Для обывателей новость о следствии, которое началось против известного далеко за пределами Омска деятеля Мельпомены, прозвучала как гром среди ясного неба.
Судя по официальному сообщению силовиков, Никите Гриншпуну вменяются в вину противоправные действия, совершенные им в период с 2016-го по 2018 годы. Значит ли это, что художественный руководитель «Пятого театра» был два года под колпаком? Или его «сдал» некто из ближнего круга только сейчас?
И тот, и другой варианты вполне возможны, но второй предпочтительнее. Дело в том, что разобраться в театральной специфике без специального образования и знания предмета невозможно. Совершенно очевидно, что на деятельность Гриншпуна кто-то обратил внимание соответствующих органов.
В омских театральных кулуарах давно муссировалась информация: руководство «Пятого театра» не слишком щепетильно в финансовых вопросах. А это на фоне тотальной нехватки средств на непроизводственную культсферу особенно бросается в глаза.
То в программке одной из премьер указан в качестве дизайнера по костюмам специалист, не имеющий к этой области никакого отношения, а сумма на сайте госзакупок против этой услуги стоит весьма круглая. На сцене, кстати, никаких суперкостюмов не было — обычные вечерние, которые есть в личном гардеробе любого следящего за собой индивида.
То за свежую постановку «Пятого театра» выдается клон спектакля, поставленного уже в другом провинциальном учреждении Мельпомены, а в Омске перенос презентуют как премьеру. В общем, подобные нюансы были и ранее.
Нынешнее нелестное для Никиты Юльевича внимание силовиков к его персоне можно объяснить несколькими причинами — с одной стороны, талантливый и неординарный постановщик явно выдвинул «Пятый театр» примерно на одну линию с Омской Драмой. Местные «академики» некоторым образом впали в режим самоуспокоенности, их актерская труппа, ранее звездная, переживает кризис и нуждается в обновлении. Хотя, взлеты и падения есть у каждого театра, и курс тандема директор Лапухин — главреж Цхвирава у кого-то вызывает даже восторг.
Правда не всегда такое чувство бывает у публики. С другой стороны — Гриншпун вел уж слишком яркую жизнь в Омске. Стильная одежда, ухоженная внешность, дорогая машина, постоянный дуэт с режиссером театра — все выше перечисленное не могло не раздражать менее харизматичных омских коллег Гриншпуна.
Существует, правда, и еще одна точка зрения. PR-законы диктуют правило: когда у населения возникают ненужные сомнения в действиях властей неплохо отвлечь простых россиян историей о том, что государство четко следит за законностью в стране. И лучше, чтобы фигурантом стал некто известный, как Гриншпун.
Заметим, что к тратам, которые вызывают сомнения у профессионалов, прибегали и деятели из других омских театров. То в одном из них презентуют иногороднего композитора, вся музыка которой в итоге сводится к театральным шумам, а их может делать и неприглашенный по отдельному договору чужой специалист. То в другом театре приглашают известного столичного стилиста-парикмахера, который прилетает, чтобы привести в порядок головы главных героев новой постановки и даже присутствует на премьере.
Никто не против ухоженности актеров, вот только разглядеть ее в большом зале очень сложно — это же не кино. Так зачем такие траты?! А уж историю о том, что после премьеры одного из местных театров у его тогдашнего директора достроился загородный дом, благодаря выписанным для постановки пиломатериалам, не пересказывал в омских театральных кругах только ленивый. Постановка та, кстати, в репертуаре не продержалась долго, но зато директорский дом, говорят, стоит.
Как резюме можно заключить следующее: ситуация с Гриншпуном не возникла бы, если бы региональное министерство культуры четче отслеживало траты подведомственных учреждений. У министра Трофимова есть заместитель по финансовой части. Может быть уже пора ей выйти из тени? А то за все годы ее работы даму-финансистку никто и никогда не видел, и никаких комментариев она публично не давала.
Виктория Горчица
фото БК55