, чиновники их регулярно собирали на штабы и устраивали накачки. Несколько лет работали по сути в режиме перманентной избирательной кампании.
На войне, как на войне: каждая сторона руководствовалась принципом: "врагу не отдадим ни пяди". Поэтому СТК создавались в первую очередь там, где уже работали КТОСы. Бедное население, за умы которого и сражались комитетчики, не понимало, что творится. Доходило до драк между представителями противоборствующих лагерей.
Рощупкинские пропагандисты в 1999 году сообщали: "Основой сотрудничества муниципалитета и рядовых граждан в Омске стали КТОСы, запоздалая попытка подменить которые семейными комитетами закончится, похоже, неудачей".
А вот что говорил примерно в это же время Леонид Полежаев: "А что касается закона о местном самоуправлении, я ничего против его не имею. Напротив, в Омской области администрация всячески поощряет идею семейно-территориальных комитетов городских и районных советов. Это входит составной частью в проводимую нами семейно-родовую стратегию в области социальной политики..."
Иногда было ощущение, что комитетчики не знали, чем заняться. Например, активисты СТК проводили акцию по сбору подписей под воззванием "Родители - за духовную безопасность телеэфира". Борцы за эфирную нравственность специально отсмотрели около четырехсот(!) фильмов и передач.
Однако СТК, как и в целом славянофильские политические увлечения губернатора, закончились ничем. Семейно-родовая риторика была положена в основу идеологии избирательного блока "Движение патриотических сил "Русское дело", созданного в августе 1999 года для выборов в Думу образованным в Омске "Российским общенародным движением". Но на выборах блок набрал лишь 0,17% голосов.
А КТОСы, несмотря на фиаско рощупкинцев, в небытие не ушли. За год до ухода Валерия Рощупкина, в 2000 году, Горсовет назвал КТОСы основой местного самоуправления. Городская администрация в 2000 году должна была заключать с ними договоры о передаче части полномочий. Им обещали передать право самостоятельно заниматься благоустройством дворов и домов, административно воздействовать на нарушителей порядка и т.п. В перспективе КТОСы должны были выступать заказчиками работ: нанимать дворников или заключать договор с ПЖРЭУ, выбирать подходящую фирму для выполнения работ, может быть, даже нанимать участкового. С КТОСами планировали согласовывать планы, застройки, договоры аренды земли и муниципальных помещений и т.д. Многое из этого так и осталось планами. А с принятием нового Жилищного Кодекса коммунальные функции КТОСов совсем скукожились.
Позже система КТОСов использовалась на выборах... уже губернатора.
И для того, и для другого это можно было объяснить "мирными", идеологическими причинами: г-н Рощупкин тогда считался едва ли не самым крупным специалистом по местному самоуправлению, а г-н Полежаев начал увлекаться почвенническими идеями с их культом институтов церкви и семьи. Однако о том, что на самом деле цели создания были исключительно боевые, свидетельствует агрессия, с которой действовали обе стороны, с мощной, очевидно бюджетной поддержкой.
Например, со стороны областной администрации создавать СТК помогал комитет по делам семьи, детства и демографической политике.
В председатели комитетов брали наиболее ретивых из местных, чиновники их регулярно собирали на штабы и устраивали накачки. Несколько лет работали по сути в режиме перманентной избирательной кампании.
На войне, как на войне: каждая сторона руководствовалась принципом: "врагу не отдадим ни пяди". Поэтому СТК создавались в первую очередь там, где уже работали КТОСы. Бедное население, за умы которого и сражались комитетчики, не понимало, что творится. Доходило до драк между представителями противоборствующих лагерей.
Рощупкинские пропагандисты в 1999 году сообщали: "Основой сотрудничества муниципалитета и рядовых граждан в Омске стали КТОСы, запоздалая попытка подменить которые семейными комитетами закончится, похоже, неудачей".
А вот что говорил примерно в это же время Леонид Полежаев: "А что касается закона о местном самоуправлении, я ничего против его не имею. Напротив, в Омской области администрация всячески поощряет идею семейно-территориальных комитетов городских и районных советов. Это входит составной частью в проводимую нами семейно-родовую стратегию в области социальной политики..."
Иногда было ощущение, что комитетчики не знали, чем заняться. Например, активисты СТК проводили акцию по сбору подписей под воззванием "Родители - за духовную безопасность телеэфира". Борцы за эфирную нравственность специально отсмотрели около четырехсот(!) фильмов и передач.
Однако СТК, как и в целом славянофильские политические увлечения губернатора, закончились ничем. Семейно-родовая риторика была положена в основу идеологии избирательного блока "Движение патриотических сил "Русское дело", созданного в августе 1999 года для выборов в Думу образованным в Омске "Российским общенародным движением". Но на выборах блок набрал лишь 0,17% голосов.
А КТОСы, несмотря на фиаско рощупкинцев, в небытие не ушли. За год до ухода Валерия Рощупкина, в 2000 году, Горсовет назвал КТОСы основой местного самоуправления. Городская администрация в 2000 году должна была заключать с ними договоры о передаче части полномочий. Им обещали передать право самостоятельно заниматься благоустройством дворов и домов, административно воздействовать на нарушителей порядка и т.п. В перспективе КТОСы должны были выступать заказчиками работ: нанимать дворников или заключать договор с ПЖРЭУ, выбирать подходящую фирму для выполнения работ, может быть, даже нанимать участкового. С КТОСами планировали согласовывать планы, застройки, договоры аренды земли и муниципальных помещений и т.д. Многое из этого так и осталось планами. А с принятием нового Жилищного Кодекса коммунальные функции КТОСов совсем скукожились.
Позже система КТОСов использовалась на выборах... уже губернатора.
Борис Куркин
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024
Новости партнеров