Да не оскудеет рука дарующего
Лариса Ханжарова, зав. музейным отделом театра «Арлекин», впервые попала в итоговый топ «КУЛЬтноМИНАЦИИ» |
Эксперты не смогли пройти мимо ее благородного порыва в виде презента двум омским хранилищам искусств почти 70 произведений мужа.
Стоявший высоко в 2010-м директор Омского музыкального театра Борис Ротберг на этот раз вообще не попал в итоговый топ лучших. Еще бы, «Мертвые души» от брендового композитора Журбина провинциальное учреждение Мельпомены не способно заказывать каждый сезон. Впрочем, впереди у труппы Ротберга очередной фестиваль «Панорама музыкальных театров», что явно станет поводом для попадания в «КУЛЬтноМИНАЦИЮ». Фест кукольников, уже второй по счету, принес топ-менеджеру «Арлекина» Станиславу Дубкову третье место. А вот также второй конкурс скрипачей имени Янкелевича лавров его организатору – лидеру филармонии Сергею Банникову – не принес, он восьмой. Любопытно, что открытие Концертного зала после реконструкции – событие, безусловно, важное для региона, не подняло Банникова на вершину топа. Экспертов, судя по всему, смутила цена рекордных сроков обновления главной концертной площадки области – тогда погибло двое рабочих. В новичках топа – заведующая музеем «Арлекина» Лариса Ханжарова. Ее выставка «Куклы мира», хоть и далась ей, по слухам, нелегко, но моральное удовлетворение в виде шестого места нашего годового топа должна принести.
Кира Лимонова |
Меценат года
Вдова скончавшегося в 2002 году известного художника-пастелиста Петра Гергардовича Дика Кира Лимонова подарила Омску 68 работ своего супруга. Произведения Дика достались в разной пропорции «Либеров-центру» и «врубелевцам». Яркая экспозиция даров прошла в генерал-губернаторском дворце. На ее открытии присутствовала и сама Кира Лимонова. Пятнадцать лет назад в Омске была первая персональная выставка Петра Дика, с тех пор у супругов остались о музеях города на Иртыше самые теплые воспоминания. «Муж сказал, что его пастели должны достаться тем, кому они нужны. Их должны видеть люди», – пояснила г-жа Лимонова в ответ на резонный вопрос, почему она не продает пастели мужа, а дарит. Кстати, Лимонова сделала такой подарок и Русскому музею в Санкт-Петербурге. Однако омская коллекция Петра Дика значительнее. Живущая в древнем Суздале Кира Лимонова покорила омичей забытым отношением к искусству. Оно, по Лимоновой, по-прежнему принадлежит народу. Заметим, что за меценатство в 2011-м отмечали и бизнесмена, владельца «Омской Пирамиды» и представителя группы «Омск» Андрея Никитенко. Он помог издать в очень красивом оформлении стихотворные опусы омских журналистов. Презентация этой книги объединила тогда пишущую и снимающую братию даже враждующих СМИ. Затем Никитенко сотоварищи профинансировал антологию стихов омских деятелей театра «Зал взорвется возгласами «Браво!». Да мало того, сделал широкий жест – подарил ее омским библиотекам, а также библиотекам Домов актеров других российских городов. Другой бизнесмен и артколлекционер Владимир Гаврилов в прошедшем году выступил спонсором выставки Сергея Вирганского «Ваятель» и еще до ее открытия приобрел 15 картин художника. Будем надеяться, что благородная тенденция жертвовать на культуру продлится и в наступившем году.
Сергей Фамильцев |
Кино года
Фестиваль «Киносозвездие России» на этот раз прошел не осенью, как уже привыкли любители кинематографа, а в День города. У директора «Кино-досугового объединения г. Омска» Сергея Фамильцева и его подчиненных на переговоры со звездами, продюсерами и режиссерами ушло десять месяцев, а не год, как обычно. Впрочем, результат не разочаровал. Приехали Елена Яковлева (сериал «Каменская»), Сергей Соловьев (режиссер двух показанных в Омске премьер – «2-Асса-2» и «Анна Каренина»), звезда сериалов и мюзиклов Валерия Ланская и актер Аристарх Ливанов. Зрители получили возможность увидеть любимых артистов, пресса – пообщаться с ними, а режиссер Соловьев – наконец представить давно ожидаемые его поклонниками картины, которые нигде, даже в вездесущем интернете, нельзя было посмотреть. Увидели. Анна Каренина Соловьева в исполнении Татьяны Друбич резко отличалась от прочтения этого образа Татьяной Самойловой. Выяснилось, у каждого поколения своя Каренина.
Сцена из спектакля «Август. Графство Осэйдж» |
Спектакль года
Пожалуй, главное театральное событие минувшего года в Омске – номинирование спектакля нашего Академического театра драмы «Август. Графство Осэйдж» на «Золотую маску». Долгую пятилетку наши театралы ждали этого, и вот постановка питерского режиссера Анджея Бубеня наконец помогла омским служителям Мельпомены вырваться из замкнутого круга и еще раз показать, что Омск в смысле театра далеко не провинция. Драма-детектив по пьесе американского драматурга Трейси Леттса собрала на сцене 13 героев. Все они появляются в родовом гнезде семейства Вестон, чтобы разгадать тайну пропажи их отца. В Омске не все приняли новую постановку «академиков». Были те, кого насторожила звучащая в спектакле ненормативная лексика. Ради главной идеи «академикам» даже пришлось от нее отказаться. «Решение об изменении текста Трейси Леттса принял режиссер постановки Анджей Бубень. По его мнению, изъятие таких выражений сути пьесы не противоречит», – рассказал директор Омского академического театра Виктор Лапухин. К слову, для современной драматургии использование ненормативной лексики не является чем-то особенным. Как уверяют специалисты, афиши некоторых фестивалей пестрят напоминаниями, что в постановках матерятся. В спектакле Бубеня идиоматических выражений теперь нет. Московские критики приняли «Август...» на ура. Хочется верить, что столь же единодушны будут и члены экспертного совета «Золотой маски» весной 2012-го, когда наш спектакль покажут в Москве. Кстати, ни одна из премьер «академиков» 2011 года в «КУЛЬтноМИНАЦИИ» высоко не поднялась. Ближе всех к тройке лучших был Александр Кузин из Ярославля, режиссер-постановщик спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Но и он стал лишь шестым.
Станислав Дубков открывает фестивальное дерево |
Фестиваль года
В прошлом году Омск вновь подтвердил славу города фестивального. Свой Пасхальный фест привез в Омск маэстро Валерий Гергиев, специально к визиту которого омичи реконструировали свой не первой свежести Концертный зал. Привлеченный именем лидера Мариинки в новостройке на концерте звезд собрался весь местный бомонд. Сумели послушать гастролера, впервые побывавшего в Омске, и учащиеся музыкальных школ области. Маэстро и его музыканты дали второй концерт – благотворительный. «Два концерта подряд – это нормально», – сказал г-н Гергиев, что характеризует его весьма и весьма положительно, не только как творца, но и как трудягу и мецената. Приездом звезд первой величины – Хабенского, Пореченкова, Белого и Семчева – отметился в Омске очередной фестиваль «Лучшие спектакли – лауреаты и номинанты «Золотой маски» в Омске». Мхатовская «Белая гвардия» с их участием собрала в Музыкальном театре два аншлага. Режиссер Сергей Женовач сделал спектакль длинный – три с половиной часа, и необычный – прежде всего декорациями: играть на наклонной плоскости не фунт изюма. «Московский хор» от Петрушевской в исполнении труппы Льва Додина – пьеса о вечном: о любви, о разводах, о семейных взаимоотношениях. Классическая чеховская «Шведская спичка» стала у театра Наций детективом-фарсом, что уже само по себе было любопытно. Впрочем, никто не будет оспаривать тот факт, что больше всего ждали в Омске Евгения Миронова с «Рассказами Шукшина». Билеты на эту постановку были раскуплены в первую очередь. В пятнадцатый раз прошел в Омске конкурс молодых дизайнеров одежды «Формула моды». В этом году его организаторы – кафедра «Дизайн костюма» Омского института сервиса во главе с профессором Галиной Толмачевой – провели ребрендинг главного модного шоу нашего города. Статус отборочного к международному конкурсу «Русский силуэт» омичами не утрачен, а кроме того, приобретена и некая самостоятельность, выразившаяся в названии (оно стало теперь более этническим – «Формула моды: Восток-Запад»), а также в выделении грантов минобразования на награды для победителей. Впрочем, лучшим из далеко не всех перечисленных фестов 2011 года стал Международный форум кукольников, прошедший в конце апреля-мае в омском «Арлекине». Наши эксперты выделили и организацию форума, и его творческую составляющую. 43 спектакля за восемь дней дали кукольники из 14 стран во время второго Международного фестиваля театров кукол «В гостях у «Арлекина».
Станислав Дубков, по мнению наших респондентов, – самый заметный из омских директоров театров и лучше всех организовавший свой фест.
Татьяна Четверикова |
Золотое перо
Год назад в Москве в Конференц-зале Союза писателей чествовали лауреатов «Большой литературной премии России». Награда эта ежегодно вручается авторам поэтических, прозаических, драматургических произведений, которые отличаются верностью отечественным традициям литературы, проникновением в нравственно-психологические основы бытия человека, общества, государства. Учреждена она 12 лет назад с целью объединить усилия интеллектуальной, литературной и экономической России в обозначении знаковых имен современной отечественной литературы. Одну из ведущих омских поэтесс Татьяну Четверикову наградили в январе 2011-го за книгу «Собирая время». Заметим, что заслуженный работник культуры писать стихи начала с детства. Сегодня ее перу принадлежит 16 поэтических сборников для детей и взрослых. Любопытно, в минувшем году кроме Четвериковой Валентина Ерофеева-Тверская, председатель Омского отделения Союза писателей России, получила всероссийскую литературную премию имени Ершова за сборник стихов «Ожидание чуда». Активно издавались и другие омские литераторы. Ряд книг в московских издательствах вышел и у наших земляков, пишущих в стиле фэнтези. Наиболее массовым стало участие омичей в литературном проекте «Ролевик», который реализуется в крупнейшем российском издательстве «Эксмо». «Ролевик» – это серия романов в стиле фэнтези, которые создаются по принципу коллективного авторства. При этом одним из его кураторов и одновременно автором является омичка Елена Ковалевская. Абсолютным же рекордсменом по числу изданных книг среди омских писателей жанра фэнтези является Наталья Бульба. За последние полтора года у нее вышло восемь романов. В сентябре 2011 г. в издательстве «Альфа-книга» увидело свет продолжение ее дилогии «Взять реванш» – «И осталась только надежда». Особенностью текста является то, что события романа происходят в Омской области.
Георгий Кичигин |
Художник года
Свое шестидесятилетие уже без сомнения корифей омского изобразительного искусства Георгий Кичигин отметил масштабно: передвижной выставкой «Окрест» сразу в шести городах включая родной Омск. Круглая дата пришлась на 24 мая, но праздновать ее мастер начал загодя – с сентября 2010-го. Завершилось шестидесятилетие сразу двумя экспозициями в музее имени Врубеля и Доме художника. «Залог его успеха – глубокий интеллект, высочайшая культура письма и потрясающее трудолюбие», – считает искусствовед Людмила Богомолова. «Окрест» очень ярко это иллюстрирует. Кичигин представил и свежие работы, и те, которые составили ему «имя» в прошлом. Его называют «концептуальным реалистом» за то, что яркий концепт присутствует в любой его работе, написанной даже с натуры. Даже вид из двери собственной мастерской заслуженный художник России превращает в нечто мало напоминающее обычный омский двор. Хорошим завершающим акцентом юбилейного года стало присуждение
Георгию Петровичу звания члена-корреспондента Российской академии художеств. После его учителя Алексея Либерова Кичигин стал первым омичом, удостоенным такой чести. Кстати, Георгий Петрович был одним из наиболее ярких участников Всероссийской выставки «Пастель России», прошедшей весной в Омске. Столь крупной экспозиции пастелистов – почти 500 работ 267 авторов из 60 городов страны – история изобразительного искусства России не знала.
Звание «Лучшего художника года» со своим коллегой по праву должна разделить и Ольга Веревкина, ставшая в этом году «Заслуженным художником России». Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» – в Омске, пожалуй, самый востребованный театральный художник. Она ставит много и у себя в «Арлекине», и на сцене «Галерки», и в «Пятом театре», и в академической драме, и в Студии Гончарука. На выходе у Веревкиной Шекспир от эстонского мэтра на сцене омского кукольного. Ждем, что это будет в очередной раз интересно.
Неудачники культфронта
Среди тех, кто в течение 2011 года попадал в рубрику «Негатив месяца» нашей КУЛЬтноМИНАЦИИ, выделялся статусом министр региональной культуры Владимир Телевной. В числе «минусовиков» он появлялся дважды, как и лидер этой части топа деятель от режиссуры Тамара Паренчук. Несмотря на то, что суммарный бал чиновника выше, тем не менее за один месяц количество отрицательных голосов, отданных за Тамару Паренчук, больше.
Зарежиссировалась
Своеобразное видение педпроцесса завкафедрой режиссуры факультета культуры и искусств ОмГУ Тамарой Паренчук позволило ей набрать минус 35 баллов в нашем мартовском топе культперсон. Посылом к этому явилось творчество Николая Гейваха, педагога вышеозначенной кафедры, который выложил в интернете свой фильм, посвященный боссу. В ленте демонстрируются многие нелицеприятные факты о том, как ведутся занятия режиссеров и актеров на вверенной г-же Паренчук кафедре. Как признала комиссия, созданная для проверки в вузе, они имели место. Паренчук от должности отстранили. Однако ненадолго. В сентябре г-жу режиссершу вновь вернули. Оказывается, ее уволили с нарушениями. Тут впору высказать «фи» администрации ОмГУ, которая даже избавиться от человека, чья деятельность в течение двух десятков лет оценивалась негативно студентами, не смогла.
Чужая скрипка лучше – она же бесплатная
Минус 33 балла набрал в октябре профессор Версальской консерватории Александр Брусиловский, председатель жюри двух первых конкурсов скрипачей имени Янкелевича. О том, что не все у нас ладно с судейством на омском международном форуме музыкантов, было ясно уже после первого раза, когда победил ученик самого главы жюри. Однако одуматься и снять его с должности почетный президент нашего форума скрипачей Владимир Спиваков решился только после вопиющего факта на втором состязании. Скрипка, которую Спиваков планировал подарить областной филармонии и которая должна была доставаться самым достойным омичам, в результате перешла в руки родственника Брусиловского, ставшего одним из победителей конкурса. История неприятная. Почему Брусиловскому не дали от ворот поворот еще весной, непонятно.
Кадры у минкульта ничего не решают
Внезапная немотивированная отставка якобы «по собственному желанию» директора музея имени Врубеля Бориса Коникова принесла в феврале минус 29 баллов главе областного минкульта Владимиру Телевному. Многими деятельность топ-менеджера «врубелевцев» оценивалась скорее как положительная. От этого его неожиданный уход выглядит больше как вынужденная отставка. «Отвратительна привычная чиновная спесь: 16 лет специалист работал, и не нашлось ни одного человека в минкульте, который бы имел смелость высказаться прямо о причинах отставки», – резко выразился тогда один из респондентов «Культноминации». Также втихушку сняли и директора в музее Достоевского, назначив на ее место барышню без опыта. За это Телевному досталось в ноябре от наших экспертов. Кадровая политика явно не самая сильная сторона главы минкульта.
Еще нет комментариев Написать комментарий
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов713025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1697021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1464021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1434021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3430314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7608114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2808013 ноября 2024