Руководитель Школы личностного роста «Вверх», которая работает с подростками 13-18 лет, их родителями, педагогами и не только, поразмышляла о том, как важно в жизни заниматься любимым делом. Искать его — и себя — можно в любом возрасте.
— В сентябре Школе «Вверх» будет 5 лет. Сколько людей прошло через вас за это время, если учитывать все форматы, в которых вы работаете?
— Думаю, это тысячи людей. Помимо лагерей, семестров, индивидуальных консультаций мы постоянно проводим бесплатные лекции, вебинары, кинопоказы «18–», дни мастер-классов. На каждое такое мероприятие приходит 50-100 человек — как подростков, так и их родителей. Рассказываем про взросление, про подростковый возраст, выбор профессии и образования, детско-родительские отношения. Это не сухое изложение информации, у нас довольно расслабленная и уютная атмосфера и всегда диалог. Удивительно, но, несмотря на современную доступность информации, людям порой неизвестны даже азбучные истины: то, как мы устроены, что такое эмоции, что такое психология. Успешные, взрослые люди многое не знают про себя. Людям бывает сложно отделить здоровую психологию от «шизотерики», поэтому у нас так много мифов вокруг темы развития личности. Также мы организуем выездные лагеря для подростков. Ближайший состоится в осенние каникулы, его главная тема — профориентация. Мы разработали методику, которая дает ответ на вопрос: как получить профессию мечты? Понятно, что дети разные, кто-то искренне вкладывается в свое будущее, кому-то пока все равно, они приезжают узнать себя, пообщаться, отдохнуть. Но у тех, кто погружается в методику, меняется жизнь. Дети находят свои увлечения, дело жизни, начинают учиться, зажигаются.
— Как простым языком объяснить важность профориентации?
— Есть проблема: многие дети сегодня не хотят взрослеть в принципе. В их представлении взрослые — скучные, серые, бедные. Или богатые, но циничные. Зачастую взрослые занимаются делом, которое не любят. Когда мы просим наших ребят описать собирательный портрет взрослого, они говорят о надоевшей, выматывающей работе, усталости и бессмысленности, о потухших глазах, озлобленности, несбывшихся мечтах. Образ взрослого настолько не притягателен, что человек может бессознательно решить всегда оставаться ребенком. Кажется, что счастливым и свободным существом ты можешь оставаться только будучи ребенком. И мы можем частенько видеть достаточно инфантильных взрослых, по их виду даже непонятно, сколько им лет, а по поведению они — дети: не определившиеся, не принимающие решений, убегающие от ответственности, зависимые… Мне кажется, таких людей, застрявших в кризисе, становится все больше в наше время. На этом фоне мне видится особенно важным для подростков вопрос ответственности и выбора — образовательного маршрута, профессии, своего будущего, в конце концов.
— Расскажите о вашем подходе к профориентации.
— Он не совсем привычный. Нет тестов, проверки знаний, сканирования сетчатки… Важно, чтобы человек сам занялся исследованием себя. Наша работа мечты находится на пересечении трех областей: «хочу», «могу» и «надо». Если представить это в виде кружков Эйлера, то первый будет о том, что человек любит делать. Он будет делать это, даже если устал, даже если у него нет денег. Второй кружок — это резюме, наши компетенции. Третью область часто упускают из виду: это то, что нужно остальным людям, востребовано на рынке. Если первые два кружка — про самого человека, то третий больше про мир и взаимодействие с ним. Обычно какая-то из трех частей выпадает. Часто выпадает «хочу»: человек умеет делать свою работу хорошо, это востребовано, приносит какие-то деньги, но у него глаза не горят, он грустный, уставший, замученный. А ведь взрослая жизнь практически полностью состоит из работы… У юных романтиков выпадает «могу»: они выбрали то, что их сердце хочет, и миру вроде бы это надо — но они не умеют это делать, не могут найти работу в своей области. И тогда появляется настоящая мотивация к учебе и развитию компетенций! Наконец, третий вариант: человек хорошо умеет делать что-то, ему это нравится, но он не может продать то, что производит, и тогда: «Все плохо, я никому не нужен, надо идти на нелюбимую работу, так как нужны деньги».
— Что делать, чтобы дети не отказывались взрослеть?
— Давать им взрослеть. Доверять им ответственность. Позволять идти в своем темпе, получать опыт, уважать их границы, поддерживать стремления, любить несмотря ни на что, много разговаривать, пробовать новое. Родителям не стоит забывать и о себе, о своем развитии: важно, чтобы ребенок постоянно видел перед глазами воодушевляющий пример сильного взрослого. А еще очень здорово, если родители будут знакомить детей со взрослыми, которые кайфуют от своей работы, жизни. Тогда детская психика привыкнет к тому, что взрослеть — это классно, ребенок будет думать: «Хочу как он». Так что профориентацию можно начинать чуть ли не с рождения. Здорово, если этот процесс будет непрерывным, если взрослые будут помогать детям развивать какие-то их наклонности, искать новые «хочу».
— А если человек уже взрослый, но он занимается не тем, к чему душа лежит? Есть смысл что-то менять?
— Однозначно да. Нет никакой верхней возрастной границы для того, чтобы поменять свой профессиональный маршрут. Более того, нет смысла его не менять, если ты чувствуешь, что это нужно. Это игра против себя. Я знаю много историй о людях, которые в разном возрасте меняли свой путь и становились счастливыми, потому что начинали заниматься чем-то близким для себя. Более того, зрелый возраст (30, 40 лет) отлично подходит для таких перемен: сил много, не нужно никому ничего доказывать, ты по-хорошему одинок — не часть чего-то, а самостоятельная единица. Перемены можно внедрять в жизнь «экологично». Здорово было бы: понял, что не мое, уволился, пошел на новое место — но это все очень долгие процессы, нужно как-то зарабатывать, получать образование в новой сфере. Можно пойти через пробование. Выбрать интересное хобби, получить дистанционное образование. Много всего можно делать после работы, искать себя. Активное сообщество этим и занимается. Танцевальные школы, гончарные мастерские, волонтерство, культурные события…
А наклонности, которые были у нас в детстве, можно как-то извлечь из закромов памяти, сдуть с них пыль и использовать, как путеводную звезду?
— Одна из профориентационных методик основана именно на этом: нужно вспомнить свою детскую мечту и реализовать ее. Но не в смысле стать космонавтом. Все же хотели в детстве стать космонавтом, балериной, артистом, водителем троллейбуса, продавцом мороженого… Нужно посмотреть, какой мотив двигал вами. К примеру, можно хотеть быть космонавтом, потому что ты один, никого вокруг нет, ты решаешь все сам. Ребенок, мечтающий об этом, хотел отгородиться и проявлять силу. Другой «космонавт» хотел быть особенным, единственным в своем роде, самым крутым — это потребность в уникальности, признании. Кто-то хотел, потому что это механизмы, это наука — здесь исследовательский мотив. В таком разговоре можно определить, что в этой профессии человека цепляло. Можно взять этот мотив и реализовать сейчас. Люди такие довольные, когда работают с детской мечтой. Они могут даже в своей текущей деятельности изменить ракурс — и они будут получать от нее куда больше удовольствия.
— Есть ли, по-вашему, какие-то аспекты, в которых подростки «утирают нос» взрослым?
— В подростках мне нравится, что у них меньше барьеров. Какие-то экспериментальные проекты, которые у меня рождаются, заходят на ура. Им можно сказать: «Дети, погнали ползком на горку!», и они ответят: «Да без проблем, побежали, Альфия!» Если это сказать 50-летнему мужчине, нетрудно предугадать, какая будет реакция. Возможно, что-то получится, но взрослого человека нужно будет основательно готовить, чтобы он мог раскрыться и включиться в процесс. У подростков доверия больше, они же недавние дети. Терапия со взрослым может длиться месяцами: сопротивление сильное, человек закрытый, процесс не происходит быстро. А с подростком можно на две недели поехать в лагерь — он был зажатый, и вот уже выступает на сцене, шутит, каламбурит. У нас таких историй множество.
— А можно как-то сохранить в себе этот «огонек» родом из детства?
— По Эрику Берну, внутри нас живет взрослый, родитель, ребенок. И с возрастом это не меняется. Человек думает: если я взрослый, то внутри меня нет детского. Это не так. Это старение, скука и увядание. Контакт с внутренним ребенком дает тебе энергию. Это ребенок чего-то хочет, это он испытывает эмоцию. Взрослый не «хочет», взрослому «надо». Это структура внутри нас, которая все реализует: это такой менеджер, завоеватель, работяга. Родительская структура дает ценности, мораль, вопросы правоты и неправоты, заботу, защиту, контроль. А детское внутри нас дает эмоциональность, чувства, отношения, творческую энергию. Либо мы наполнены, либо мы уставшие. Когда контакт с внутренним ребенком разрушен или слабый, ребенок внутри израненный, забытый, его не слышат — грубо говоря, не слышат свои желания! Что делать? Заниматься психотерапией, самостоятельно или с кем-то. Есть и простые способы: смеяться, рисовать, танцевать, узнавать и делать то, что любишь. Слышать себя, не обесценивать свои маленькие прихоти, позволять себе эксперименты, творить. Жизнь — она ведь про радость, она не про пятидневку!
Юлия Ожерельева
Фотографии предоставлены героем публикации