Директор Государственного театра имени Вахтангова рассказал о рецепте финансового успеха и посокрушался по поводу технического оснащения омских и российских театров в целом.
В Омске стартовал театральный фестиваль «Академия». Несколько спектаклей привезли артисты Государственного театра имени Евгения Вахтангова. Так, зрителям фестиваля покажут «Евгения Онегина», «Медею», «Ревнивую к себе самой», «Мадемуазель Нитуш».
Кроме того, эмоциональный фурор обещает произвести вахтанговский «Наш класс» – спектакль, в котором нет ни одного медийного актера, однако на московской сцене он несколько раз в месяц стабильно собирает аншлаги. Более того, он едва ли не самый кассовый в репертуаре.
– То, что они делают на сцене, перевернет вас, – говорит директор театра Кирилл Крок, добавляя, что люди уходят с «Нашего класса» в слезах.
Спектакли театра Вахтангова пройдут на сцене Драмтеатра и Музыкального театра. Привезти некоторые постановки в Омск, увы, оказалось невозможно при всем желании, и всему виной – недостаток технического оснащения.
– Мы хотели привезти нашу премьеру по Островскому. Но это, к сожалению, не получилось по техническим условиям. Нашего желания недостаточно, чтобы это реализовать. Чтобы сыграть два спектакля в вашем Музыкальном театре, мы привезли с собой две фуры декораций, оборудования и арендованного света, чтобы ваши зрители в Омске увидели постановки в том качестве, в котором они идут в Москве, – рассказал Кирилл Крок.
Директор омского Драмтеатра Виктор Лапухин добавил, что для показов в Музтеатре потребовалась и еще одна фура, уже заказанная омичами. Между тем, перемены по технической части, которые за последние 10 лет произошли в театре Вахтангова, Лапухин назвал «революцией».
Как рассказал Кирилл Крок, нововведения возможны не благодаря помощи властей и спонсоров: театр обеспечивает себя своей основной деятельностью. Недавно стало известно, что у театра им. Вахтангова появился свой тренажерный зал, и, по словам Крока, в Министерстве культуры узнали об этом уже после публикаций в СМИ, так что речь не идет ни о каком властном финансировании.
– За прошлый финансовый год мы сыграли 74 спектакля на гастролях и 747 – в Москве. Цены на билеты – от 100 до 7000 рублей. У нас есть спонсоры, низкий им поклон, но, чтоб вы понимали, в бюджете театра эти средства составляют меньше 1%. Все то, что мы имеем, это все-таки деньги от показа спектаклей в Москве. Давайте мы поймем: театр – это то, что происходит на сцене. От того, какого качества это происходящее на сцене, зависит все остальное в театре. Без этого не будет никаких технических революций. В театре все зависит не от директора. Успешность определяет режиссер, который выпускает спектакль, и актеры, которые его играют, а к этому уже идет менеджмент и все остальное, – объяснил директор театра Вахтангова.
Что касается подбора репертуара, по словам Крока, вахтанговцы не идут на поводу у зрителя и не ставят дешевые комедии. Однако здесь считают, что театр для зрителя и во имя зрителя.
– Я думаю, зрители хотят увидеть спектакль, который трогает за сердце, заставляет волноваться. Мы ходим в театр за двумя эмоциями: поплакать или посмеяться. Если этих эмоций нет, тогда увы, потому что прежде всего мы хотим достучаться до сердца зрителя. Если в театре есть только актеры (как в том анекдоте: на сцене «Дядя Ваня», а в зале три сестры), это должно показываться в рамках какой-то лаборатории и специальных проектов, но это не должно называться государственным репертуарным театром. Даже если об этом написали, что это супергениально, – уверен Кирилл Крок.
Что касается технического оснащения театров в России, об этом Крок выразился: «Я не сторонник того, чтобы говорить, что всё плохо». Он привел несколько театров, которые поразили своим современным оборудованием: к примеру, Приморская сцена Мариинского театра (Владивосток), ТЮЗ в Екатеринбурге и др.
– Есть. Мало. Хочется больше. Это капля в море, согласен. Да, есть места, где действительно все очень плохо. Но обобщать и говорить, что всё в стране в плохом состоянии, не буду.