Один из организаторов акции «Бессмертный полк» в Омске, невольный лидер прошлой «мэрской» гонки рассказал, почему патриотизм принадлежит народу и можно ли осуждать моду на него.
– Как вы пришли в эту сферу? Как начали заниматься акцией «Бессмертный полк»?
– Я уже 10 лет занимаюсь общественными объединениями, молодежной политикой и так далее. В этом году меня пригласили войти в штаб по подготовке и проведению акции «Бессмертный полк», я, соответственно, согласился и с удовольствием работал в этой области весь этот период.
– А что входит в вашу сферу деятельности? Чем вы занимались?
– Мой фронт работ – это организация и популяризация этого движения в студенческих массах. Нам нужно было как можно больше донести информации, патриотического настроя и привлечь их к участию в этой акции. Мы увидели очень большой отклик от студентов, которые с удовольствием во всем участвовали, сами проводили мероприятия. Наша ассоциация участвовала в работе общественной приемной, мы занимались организацией эстафеты Знамени Победы по вузам Омской области.
– Зачем это нужно именно вам?
– Сегодня если мы сами не будем заниматься патриотическим воспитанием нашей молодежи, нашего поколения, то завтра просто некому будет этим заниматься, а память о тех подвигах, которые совершили наши предки – это одна из ключевых вещей, она должна сохраняться у каждого.
– Что для вас значит «Бессмертный полк»?
– Лично для меня движение «Бессмертный полк» – это один из сильных эмоциональных маркеров, когда ты понимаешь, что люди вокруг помнят о подвиге, помнят, какой ценой далась эта Победа. И я думаю, что они в этот момент особенно понимают, насколько важно сохранить сегодня и память о тех подвигах и не допустить новых кровопролитий и так далее.
– Некоторые предлагают 9 Мая сделать праздником всех военных героев Русской земли, а не только Великой Отечественной войны. Соответственно, в «Бессмертном полку» можно будет пройти, например, с портретом Александра Невского. Как вы к этому относитесь?
– Я считаю, что этот момент не стоит ни в коем случае жестко администрировать. Если люди считают нужным почтить память участников каких-то других боевых действий, их никто не выгонит из этого движения, они могут прийти с портретами. Но специально привлекать людей, которые хотят отметить какие-то события, кроме Великой Отечественной войны, я бы не стал. Если это сформируется само собой, как инициатива снизу, и приживется, то это хорошо, если нет – то значит и не нужно это.
– Но все-таки «Бессмертный полк» ведь посвящен именно героям Великой Отечественной войны, нашим бабушкам, дедушкам, людям, которых мы знаем хотя бы по рассказам и фото. Не будет ли мероприятие абстрактным, похожим на акцию любителей истории, если в «Полку» пойдут люди с портретами героев войн, которых они уважают и любят, но знают только из курсов образования?
– Акция памяти как была акцией памяти, так и останется. И, опять же, тут важна именно инициатива снизу. Если это необходимо обществу, то оно появится и это будет. Если нет, то ничего подобного просто не будет. Сверху это насаждать точно не надо. Нужно именно на самоорганизацию людей положиться. Я на 100% уверен, что у нас какие-то бредовые идеи просто не приживутся, поэтому и переживать не стоит.
– Можете уточнить, в чем разница между организациями «Бессмертный полк» и «Бессмертный полк России»? Многие люди даже не знают, что их две, а в Сети идут какие-то споры, кто главный, кто первый все придумал, кто все правильно делает...
– Я могу сказать, что мы – «Бессмертный полк России», мы организованно по всей стране готовили эти шествия, занимались сопутствующими мероприятиями и акциями и это носило массовый характер. Сама история движения, кто его придумал и как оно родилось, по-моему, сейчас не так важна, сейчас большее значение имеет, что эта идея востребована в обществе, из года в год растет количество участников и главное, чтобы у людей была возможность в этой акции дальше участвовать, чтить память, а не разбираться в авторских правах, кто это придумал и как это правильно называть.
– Как вы относитесь к попыткам сторонних организаций зарабатывать на «Бессмертном полку»? Например, речь идет о типографиях, которые перед шествием требовали огромные деньги за печать транспарантов.
– На самом деле было большое количество типографий, которые делали омичам плакаты по себестоимости в районе 300-400 рублей, их было полно по городу, с удовольствием соглашались на это. Мы старались максимально проинформировать людей о том, что есть такие варианты, направляли приходящих к нам людей в нужные типографии. Это понятно, что кто-то может быть пытался заработать, но это их право, не будем за это осуждать людей. Хотя, конечно, зарабатывать на памяти не совсем корректно, некрасиво.
– Как вы относитесь к современной моде на патриотизм? Ведь некоторые прочувствованные поступки совершают, участвуя в акции «Бессмертный полк» и так далее, а другие лепят наклейки на авто и наряжают детей в военную форму только, чтобы отдать дань моде и сделать селфи.
– Это история такая...Как все преходящее. Может быть есть какой-то слой людей, которые именно под влиянием моды на патриотизм как-то увлекаются атрибутикой и так далее. Но, все-таки, основная часть людей – это те, кто на самом деле понимает, о чем говорит, на самом деле прочувствованно относится к подвигу наших предков. Для них слова «патриотизм» и «память» не пустой звук.
– Какое напутствие вы могли бы дать людям, которые в следующем году первый раз пройдут в «Бессмертном полку»?
– Я бы посоветовал всем приходить немножко заранее, потому что количество участников огромное, колонна большая и для того, чтобы вовремя и правильно в нее строиться, нужно приходить заранее. По пути следования колонны в следующем году мы постараемся организовать музыкальное сопровождение, патриотические песни. Мы увидели, что этого не хватает людям. Маршрут этого года мы считаем удачным, поэтому оставим его за основу.
– Вопрос немного из другой сферы. В ноябре нас ждут еще одни выборы мэра. Вы планируете вновь выдвигать свою кандидатуру?
– Пока не могу ответить. Думаю, что нет. Пока до конца не определился, но думаю, что нет.