Тренер, обучающий омичей искусству управления яхтой, поделился планами по развитию городской «Школы капитанов» и оценил туристический потенциал региона.
- Александр, как вы попали в парусный спорт?
- Так же, как и сейчас многие дети начинают. К нам в школу, а я был тогда в третьем классе, пришел тренер и пригласил заниматься. Пришел в яхт-клуб во Дворце детского и юношеского творчества и постепенно проникся этим, даже завоевал кубок СССР. Парусный спорт затягивает, стоит только раз пройти на яхте - захочется еще и еще. Выходит, уже больше 20 лет я посвятил тренерской работе.
- Сейчас вы работаете со взрослыми?
-Да, в «Школе капитанов» мы обучаем взрослых людей управлению парусной яхтой и маломерным моторным судном. По завершении обучения сдается экзамен, и человек получает международный сертификат на право управления. Обучение происходит в несколько ступеней: яхтенный рулевой дневного плавания, прибрежного плавания и яхтенный капитан. Каждая ступень предполагает разрешение на управление яхтой на определенном расстоянии от берега в морских условиях.
Наша «Школа капитанов» находится в здании омского яхт-клуба Министерства физкультуры и спорта, в котором занимаются дети. Ребята начинают обучение с 9 лет и увлекаются этим на всю жизнь.
На таких яхтах ходят совсем юные капитаны
- Сложно освоить яхтенное дело взрослому? Кажется, что таким вещам нужно учиться с детства.
- Основы управления можно понять быстро. Идея обучать взрослых пришла к нам не так давно, ведь существует устоявшееся мнение, что дети начинают учиться, достигают чего-то и продолжают заниматься на профессиональном уровне. Но когда родители приводили детей, ходили с ними в походы и ездили на соревнования, их затягивало, и начали спрашивать, можно ли научиться. Сейчас многие швартуют у нас уже свои собственные яхты. Люди начинают интересоваться и потом участвуют в регатах по всему миру.
- Расскажите, как происходит обучение?
-В каждой группе обучается около 10 человек. Зимой проходят теоретические занятия, лекции и сдается экзамен по теории. После этого начинается практика в речных или морских условиях. На Иртыше у нас есть небольшой флот: 4-местная яхта и моторный катер. А морскую практику есть возможность проходить в Турции - не так давно у нас появилась 14-метровая яхта на Средиземном море, на которой мы ходим вдоль побережья. Здесь каждый может заняться чем-то интересным: практиковаться в управлении, позагорать, фотографировать.
Та самая яхта Sun Odyssey, пришвартованная у берегов Турции
- Прогулку на яхте заказать сейчас не составляет труда, а можно ли арендовать ее тому, кто уже умеет управлять?
- Пока это направление не развито. Некоторые ребята, конечно, спрашивают об аренде, но для этого нужно подготовить определенные документы, выйти на новый уровень. Вообще это направление в России мало развито по сравнению с другими странами. В той же Европе существуют чартерные компании по аренде яхт, и можно собраться целой компанией, взять там яхту и пойти в плавание. Я думаю, в ближайшее время мы придем к этому и организуем прокат.
- А есть какая-то ускоренная программа, которую можно освоить в пойти в регату?
- По-хорошему, начинать обучение нужно с управления парусами, швартования яхты, вооружения лодки. Все это нужно освоить и уже потом переходить на обучения управления яхтой. А если говорить о начальных знаниях, то освоивший эту программу называется матросом или Competent Crew. Такие мастер-классы мы проводим летом, и через несколько часов теории уже можно применить знания на практике и идти в регату.
- Этим летом в Омске решили возродить круизы по Иртышу на теплоходе «Римский-Корсаков». Как думаете, будет востребован такой вид туризма? И, может быть, можно делать туры выходного дня на маленьких теплоходах?
- Наверняка будет. У нас в гавани стоит легендарная яхта «Сибирь», которая только вернулась из Ханты-Мансийска. В прошлом году вместе с РГО она ходила до острова Диксон в Карском море.
В такие походы можно отправлять и туристов после небольшого обучения - в больших яхтах есть где разместиться. А туры выходного дня мы пробовали выполнять с компанией «Увлечен и Я», в планах были походы до Большеречья, но пока это направление только развивается. Надеемся, что планы удастся воплотить в жизнь.