Претендент на должность министра экологии будто под диктовку говорил о «политизации проблем» и засилье «хайпа».
На днях в Омске завершился конкурс на должность министра экологии и природных ресурсов. Его исход, безусловно, очень важен для города: за последние годы омичи слишком хорошо запомнили слово «этилмеркаптан» и слишком привыкли невесело смеяться над словосочетанием «город-сад». Претендентов на портфель набралось целых 18 человек, но не всех мы знаем по имени, а активно комментировал эту ситуацию только один из них – Сергей Костарев.
В отличие от многих иных соискателей должности, Костарев – профессиональный эколог, и его высказывания по соответствующим проблемам регулярно появляются в местных СМИ. «Странное» компенсационное озеленение, удивительные «проекты по реконструкции и благоустройству», вопиющая ситуация с атмосферными выбросами – всё это становилось темой его статей, его вопросов мэру и его речей на митингах. Речей и требований навести, наконец, порядок.
27 апреля Костарев впервые написал о своём намерении претендовать на министерскую должность. «Действующая система работает на формальные показатели, а не на реальный результат», – говорил он, – и систему надо менять» С таким выводом трудно не согласиться, другое дело: как менять? И вот-то потенциальный министр вдруг заговорил о том, что экологические проблемы в Омске оказывается политизируются и используются для «клановых разборок». Те, кто эти проблемы поднимает, хотят не сделать горожанам лучше, а поймать хайп – и в соответствии с этим принципом выбирают темы. Реальных дел мало, тема выбросов из-за автотранспорта, несмотря на её масштабность, находится в полном забвении, поскольку хайпа не сулит, зато предпринимаются наскоки на отдельные предприятия.
И вообще экологию не улучшить быстро – только через 3-4 года после изменения некоторых базовых принципов появятся реальные проявления прогресса. Если же кто-то обещает быстро снизить промышленные выбросы, то это безнадёжный популист, преследующий какие-то свои цели.
Интересно, что в это самое время (конец апреля – начало мая) развернулась своеобразная СМИшная драма Валерия Каплуната. «Сажевый король» на страницах спонсируемых им изданий рассказывал, что критика его предприятия со стороны блогера Ориса Брута (он же Владимир Лифантьев) – это проявление «экологического шантажа», заказанного «людьми в погонах», одним из омских «кланов» (явно имелись в виду «камерцелевские») и даже чуть ли не главой региона. Впрочем, обвинения в адрес Буркова были удалены отовсюду, кроме кэша Гугла, и вообще Каплунат постарался объяснить, что готов поддерживать врио губернатора и очень его уважает; но память осталась. Как осталось и понимание того, что руководство «Омсктехуглерода» готово играть в классическую российскую игру: «Если меня критикуют – спишу всё на злобных ненавистников из ЦРУ, с планеты Нибиру или из более близких мест».
Считать возможным участником таких игрищ профессора и доктора философских наук (настоящего доктора, а не так, как бывает в российской политике) совсем не хочется. Однако слова Костарева о «клановых разборках», о «хайпонесущей струе» и прочем удивительным образом перекликаются со словами сажевого олигарха. Любопытно, что и появляются эти реплики на страницах одного из тех самых спонсируемых Каплунатом СМИ. Абстрактные заявления сочетаются с совершенно конкретными позитивными отзывами о работе «ОмскКарбонГрупп»:
«Проверил «Техуглерод», как и обещал, – написал Костарев на своей страничке в соцсети «ВКонтакте». – Производство работает, лаборатория измеряет, энергия добывается, деревья высаживаются. На территории пахнет совсем не сильно, примерно как от пазика (в предыдущие времена натурально воняло)».
Кстати, «экскурсия блогеров», о которой идёт речь, одно время анонсировалась практически как организованная Костаревым. Уже в отзывах всё встало на свои места: организовала её дирекция, а бывший претендент на пост министра экологии только проверял и задавал вопросы, причём пришёл в процессе к полному позитиву.
Надо признать, что в любом случае участие официального претендента на высокую профильную должность в таких вот мероприятиях – дело серьёзное, обязывающее к максимальной объективности. Будем надеяться, что эта самая объективность действительно имела (и имеет) место. Блогеры во главе с Костаревым по-честному искали нарушения, но не нашли, а дирекция «Техуглерода» просто промахивается с пиаром, когда, например, признаётся в наличии жалоб на них (правда, «необоснованных») или проговаривается о том, что в ближайшее время выбросы в атмосферу «будут значительно сокращены». Каковы же эти выбросы сейчас, если их можно «значительно сократить»? И являлись ли популистами конкуренты Костарева, которые говорили, что быстро уменьшить выбросы на том же сажевом заводе вполне реально? Впрочем, судите сами. Установка технологического оборудования, позволяющая "Омсктехуглероду" быстро и "значительно сократить" вонючие выбросы, обошлась всего-то в 30 млн. (не долларов!) рублей. Сущие копейки для предприятия с многомиллиардными оборотами и прибылями. Но именно эти "копейки" сажевый олигарх многие годы позволял себе экономить. И ведь это ему удавалось ... Может быть благодаря, в том числе, и "карманным" экологам?
Нет, видимо, пришла пора кардинально изменить отношения к выбросам именно на омских промышленных предприятиях. При этом суть новой экологической политики властей должна сводиться к простой вещи: травить омичей должно стать для владельцев фабрик и пароходов делом абсолютно невыгодным, прежде всего с экономической точки зрения.
Посмотрите на фотографии, сделанные корреспондентом БК, в так называемой санитарно-защитной зоне вокруг сажевого завода еще раз.
Согласитесь, комментарии излишне. Мы видим, как процветающее предприятие, бизнес которого растет ежегодно на 7-8 %, экономит копейки на решении экологических проблем, в том числе и на вот этой санитарно-защитной зоне для омичей. Куда же смотрел эколог Костарев?
В общем, ситуация с «формальными показателями» и хайпоносностью конкретных информационных «струй», слава богу, оказалась не такой однозначной. А назначение нового министра экологи, некоем «джокере», побившем всех остальных, включая Костарева, настраивает в вот этом контексте на философский лад: ведь в любом случае «карманного» министра экологии у «сажевого короля» не будет.
Вне зависимости от того, какие планы строили на этот счёт один олигарх и один профессор.