Власти решили, что троллейбусы мешают движению.
В эти дни исполняется 10 лет закрытию троллейбусного движения в соседней Тюмени, которая считается у нас образцовым городом. Однако этот областной центр с тех пор является крупнейшим в России мегаполисом без электротранспорта. Управлявший Тюменской областью Сергей Собянин к тому времени уже 4 года жил в Москве, однако именно с его именем связывают уничтожение этого вида транспорта в Тюмени. И именно там, как считается, у будущего мэра Москвы сформировалось восприятие общественного транспорта, в котором троллейбусу нет места. Альтернатива ему в виде электробуса появилась уже в столице.
«Тюменские известия» 9 сентября 2009 года в репортаже о последних днях троллейбуса в городе приводят такую причину закрытия «рогатого» вида транспорта со ссылкой на местное управление по транспорту: «ТМУ «Троллейбусное предприятие» было решено закрыть из-за его нерентабельности: при стоимости разового проезда на троллейбусе в семь рублей себестоимость билета получается около 22 рублей. Выходит, оставшуюся сумму покрывают бюджетные деньги, а их можно было бы тратить более рационально. Основные причины, по которым предприятие закрывают — небольшой пассажирский поток и ограничение маневренности движения данного вида транспорта. Одно повреждение на линии может на время вывести из строя все троллейбусы, которые, в свою очередь, создают заторы на дорогах. Появилась идея проложить новые маршруты по микрорайонам. План был, а вложений — нет…».
Местные энтузиасты пытались писать петиции, КПРФ даже жаловалась в прокуратуру, но из этого ничего не выходит.
Искоренение троллейбуса — такое же наследие Сергея Собянина, как и хорошие тюменские дороги, ухоженные набережные и пр. В последние годы Тюмень не опускается с первых позиций в рейтинге самых привлекательных городов.
Сергей Собянин «сформировал вокруг себя окружение, которое активно продавливало идею о неэффективности и отсталости троллейбусного транспорта. Была ли у этого окружения какая-то коммерческая заинтересованность, и знал ли о ней сам Собянин — неизвестно. Известно, что их представлениям о троллейбусах он всецело доверился. Окружению удалось его убедить, и борьба с тюменским троллейбусом началась с огромным энтузиазмом и заряженностью. «Губернатор, объясняя причины этой борьбы, использовал всё те же знакомые нам аргументы: низкую востребованность такого транспорта, новую развивающуюся инфраструктуру, под которую троллейбус не подойдёт и портящие внешний вид города троллейбусные провода», — пишут в своих «Городских проектах» Илья Варламов и Максим Кац.