Изменившуюся схему движения общественного транспорта представили на заседании Координационного общественного совета.
Накануне широкой общественности представили плод совместных трудов именитых санкт-петербургских учёных и безымянных студентов СибАДИ – новую маршрутную сеть города Омска.
Для того, чтобы донести эту важную информацию до максимального количества заинтересованных лиц, созвали Координационный общественный совет при мэре города Омска. Местом встречи выбрали ДК Кировского округа, расположенный на улице Бетховена в Старом Кировске – для того, наверное, чтобы собравшиеся слушать о новой маршрутной сети сполна прочувствовали недостатки старой. Напоследок.
Вели мероприятие главы двух ветвей городской власти – врио мэра Сергей Фролов и спикер Горсовета Владимир Корбут. Для столь именитых гостей на сцене ДК установили два столика, правда, судя по всему, детских – Фролов и Корбут, мужчины крупные и плечистые, смотрелись за ними немного комично.
«Вячеслав Двораковский в своё время сказал, что не хочет быть могильщиком общественного транспорта. Я недавно понял, что тоже не хочу», – оптимистично заявил Фролов.
Презентовать омичам новую схему прибыл директор Департамента Транспорта Алексей Мартыненко. Коротко обрисовав текущее положение дел, он перешёл к тому, что, собственно, предложил омичам санкт-петербургский университет. Оказалось, что кардинальных изменений новая маршрутная сеть не предполагает, но частностей очень и очень много. Общее количество маршрутов сократится со 151 до 125 или 127, а половину оставшихся подвергнут частичной переделке.
Предлагается, например, пустить часть автобусов (в том числе 319-й) напрямую с окраины на окраину, минуя центр города, задействовать для движения общественного транспорта коридор Жукова-Фрунзе (по нему пойдут 323, 359, 331 и 393 маршруты), пустить 418 маршрутку по Иртышской Набережной. Для того, чтобы компенсировать отменённые маршруты, Дептранс по традиции продлит имеющиеся.
В результате, по словам Мартыненко, существенно сократится нагрузка на центральные магистрали, уменьшатся «очереди» автобусов у ключевых остановок, а себестоимость перевозки пассажиров упадёт на семь-девять процентов. Кроме того, откроются новые маршруты – четыре автобусных и два троллейбусных. Часть из них недавно анонсировали на сайте мэрии.
Выступавший после Мартыненко проректор СибАДИ Павел Корчагин напомнил, что в последний раз маршрутную сеть Омска переделывали в 2008-м, а город с тех пор успел существенно подрасти и измениться. Омский вуз «по ряду причин» не смог выиграть конкурс на проектирование сети, но всё же выполнил часть работ по субподряду – именно студенты автодорожного считали пассажиров в омских автобусах и троллейбусах.
Поток сдержанно-оптимистичного одобрения прервал самый, наверное, известный «маршруточник» Омска – Владимир Геворгян. Глава СРО «Омские перевозчики» чиновничьего оптимизма не разделял, и были причины: оказалось, что новую прекрасную маршрутную сеть Омска... до сих пор никто не видел.
«Двадцать дней назад нам представили эту же презентацию. Да, здесь красивые картинки, есть несколько маршрутов, но полный список так никто и не дал. А что можно понять по картинкам?» – недоумевал предприниматель.
Качество работы питерских специалистов Геворгян тоже поставил под сомнение: в контракте значилось, что для исследования сети нужно будет опросить пятьсот тысяч человек – практически каждого второго омича. Однако омские маршрутчики провели своё исследование и выяснили, что в опросе участвовали меньше двух процентов пассажиров, а студенты СибАДИ ездили только в муниципальном транспорте, полностью проигнорировав частных перевозчиков, на долю которых приходится 60 процентов всех перевозок.
В результате, по словам Геворгяна, новую маршрутную сеть подготовили с откровенными «ляпами». Так, средний интервал движения «автобусов среднего класса» определили в 12,4 минуты, в то время как реально «пазики» по 20-му, например, маршруту ходят в три раза чаще.
«Почему-то не говорится о том, что в результате этой модернизации в городе отменят каждый пятый маршрут, отменят несколько подвозящих – 6-й, 309-й, 421-й. Мы за неделю собрали от горожан тысячи возражений, все они будут должным образом оформлены и переданы в Дептранс», – заверил он.
Новая схема явно сделана в интересах муниципальных перевозчиков, а не пассажиров – заявил предприниматель. В результате на бюджет ляжет серьёзная нагрузка, ведь за проезд одного пассажира в муниципальном транспорте город доплачивает от семи до десяти рублей, а у частных перевозчиков – не больше трёх-четырёх. «Так можно весь бюджет отдать». Геворгян предложил не спешить с принятием новой схемы и для начала хотя бы обсудить её в полном объёме и с участием экспертов, чего до сих пор сделано не было. Общественность встретила это предложение горячими аплодисментами.
Для того, чтобы вернуть обсуждение в русло конструктивного одобрения, на сцену вышел член совета при Дептрансе Андрей Верясов. Он рассказал, что видел схему целиком, и она произвела на него... пауза... драматическое молчание... нагнетание интриги... ещё немного... произвела на него ну очень хорошее впечатление. В её основу положены простые принципы, пустить автобусы большой вместимости по маршрутам с большим пассажиропотоком, уменьшить количество пересадок. Никаких «преференций муниципальному транспорту», по его мнению, в новой маршрутной сети нет. Отменяют те маршруты, которые целесообразно было отменить, а пассажир в итоге только выиграет.
После официальных выступлений наступила очередь свободного микрофона. Однако здесь обошлось без интриг и неожиданностей: всё эфирное время заняла председатель КТОСа «Первокирпичный», подробно рассказавшая об успехах родного микрорайона, о том, как раньше всё было плохо, а теперь многое стало хорошо. Следующим в очереди стоял известный оппонент Дептранса перевозчик Евгений Краморов, но ему времени на выступление не хватило.
В завершение мероприятия Фролов заверил всех, что выступающие были услышаны, а предложения Владимира Геворгяна примут к сведению и подробно проработают. Трудиться на посту временного исполняющего обязанности мэра Сергею Петровичу осталось меньше недели.