"Вы не скажете, как пройти в музей?"
«БК» решил сделать свой рейтинг топ-менеджеров омских музеев, чтобы выяснить готовы ли они к встрече с иногородними и международными туристами. Среди критериев, по которым наши эксперты оценивали музейные учреждения, – их известность (PR-составляющая), выставочная деятельность, разнообразие форм работы с посетителями, музейный сервис и инновации. Для объективности музеи поделили на две категории: художественные и краеведческие. Победителями стали те, в чьей победе никто не сомневался, по большому счету. Два музейных мастодонта – изобразительных искусств имени Врубеля и историко-краеведческий – уверенно стали первыми, но расслабляться их руководителям Юрию Трофимову и Петру Вибе не стоит. Появятся экспозиционные площади – подвижки к этому сейчас есть – у «Искусства Омска» и литмузея имени Достоевского, и их топ-менеджеры Лариса Тимкова и Виктор Вайнерман вполне смогут конкурировать с коллегами. Принадлежащие их учреждениям фонды плюс креативный подход к делу позволят привлечь внимание молодых посетителей – тех, у кого еще вкусы и пристрастия только формируются. Способны это сделать и пока существующие в коллекциях, но не имеющие зданий Музей городского быта Владимира Селюка и базирующийся в одном из залов врубелевцев Музей микроминиатюры Анатолия Коненко.
Художественные музеи Омска
1 Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Директор Юрий Трофимов
35 лет. Кандидат исторических наук. После окончания университета в 2000 году был принят на работу в Омский государственный историко-краеведческий музей на должность младшего научного сотрудника. Директором музея имени Врубеля назначен в мае 2011-го.
Дата открытия музея. 21 декабря 1924 г. открылась картинная галерея при Западно-Сибирском краевом музее.
Адрес и место расположения. Генерал-губернаторский дворец, ул. Ленина, 23, общая площадь здания около 1,5 тыс. кв. м. Врубелевский корпус, ул. Ленина, 3, общая площадь здания около 9 тыс. кв. м.
Фонд. Отечественная и зарубежная живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, редкая книга, документальный фонд. Хронологические рамки: с III тыс. до н.э. до наших дней. Количество экспонатов: около 30 тыс.
Самый ценный экспонат. Золотые и серебряные изделия скифо-сибирского звериного стиля; изделия фирмы Фаберже; живописные полотна представителя европейского экcпрессионизма Алексея Явленского; серия акварелей Бёзана Хирасавы «Жизнь и обычаи айнов»; коллекции предметов из собрания Романовых, Юсуповых, Саксен-Альтенбургских и т.д. Но самым важным экспонатом для Омского музея является триптих «Цветы» Михаила Врубеля – единственное живописное произведение мастера за Уралом.
Юрий Трофимов |
Самый любопытный выставочный проект. Важной представляется организация проектов из собраний ведущих музеев России. В этом плане наиболее «ударным» оказался 2006 год – год 150-летия Михаила Врубеля, когда в омском музее были показаны коллекции музея Московского Кремля, Государственного Русского музея, Государственного исторического музея, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В области современного искусства заслуживает внимания проект «Сибирский миф. Голоса территорий», объединивший произведения авторов Сибири XX-XXI вв. и показанный в залах Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) в 2008 г. Знакомство омичей с творчеством Зураба Церетели и Даши Намдакова мы также можем отнести к заслугам музея. Есть еще один проект, который очень важен для музея и, надеюсь, для его посетителей, – «Руками трогать разрешается!», предназначенный для слабовидящих и незрячих людей.
Планы. Впереди важная для музея дата – 90-летие со дня его основания. На 2014 г. запланированы выставки, знакомящие с творчеством известных русских художников И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, из собственных фондов будет реализован проект «Хрустальный дворец», предполагается показ коллекций Русского музея, готовится выставка из фондов омского музея для экспонирования в Российской академии художеств, выйдут в свет каталоги собрания. К 300-летию города перед музеем стоит задача создания центра «Эрмитаж-Сибирь», открытия экспозиции отечественного искусства XX века.
Прямая речь директора. «Музей изобразительных искусств – это не только картины, это и изобразительное искусство во многих его проявлениях. Думаю, что главная деятельность музея Врубеля, конечно, должна базироваться на его основных фондах, на том, чем он должен заниматься по своей концепции и названию. Есть формы работы, которые во всем мире применяются для того, чтобы привлечь посетителей, но они не должны заслонять собой профиль музея, а тем более конкурировать с ним». (Из интервью Юрия Трофимова, «БК» от 01.06.2011 г.)
2 Музей «Либеров-центр»
Директор Нелли Курупа
65 лет. Родилась в Воронежской области. Заслуженный деятель культуры Омской области, работает с основания музея. Окончила Высшую профсоюзную школу культуры в Ленинграде. Проработала 12 лет директором дворца культуры завода кислородного машиностроения. С 1994 года директор музея «Либеров-центр».
Дата открытия музея. Июнь 1994 года. В августе 1994-го была организована первая выставка в Таврической картинной галерее. В декабре состоялось торжественное открытие музея по адресу: ул. Ленина, 3. С 1999 года музей осуществляет свою деятельность в здании-памятнике регионального значения «Особняк купца А.С. Кабалкина» по адресу: ул. Думская, 3.
Адрес и место расположения. Музей расположен в самом центре города в историческом месте на территории первой омской крепости по адресам: ул. Думская, 3 и ул. Пушкина, 6 – в окружении малой парковой зоны. Общая площадь двух зданий – 990,6 кв. м.
Нелли Курупа |
Фонд. В фонде музея: живопись, графика, документы по творчеству Алексея Либерова, его учеников и последователей, в том числе детский фонд победителей региональных, всероссийских и международных конкурсов (более 3500 единиц). Задача музея – сохранение и популяризация художественного наследия Народного художника РФ, почетного гражданина Омска Алексея Либерова.
Самый ценный экспонат. Произведение Алексея Либерова «Хлебное поле» 1968 года.
Самый любопытный выставочный проект. Всероссийский музейно-образовательный проект «Музей-дом Мастера» с участием домов-музеев им. Сурикова, Шишкина, Левитана, Райшева, Игошева, Белова.
Планы. В 2013 – году проведение юбилейных выставок художников Камкиной и Долгушина с презентацией художественных альбомов об их творчестве. В 2014 году – проведение мероприятий, посвященных 20-летию музея и Году культуры в России, в том числе Второго Всероссийского музейно-образовательного проекта «Музей-дом Мастера».
Прямая речь директора. «Люблю и горжусь своей работой. Мне жизнь подарила встречу с Либеровым. Удивительно тонким, душевным русским интеллигентом. Он научил меня слушать, слышать и уважать творческого человека. Я дорожу репутацией музея, ведь за ним стоит выдающаяся личность художника Либерова».
Эксперты:
Валерия Калашникова, журналист; Альберт Каримов, академик РААСН, заслуженный архитектор России, профессор; Марьяна Киселева, ведущая и редактор программы «Вести. Культура» канала «Россия» – ГТРК «Иртыш»; Борис Коников, заслуженный деятель культуры Омской области; Елизавета Кривощекова, заместитель главного редактора газеты «Коммерческие вести»; Лариса Тимкова, директор городского музея «Искусство Омска»; Евгений Шестаков, симфонический дирижер, заслуженный деятель культуры РФ.
Лариса Тимкова |
3 Городской музей «Искусство Омска»
Директор Лариса Тимкова
50 лет. Родилась в Омске. Искусствовед, музейный специалист, директор МУК «Городской музей «Искусство Омска» с 2010 года. После окончания УрГУ (специальность «история искусств», 1989 г.) работала в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Организатор многих выставочных проектов из музейных собраний и частных коллекций. Автор 35 статей в периодических и научных изданиях.
Дата открытия музея. 21 февраля 1991 года.
Адрес и место расположения. Здание Городского музея «Искусство Омска»: ул. Куйбышева, 48, общая площадь – 1309,3 кв. м. Здание Музея городского быта (филиал музея): ул. Театральная, 7, общая площадь – 291,5 кв. м.
Фонд. Фонды музея составляют художественные коллекции профессиональных и самодеятельных авторов, фотографов, дизайнеров, архитекторов – около 12 тыс. единиц хранения. Около 18 тыс. единиц принято на временное хранение и находится в процессе оформления в музейную коллекцию. «Искусство Омска» создавался как художественно-культурологический музей искусства одного города.
Самый ценный экспонат. Монографические художественные коллекции В.В. Кукуйцева, В.Н. Белана, коллекции произведений Н.М. Брюханова, Н.Я. Третьякова; монографические коллекции фонда фотографии и негативов М.И. Фрумгарца, Б.В. Чигишева, Э.И. Савина, В.З. Шевырногова;
коллекции фонда личных архивов А.П. Кутилова, Г.Н. Пантюкова.
Самый любопытный выставочный проект. Музей ярко заявил о себе масштабными региональными и международным дискуссионно-выставочными проектами 1990-х годов.
Планы. Наконец получить собственное здание.
Прямая речь директора. «Работа в этом музее мне интересна тем, что она менее регламентирована принципом отбора экспонатов, проверенных временем. Здесь приходится брать ответственность за выбор на себя. Музей интересен тем, что по многим позициям его можно назвать первым».
Краеведческие музеи Омска
1 Омский государственный историко-краеведческий музей
Директор Петр Вибе
57 лет. Коренной омич. Закончил ОмГУ и аспирантуру Томского университета. Доктор исторических наук, доцент, профессор Российской Академии естественных наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, сопредседатель Сибирского филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев при министерстве культуры Российской Федерации, заведующий сектором сохранения культурного наследия Сибирского филиала Российского института культурологии, председатель Совета краеведения при Омском отделении Российского фонда культуры, председатель Омского отделения Союза краеведов России. С 1993 г. работает в Омском государственном историко-краеведческом музее в должности директора.
Дата открытия музея. Омский государственный историко-краеведческий музей – один из старейших и крупнейших в Западной Сибири, первый в Омском Прииртышье. Был основан в 1878 г. выдающимися учеными при Западно-Сибирском отделе Императорского русского географического общества.
Адрес и место расположения. Музей имеет три филиала и занимает четыре здания. Общая площадь помещений – 5772 кв. м. Основное здание музея располагается по адресу: ул. Ленина, 23А.
Филиал «Музейный комплекс воинской славы омичей» находится по адресу: ул. Таубе, 7. Есть два филиала в районах – Таре и Любино. Общая площадь территории музея – 51,14 га (из них 50 га – территория историко-этнографического музейного комплекса под открытым небом «Любино-Малороссы»).
Фонд. Музейный фонд насчитывает более 230 тыс. единиц хранения. Это коллекции археологии, этнографии, изобразительных и письменных источников (архивные документы, фотографические снимки, редкие и старопечатные книги), предметы изобразительного искусства, оружия, нумизматики, памятники живой и неживой природы. Для сравнения: одна из коллекций музея – этнографическая – самая крупная в Западной Сибири (около 10 тыс. единиц хранения, принадлежащих более чем тридцати этносам). Цель создания музея – сохранение и научная популяризация материального культурного наследия Западной Сибири, использование его в качестве ресурса духовной и экономической интеграции окраины в состав Российской империи.
Петр Вибе |
Самый ценный экспонат.
– Знамя Сибирского казачьего войска. 1690 г. Единственное подобного типа воинское знамя конца XVII в., сохранившееся в мире; отличается уникальной иконографией;
– икона «Архистратиг Михаил» (из березовской коллекции икон). Конец XVI в. Первая икона, появившаяся в Сибири. Была принесена пришедшими для построения города Березова казаками в 1593 г. и поставлена в березовскую Воскресенскую церковь. Вывезена из полуразрушенного собора научным сотрудником Омского краеведческого музея А.Ф. Палашенковым в 1939 г.;
– Алексей Явленский. Автопортрет. Портрет жены (двухстороннее изображение) – из коллекции сибирского авангарда). 1910-е гг.;
– картечница Гарднера образца 1885 г. Англия (единственная в России).
Самый любопытный выставочный проект.
2005 г. – выставка «Еда на все времена»;
2009 г. – выставка «Оружие: 90 веков развития»;
2010 г. – выставка «И звон монет, и шелест ассигнаций…»;
2013 г. – выставка «Березовские древности» в Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике (работает в настоящее время).
Планы. На территории Историко-этнографического музейного комплекса «Любино-Малороссы» планируется создать экопоселения, предполагающие сохранение объектов материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Такие музейные комплексы стремятся не только к сохранению определенных традиций, но и к обеспечению их естественного существования в жизни общества.
В тарском филиале музея планируется создание экспозиции в мемориальном комплексе «Дом-музей М.А. Ульянова». На территории Историко-культурного музейного центра имени М.А. Ульянова намечено строительство экспозиционно-выставочного и кино-досугового комплекса.
В основном здании музея на площади более 500 кв. м будет создана экспозиция «Сибирский град Петров», приуроченная к 300-летнему юбилею города Омска в 2016 г.
Прямая речь директора. «Да простят меня коллеги, но именно историко-краеведческий музей первый, куда приведут ребенка. Именно с нас начнется вхождение его в музейный мир. Наша задача – сделать это вхождение максимально интересным и познавательным. По количеству посетителей можно судить, что мы со своей задачей справляемся».
2 Омский государственный литературный музей им. Ф.М. Достоевского
Директор Виктор Вайнерман
59 лет. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил УрГУ в Екатеринбурге (филологический факультет). Один из создателей, первый и нынешний директор Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского. Более 300 публикаций в академических и научных сборниках, литературных журналах, альманахах и антологиях разных городов. Автор шести книг. Награжден медалью «За гуманизм и служение России» (к 100-летию М.А. Шолохова). В 2012 году внесен в Книгу Почета деятелей культуры г. Омска. Заслуженный работник культуры РФ, профессор Российской академии естествознания, член Союза российских писателей.
Дата открытия музея. 23 января 1983 года первая постоянно действующая экспозиция Омского литературного музея имени Достоевского приняла первых посетителей. На протяжении 55 лет ученые, краеведы, энтузиасты, литераторы собирали материалы для будущего музея и добивались его открытия. Особенно много сделал для создания литературного музея именно в Омске замечательный краевед Андрей Федорович Палашенков. Именно он предложил предоставить под музей одно из самых старых зданий Омска – бывший дом комендантов Омской крепости, построенный в 1799 году.
Адрес и место расположения. Ул. Достоевского, 1. Площадь здания – чуть более 300 кв. метров.
Фонд. В музее хранится уникальный музейный фонд. Он насчитывает более 20 тыс. подлинных музейных предметов. Вместе с научно-вспомогательным фондом музей хранит около 100 тыс. экспонатов. Он создавался, чтобы рассказать о более чем двухвековой истории литературы Западной Сибири, о формировании и становлении литературных традиций в регионе, о лучших периодических изданиях и знаменитых писателях, прославивших Омскую область по всей России и далеко за ее пределами.
Виктор Вайнерман |
Самый ценный экспонат. В музее хранится подлинный траурный листок, который выдавали на похоронах Ф.М. Достоевского. Музей располагает первым прижизненным изданием «Записок из Мертвого дома». В коллекциях писателей Ф.А. Березовского и Н.В. Феоктистова десятки уникальных изданий, фотографий и документов, связанных с историей литературы Сибири. В музее находится коллекция «Есениана», собранная И.А. Синеоким. В ней тысячи редчайших изданий С.А. Есенина, письма, фотографии, экслибрисы. Музей хранит рукописи А.С. Сорокина, А.П. Кутилова.
Самый любопытный выставочный проект. Музей работает более 30 лет, и у него никогда не было выставочного зала. Тем не менее в музее прошли выставки, оставившие яркий след в культурной жизни Омска. В 2006 году музей реализовал свою давнюю мечту – в небольшом помещении, находящемся ниже уровня пола, разместили интерактивную экспозицию, в которой представлен каторжный каземат. Там можно увидеть кандалы, клейма, одежду каторжника. Стены специально не штукатурены – можно потрогать кирпич 18 века…
Планы. Связаны с расширением музейного пространства.
Прямая речь директора. «Хочется работать, когда лучшее, чего удается достичь, происходит благодаря, а не вопреки. На протяжении многих лет того первого периода работы я вспоминал термин, придуманный драматургом Александром Володиным, – «вопрекизм». Правда, бывает, что, добиваясь и преодолевая, ты достигаешь большего, чем достиг бы в режиме полного благоприятствования. Но постоянно преследует вопрос: кому необходимо ограничивать людей в их достижениях? Кому нужно устанавливать потолок, в который ты непременно врежешься, развивая бурную деятельность, в том числе вырываясь из тенет? И хорошо, если не свернешь при этом шею. Самое большое искушение всегда находится в борьбе с самим собой. Когда не пускают, не позволяют, лишают даже мысли о движении, хотя движения постоянно требуют, возникает острое искушение остановиться и прекратить сопротивление. Неужели тебе больше всех нужно? Живи по правилам, как все… Почему нужно исхитряться, находить лазейки, проявлять верх предприимчивости? Почему? Ведь руководитель учреждения культуры не Остап Бендер и думает не о собственной шкуре, а о людях, живущих с ним на одной земле. Он стремится возглавляемое им учреждение представить наилучшим образом и землякам, и гостям региона. Разве это входит и вообще может ли входить в противоречие с представлениями о развитии края первых лиц города и области? Всегда был уверен и сохраняю эту уверенность, что здесь должно быть полное единство. Сейчас, когда прошел год с момента моего возвращения в музей, как раз и наступил тот момент, о котором я сказал вначале. Желаю, чтобы этот период был не счастливым мгновением, которое хотелось бы остановить, а длился насколько возможно дольше».
3 Омский музей просвещения
Директор Игорь Скандаков
50 лет. Родился в деревне Кам-Курск Муромцевского района Омской области. В 1985 году окончил исторический факультет Омского государственного университета. Обследовал городища, курганные могильники и поселения северных районов Омской области. Открыл археологический микрорайон у деревни Усть-Тара Тарского района. Автор научных статей по археологическим памятникам Среднего Прииртышья эпохи средневековья. С 1998 года – директор Омского музея истории народного образования.
Дата открытия музея. В широком смысле история музея начинается с 20 июля 1897 года, когда «Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области» открыло в Омской учительской семинарии педагогический музей. 6 июня 1920 года он стал первым государственным музеем г. Омска и вошел в структуру Омского губернского отдела народного образования. В 1938 году был преобразован в музейно-выставочный отдел Института повышения квалификации учителей. 18 марта 1998 года на его основе был открыт Омский областной музей истории народного образования, который с 2007 года стал называться Омским музеем просвещения.
Адрес и место расположения. Ул. Декабристов, 121. В оперативном управлении – 0 кв. метров (собственного помещения не имеет, находится в здании, выделенном ему городом, хотя относится к области).
Игорь Скандаков |
Фонд. Музейный фонд представлен коллекциями по истории просвещения и образования, детских и молодежных общественных движений Омской области. Число предметов музейного фонда превышает 25 тыс. единиц хранения. Идея музея – создание музея об истории образования и просвещения в широком смысле, концепция которого выходит за рамки истории учебных заведений.
Самый ценный экспонат. По мнению специалистов музея, ценными для них являются все экспонаты.
Самый любопытный выставочный проект. Уникальный выставочный проект, посвященный истории русского зарубежья «Ветка русского дерева: Омск – Харбин». Коллекция предметов, тематическое своеобразие выставки делает музей известным далеко за пределами Омской области и Российской Федерации.
Планы. Создавать новые выставочные проекты, отвечающие требованиям времени и социальному заказу, продолжать активное сотрудничество с музеями Омской области, развивать всероссийские и международные связи музея.
Прямая речь директора. «Одна из проблем музея – это наличие нескольких собственников у здания. Надо как-то разделить пропорции. Сейчас здание работает и не закрыто. Само оно уже реставрировалось за счет бюджетных средств, также были вложены средства НПО «Мостовик». Еще один важный элемент: учреждение наше принадлежит министерству культуры области, а само здание – администрации города». (Из интервью Игоря Скандакова сайту «Омск-300» от 30.11.2012 г.)
Эксперты:
Валерия Калашникова, журналист; Марьяна Киселева, ведущая и редактор программы «Вести. Культура» канала «Россия» – ГТРК «Иртыш»; Борис Коников, заслуженный деятель культуры Омской области; Елизавета Кривощекова, заместитель главного редактора газеты «Коммерческие вести»; Лариса Тимкова, директор городского музея «Искусство Омска»; Евгений Шестаков, симфонический дирижер, заслуженный деятель культуры РФ.
Еще нет комментариев Написать комментарий
- «Последний день Помпеи» лицезрел омский депутат Попов730025 ноября 2024
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл1707021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии1472021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись1444021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета3438314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку7614114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2815013 ноября 2024