Председатель совета по транспорту Гражданского совета по развитию Омска рассказал о том, как предложил губернатору пересмотреть закон о пассажирских перевозках, и что из этого вышло.
– Валентин Николаевич, вы направили письмо на имя губернатора о внесении поправок в закон об организации пассажирских перевозок. Что не устраивает Совет по развитию Омска?
– Проблема с общественным транспортом в Омске стоит остро. Она является следствием работы предыдущих администраций города и несоответствия действующего законодательства сложившейся ситуации. Совет по общественному транспорту при Совете по развитию Омска определил недостатки закона об организации перевозок и предложил решение этой проблемы.
– В документе вы просите не только отбирать лицензию, но и привлекать перевозчиков к ответственности, если они в течение трех дней не выходят на рейсы. К чему такие радикальные меры?
– Сейчас не предусмотрена ответственность перевозчика за нарушения прав пассажиров. От умышленного нарушения расписания и неосуществления перевозки страдают в первую очередь те, кто пользуется общественным транспортом – пассажиры.
Отсутствие наказания по нарушению условий контракта или свидетельства на право перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам позволяет перевозчикам, как муниципальным, так и частным, ущемлять права пассажиров, а также игнорировать конкурсные требования и нормы действующего налогового законодательства.
Предложенные нами поправки понудят перевозчиков чётко и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства, в том числе по соблюдению расписания движения общественного транспорта, что будет способствовать более комфортному обслуживанию населения, а также исключит необоснованное обогащение за счёт скрытия полученных с пассажиров средств.
Эти поправки соответствуют федеральному закону N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
– Какие еще нарушения вы нашли?
– Сейчас перевозчик, победитель конкурса, в соответствии с действующим законодательством правомочен бесконтрольно заключать фиктивные договоры (ст.169 ГК РФ) аренды транспортных средств и получать неосновательное обогащение, а также бесконтрольно, в нарушение норм ТК РФ, НК РФ использовать труд водительского состава.
Из этого следует, что перевозчик, злостный нарушитель административного законодательства, даже лишенный права работать на другом маршруте, имеет право участвовать в проводимом конкурсе, несмотря на несоблюдение закона в течение предыдущего года либо даже текущего года, в случае осуществления перевозок на нескольких маршрутах.
Кроме этого, перевозчик, победитель конкурса, имеет право самостоятельно устанавливать тариф по перевозке пассажиров по нерегулируемому маршруту, может устанавливать демпинговые тарифы для экономического уничтожения конкурентов, в том числе работающих по сопутствующим маршрутам, в течение 5-ти лет действия свидетельства на право перевозки по маршруту.
Как говорится, «Вместе с водой выброшен и ребёнок», т.к. в законе от 30.06.2015 №220-ФЗ и судебной практикой исключена конкурентная борьба между перевозчиками, конкурсантами, способствующая снижению производственных и административных затрат при организации транспортного обслуживания пассажиров.
Фактически действующая практика применения этого закона ведет к уничтожению муниципального общественного транспорта и передачу всей сферы пассажирских перевозок в руки частных организаций.
– А как насчет тарифов?
– Порядок установления тарифа дополнительно определен в законе от 30.06.2015 №220-ФЗ. Он устанавливается федеральным органом власти, РЭК по Омской области. В то же время на маршрутах общественного транспорта с нерегулируемым тарифом фактически отсутствует экономическая обоснованность применяемого тарифа, устанавливаемого и изменяемого самим перевозчиком минимум в течение пяти лет действия свидетельства, что и является фактором получения неосновательного обогащения, либо, при использовании демпингового тарифа, уничтожения муниципального транспорта.
Отсутствие логики в принимаемых законах – это проявление политики, направленной на определенную цель – уничтожение муниципального транспорта.
В то время, как муниципальный транспорт является дотируемым из бюджета, общественные перевозки, осуществляемые частными предпринимателями, являются «дико прибыльными», по словам самих перевозчиков. Конкретно, в городе Омске.
Мы предложили внести в действующий закон поправку на право организатора конкурса рассмотрения предложений конкурсантов по критерию снижения размера тарифа, направленного на повышение эффективности организации и снижения себестоимости перевозки пассажира, с правом ежегодного повышения тарифа на величину инфляции.
Этим достигается экономическая защита пассажиров от чрезмерного завышения тарифов, а также стимулируется заинтересованность перевозчика в приобретении и внедрении более вместительного, менее затратного и скоростного транспорта, а также исключения дотаций из бюджетов.
– От правительства уже был какой-то ответ?
– Была отписка о том, что обращение передали в министерство промышленности.
Отмечу, что новым и.о. губернатора осуществляется такая же практика, как и у предыдущего руководителя региона – он не читает поступающие обращения. Все отдается на откуп клеркам: какой-то помощник решил отправить в минтранс, там его рассмотрит еще один клерк и отдаст другому чиновнику. Поручения руководителя нет, и это вынуждает обращаться в суд о бездействии губернаторского аппарата.
Я надеялся, что губернатор прочитает, отметит инициативу граждан и найдет решение проблемы. Этого не сделано, опять пошла бюрократическая волокита – то, что было при Назарове.
Мне кажется, что те конкурсы по выбору перевозчика, которые проводятся в отсутствии подтвержденной маршрутной сети, не совсем законны. Это лоббирует интересы некоторых перевозчиков.