Омский бизнесмен и его рассуждения о перспективах развития города, области, а также о причинах и следствиях.
Даже в условиях кризиса есть смысл говорить о перспективах. Возможности развития Омской области, её стратегию, здешние условия для бизнеса БК55 решил обсудить с независимым директором группы «МИНД» Василием Цоем. И беседа получилась очень содержательной.
— Вы участвовали и в стратегии развития территорий в Тюменской области. Это интересный пример… Расскажите, как это было?
— Для нашей небольшой команды и для меня это был первый прецедент, когда нам предложили принять участие в разработке идеи такого уровня: «Развитие юга Тюменской области». Юг Тюменской области немного «выпадал» из экономического пространства региона — региона, который в основном был ориентирован на углеводороды — то есть ориентирован на «Севера», именно поэтому юг Тюменской области требовал иных подходов в разработке стратегии своего развития. Стоял вопрос «Что можно предложить региону?» Соответственно, я сначала, по приглашению, приехал в Ишим — был разговор с мэром Ишима. Озвучил ему наше предложение по стратегии развития юга Тюменской области. Вероятно, наше предложение тут же было передано губернатору и им одобрено, потому что, когда возвращался из Ишима в Омск, — позвонили и предложили приехать к губернатору. Я поехал, встретился там с Руководством региона — озвучил наше предложение, которое было принято, и мы фактически тут же договорились о заключении контракта, согласно которого наша команда должна была разработать концепцию развития юга Тюменской области и непосредственно участвовать в её реализации. Под это специально учредили юридическое лицо, в котором 50% доли принадлежала моей компании — ООО «Юсон-Сибирь», и 50% уполномоченной от региональной власти компании ОАО «Никольская ярмарка».
— И на сколько же от задуманного её удалось реализовать?
— Я знаю, что когда занимаешься стратегическими проектами, — и это не просто оформление на бумаге и выдача концепции, а ещё непосредственное участие в реализации, то очень важно, чтобы участники на стратегическом уровне, не менялись, то есть, «команда», которая начала работать над реализацией стратегии, должна быть стабильной по персональному составу. Именно поэтому один из самых первых вопросов, который я задал Мэру Ишима был следующим (он курировал эту тему со стороны региональных властей): «Сколько лет Вы будете мэром? Если меньше трёх лет — думаю, смысла этим заниматься нет». Потому что для того, чтобы сформировались необратимые процессы, чтобы проект нормально запустился, курирующий его со стороны власти человек должен оставаться на посту минимум три года. Он ответил: «Я ещё буду мэром лет пять-десять, это точно».
Но там случилось следующее: мы запустились, стали привлекать инвестиции, начали строить организационную структуру, но Собянина забрали в администрацию президента, мэр Ишима ушёл в Тюменскую областную Думу — практически полностью поменялись люди в мэрии Ишима. Сменился губернатор Тюменской области. Новые чиновники больше акцент в своей деятельности делали на решение текущих задач и особо не «заморачивались» стратегическими вопросами. А что там со стратегией? Да и бог с ней, мол… Мало ли сколько таких… Мы после этого ещё попытались в течение полугода двигаться в этом направлении, а потом поняли, что это бесполезно. Больше времени нужно было уговаривать этих чиновников. При Собянине и прежнем мэре Ишима всё было намного легче. Мы, например, для согласованных действий различных ведомств, бизнес-структур предлагали, используя авторитет Мэра, помочь включить в пространство действий банки, таможню, санитарный контроль, Торгово-промышленную Палату, частные компании и другое. Собирали, проводили совещания, принимали решения. Я удивился тому, что принятое на этих совещаниях выполнялось достаточно оперативно — была очень позитивная рабочая атмосфера.
Сергей Собянин. Источник: newokruga.ru
«Омская областная стратегия носила формальный характер»
— Насколько вы знаете, что из себя сейчас представляет областная стратегия развития? Может, уже что-то устарело? И есть ли смысл разрабатывать отдельно стратегии для города и области?
— Нынешнюю стратегию, по-моему, приняли в 2013 году, занималась её разработкой группа «Strategy partners». Меня тоже привлекали к её разработке. На мой взгляд, она носила чисто формальный характер. Мол, у всех регионов есть и у нас должна быть. Поэтому в большей части там было зафиксировано то, что есть сейчас. И, мол, давайте вот это и развивать. Зафиксировали, заплатили группе немалые деньги, а по сути, получилось, что те, кто должны заниматься реализацией этой стратегии, и не понимают, что на самом деле-то надо делать. Вроде написано много, умно, а как в целом к этому подойти — непонятно.
Для более полного и объективного понимания происходящих процессов в обществе, в экономике, в других сферах, где присутствует Человек, пришлось углубиться в теорию, а именно, заняться наукой — это помогло ориентироваться в концептуальных вопросах, в вопросах стратегии. Мне, как практику-организатору, близка оказалась тема «Управление сложными социальными системами в условиях множества факторов неопределённости» — теоретическая разработка омских учёных основанная на «Теории Динамических Информационных Систем» (ТДИС). Благодаря этому, у нас есть чёткое понимание, что тот управленческий инструментарий, который применяется сейчас, в мире, давно устарел. МБА, ВШЭ предлагают определённую методологию управления разными социальными системами. Но это устарело. Явно мне это бросилось в глаза в кризис 2007–2008 годов. Случился этот кризис, а многие авторитетные экономисты не понимали — как же так? Вроде же всё шло нормально?
Поэтому, если ещё рассматривать с точки зрения того, что мы наработали, то в первую очередь должно быть понимание трёх составляющих стратегии. Первая — должна быть причина. Второе — должно быть налажено взаимодействие с внешним по отношению к Омской области Миром — административное, финансовое, межгосударственное, культурное, экономическое и другое. Третье — сама Омская область как некая организованная структура должна соответствовать определённым требованиям — особенно в части компетенций, надёжности, функциональных возможностей.
Причина того, почему Омская область имеет право на жизнь, на развитие. Если причин нет, то Омская область обречена… но причины есть, и у Омска их больше, чем у Екатеринбурга и Новосибирска. Сейчас мировое экономическое пространство уже до того интегрировано, что это нельзя игнорировать. И это надо учитывать.
В связи с этим я ещё в 90-х годах заметил такую вещь: границы открылись и сюда — в постсоветское пространство — ринулись разные крупные иностранные компании. На Урал и в Сибирь в том числе. И первое, куда они приходили — это был Омск. Не Новосибирск и не Екатеринбург. Я задался вопросом — почему? И почему Омск не стал развиваться? Я заметил, уже из своей практики, что если ты приходишь на какую-то территорию со своими товарами, услугами и другим, то там желательно организовать некий форпост, площадку, с которой можно организовывать заход на обширную территорию. И вот они видели, что самый экономически эффективный форпост при продвижении на Урал и Сибирь для них будет в Омске. Потому что если взять циркуль и отмерить радиус 1000-1200 километров, то из Омска он захватит и Казахстан вплоть до Караганды, и Новосибирск, и Урал. А именно 1200 километров — потому что развоз товаров (особенно скоропортящихся) на такое расстояние выгоднее делать автомобильным транспортом. Поэтому Омск этим радиусом охватывал намного больше населения, чем Екатеринбург или Новосибирск (по сравнению с Новосибирском почти в два раза больше). И с этой точки зрения — он очень выгодное место.
Поэтому, в первую очередь, все шли в Омск. Представители и торговли, и промышленности. Выгодно было открыть и производство — и с учётом срочности выгода расстояния развоза автомобилями налицо. Но почему-то этого не получилось, на мой взгляд. Во-первых, первым мэром города был Шойхет — бизнесмен. И соответственно на бизнес-уровне это не понять. Бизнесмен в принципе не может это понять он мыслит совершенно по-другому, его мыследеятельность осуществляется в другом, более узком пространстве.
— А кем же он должен был быть?
— Есть такое понятие — государственный муж. То есть человек как раз со стратегическим мышлением, мыслящий категориями государства. Тогда бы он понимал и воспользовался бы открывшимися возможностями на 120-200%. Как мэру ему и практически делать было ничего не надо: если посмотреть статистику посещения городов Урала и Сибири иностранными делегациями в то время, то в Омске иногда в месяц бывало несколько сотен делегаций. И в город они обращались, и к губернатору. И посещали сельские районы. Отсюда они хотели стартовать на Урал и в Сибирь. Им просто надо было дать «добро», определиться с размещением, решить земельные вопросы, со строительством. Но я так понял, мэру это было не надо, а губернатор… у него была стратегия опереться на крупные компании: ВПК и нефтезавод. Олигархов. То есть иностранцы ему были не нужны, они для него были мелковаты. Хотя их было много. Но от них проще было отмахнуться, мол, я занимаюсь серьёзным делом с крутыми людьми. И ещё: была проблема с распределением властных полномочий и поэтому каждый губернатор старался, чтобы его территория не размылась с точки зрения управления. Необходимо было всё контролировать. Соответственно организуй тут «муравейник» бизнесов — твоя власть может размыться. У каждого бизнеса свои задачи, каждый решает их по-своему, уследить за ними невозможно. А губернатор …. И тем более был из Казахстана. Там не любят самодеятельность. И он не любил, конечно.
Леонид Полежаев
И тем не менее эта ситуация своеобразного Форпоста для проникновения в Сибирь и Урал для Омска осталась — ведь география и транспортная инфраструктура осталась прежней. Если сейчас проявить активность и показать потенциальным инвесторам, то, что Омск способен принимать активное участие в различных логистических, технологических схемах, и способен сам предложить совершенно другие — более эффективные и экономически выгодные схемы, то инвесторы увидят себя в Омской области и придут.
Также, например, Федеральный институт ЕАЭС в Москве, считает, что Омск является очень интересным с точки зрения размещения в нём столицы ЕАЭС. Они и предлагали сделать Омск столицей ЕАЭС. Идея их.
Контракты через Омск, а это — деньги
— А что это будет значить?
— Там пять государств и они разные — разные территории, население, религии и другое. Организовать их в нечто целое не на словах, а на деле — весьма сложная задача. Понятно, что Россия — Гигант по сравнению с остальными. Даже с Казахстаном. Поэтому неправильно с такой позиции с позиции Гиганта выстраивать отношения. И чтобы Москва не озадачивалась ЕАЭС — пусть этим занимаются где-то в другом месте. Если в Омске — то такой ярко выраженной позиции Гиганта, конечно, уже не будет. Будет определённая структура, которая не сильно будет оглядываться на то, что подумают где-то наверху. И можно спокойно развивать свою политику в ЕАЭС.
Это для Омска даёт вот что: если экономические связи ЕАЭС будут завязаны через него, то получится, что и многие контракты будут физически проходить через него, а это деньги. В Омске будут организовываться какие-то предприятия, дополнительные точки зарабатывания денег. Я считаю, для Омска это очень даже хорошо.
— Каковы шансы такого предложения?
— Всё зависит от того, насколько активную позицию Омск займёт в этом вопросе. Если этим заняться на уровне губернатора или даже города, то посыл об именно Омске как месте генерирования договоров и проектов, в которые завязаны участники ЕАЭС… Я бы не постеснялся пригласить министров экономики этих государств. Чтобы с ними обговорить взаимодействие хотя бы на таком уровне, организовать что-то такое. И они бы на это пошли, потому что с точки зрения экономики этим государствам деваться больше некуда. Они очень зависят от России. Но здесь им в России, на мой взгляд, уделяют несоизмеримо мало внимания. А в Омске — почему бы нет?
Источник: www.finversia.ru
— То есть если этим активно заниматься в Омске, то больше выгоды и Россия бы получила?
— Да. У меня вот был проект создать в Омске мощный центр деревообработки. На чём? Вроде бы леса в Омске особо нет. Но расчёт был не на омский лес. Мы постоянно занимались аналитикой, и при анализе таможенной базы России увидели интересную картину: одни из основных поставщиков древесины из России — Красноярский край и Иркутская область, они поставляют его в страны Европы и на Ближний Восток на сумму 300 миллионов долларов в год. Весь он проезжает через Омск — других логистических вариантов практически нет, да и таможенная база это подтверждает. Древесина не подвергнута глубокой обработке. Если возить просто кругляк или пиломатериал, то в опилки, в Германии, например, может уходить и 20, и 60-70% — смотря что из него изготавливают. А опилки — это отходы, даже если они используются для изготовления пеллет и другого. Возят воздух, получается. А чтобы не возить его, немцы поначалу пытались создавать обрабатывающие предприятия прямо в Красноярском крае или в Иркутской области.
— И что же у них не получилось?
— Оказалось, что есть проблема специалистов. Я посещал несколько предприятий восточнее Омска и у них брак достигал 60%. К ним приходишь — там и классное оборудование, и всё равно… Специально приглашали, например, технолога из Германии, и он налаживал более-менее. Уезжал — брака снова становилось много. Поэтому большинство таких предприятий там, грубо говоря, «загнулось». А в Омске мы тоже организовали деревообрабатывающее предприятие, ориентированное на рынки Европы, потому что внутри России и в постсоветском пространстве лучше этим не заниматься, потому что она отдаёт криминальным «душком». Суды ведь над «черными» лесорубами в Омской области уже были? Были. В других регионах периодически происходит тоже самое.
— Ну да, но обработчики тут при чём?
— А потому что и им честно работать не получится. Несколько вещей: ты должен соблюдать определённую документацию, нет гарантии, что где-то на месте вырубки найдётся грамотный бухгалтер или другой специалист. Потом ты должен организовать определённый контроль. Потом должна быть организована инфраструктура. Для этого нужны специалисты. Люди, которые непосредственно пилят лес, должны строго соблюдать технологии, не должны пьянствовать, прогуливать и прочее.
Как земля в Дружино подорожала в 1000 раз
— То есть у «чёрных» лесорубов вырубщики пьянствуют?
— И не только у «чёрных» и не все, но наличие в бригаде одного-двух-трёх сильно пьющих, прогульщиков, не соблюдающих правила и технологии, резко снижают возможности лесозаготовителей. Там вообще не поймёшь, есть ли «светлые» лесорубы или нет. Потому что если глубоко копнуть, то нарушения можно найти у всех. Кто-то чернее, кто-то чуть менее. Поэтому я пришёл к выводу, что лесозаготовка достаточно непредсказуемая тема, и для себя решил, что ею заниматься смысла нет, пока в регионе Власть не создаст основу стимулирующую «правильную» лесозаготовку.
В то же время Омск — один из тех городов, где деревообработкой можно заниматься, так как в Омске пока ещё сохранились традиции «Высокой культуры производства» и, соответственно, можно найти специалистов, которые смогут производить продукцию высокого качества. Но ориентироваться надо на транзитный лес. И как раз на эту тему в правительстве Омской области у нас уже была договорённость под деревообрабатывающий комплекс в Кормиловке и Калачинске выделить земельные участки в пределах 500 гектаров. Предварительно, прежде чем заявляться на организацию крупного деревообрабатывающего комплекса, ориентированного на потребителей в Европе, Север Африки, Азию, Ближний Восток мы побывали в Ганновере на выставке по деревообработке, проговорили проект с серьёзными компаниями, покупающими лес, они изъявили желание разместить в Омской области со своим финансированием предприятия деревообработки. Экономическая выгода от более глубокой обработки древесины на территории России (Омской области) для иностранных компаний-потребителей очевидна. Тем более на примере нашего действующего деревообрабатывающего предприятия, имеющего международные сертификаты производства и на деле продемонстрировавшего, что Омск способен поставлять высококачественные изделия из древесины.
Но в это время наступил кризис 2008 года и начались проблемы и у моего бизнеса. Тему пришлось оставить. Хотя лес до сих пор в таких объёмах проезжает через Омск, никто не мешает договориться с немцами, египтянами, иранцами, австрийцами и другими обрабатывать его в Омской области и отправлять дальше по назначению. Например, в виде полуфабрикатов для мебели, какие-то комплектующие и готовые изделия.
Что касается отдельной разработки стратегий города и области — думаю, смысл есть, хотя они должны быть между собой взаимоувязаны, конечно. Дополнять друг друга и, конечно, не противоречить. С моей точки зрения, учитывая положение Омска с упомянутым радиусом в 1200 километров — я как-то проанализировал и пришёл к выводу, что здесь можно запустить не менее 100 крупных проектов. И земли под эти проекты вполне достаточно в Омской области. От сельского хозяйства, швейного производства, машиностроения, IT-технологий и много другого…
— Но овощи и фрукты и так у нас производят…
— Есть овощи и фрукты, которые выгоднее привозить в Россию, а Россия ежегодно продукты растительного происхождения импортирует на сумму более 8 млрд долларов США — причём это официально, а по «серым» и чёрным схемам плюсом сумма поставок сопоставима с официальными данными. И есть те, которые выгоднее производить на месте. Я просто приведу цифру: из Узбекистана официально поставки овощей и фруктов — где-то в год на 150 миллионов долларов. В основном в Москву, Подмосковье, Оренбургскую область и Новосибирск. Омска и рядом с ними нет, потому что он не проявляет активность. Но я знаю, что фактическая цифра приближается к 1 миллиарду долларов. Миллионов на 300, официально — транзит через Казахстан. И происходит всё сейчас хаотично, не системно. А можно систематизировать. Систематизируй хотя бы половину, дай возможность Узбекистану уменьшить непроизводственные затраты — они с радостью будут возить через Омск. В том числе уменьшить расходы, убрав кучу посредников. Везде поборы по дороге, условно томат у дехканина от 5 рублей за килограмм в Узбекистане, а в Москве доходит до 800 рублей за килограмм в розничной продаже. Во сколько раз увеличивается цена? А мы предлагаем схему, по которой посредников будет минимум. Две компании: экспортно-импортная в Узбекистане и здесь — своя экспортно-импортная компания, которая владеет своими складскими терминалами. Узбекистану я предлагал, чтобы у этих компаний были одни и те же хозяева. Они пока думают.
Другая тема, связанная с Узбекистаном — примерно на такую же сумму в год (1 млрд долларов США) он потребляет древесины. И грубо говоря, она идёт не совсем по правильным схемам — почему бы нам не организовать поставки древесины в Узбекистан через Омскую область?
— Если помните, в нашем виртуальном «круглом столе» на тему аэропорта «Фёдоровка» Виктор Шкуренко отвечал, что когда кто-то говорит об удобстве создания в Омске большого логистического центра, он всегда улыбается, так как понимает, что любой такой центр будет обслуживать только Омскую область и всё. Не дальше. А вы как считаете?
— Можно с этим спорить, можно не спорить, когда мы занимались этой темой, мы просто обозначили, что в Омской области формируется международный логистический центр. Под Дружино. Во что это вылилось? Под эту тему мы обозначили территорию Дружино, нас поддержала мэрия, поддержали в области. И как только мы её обозначили, земля там за полгода подорожала больше чем в 1000 раз. Покупатели — причём это всё были иностранные логистические компании — стояли в очередь. Это уже само по себе говорит, что мы думали правильно.
Центр в итоге так и не появился, тема заглохла тоже в 2008 году — пришёл кризис. Потом к вопросу никто не вернулся — должны быть активные люди, готовые этим заниматься. Вместо меня уже никого не оказалось. Но и сейчас этим можно заниматься — ту же самую географию никто не отменял.
Виктор Шкуренко
Виктор Шкуренко прав с точки зрения текущей ситуации и с точки зрения бизнеса. Аэропорт «Омск-Фёдоровка», как и любой другой аэропорт, это обслуживающая какую-то деятельность структура. Если деятельности нет в Омской области, то нет и причин прилетать в Омск. Организуй несколько крупных тем в Омской области — организуется деятельность и даже частные инвесторы сами построят аэропорт — государству даже вмешиваться финансами не придётся.
Иностранный бизнес встанет в очередь. Если…
— Ко всему этому в качестве факторов развития можно добавить что-то ещё?
— Добавить-то можно много чего. Я уже сказал, больше 100 тем. Про аэропорт ещё скажу вот что: у Ницше есть статья, где он написал: 99% людей постоянно путают причину со следствием. Вот аэропорт — это следствие. Но должна быть причина, чтобы появилось это следствие. Наша задача — создать эту причину.
Должна быть причина того, что аэропорт нужен. И что с коммерческой точки он будет окупаемым. А задача здешних людей — такие причины создать. Даже если организовать здесь просто логистический центр, то куча народа будет сюда летать. Больше половины контрактов с Узбекистаном будет завязано на Омск и подписываться тоже именно в Омске. Будут приезжать — то есть потребность в гостиницах, самолётах, поездах, новых рейсах, да много чём.
— То есть проблема не в хорошей или плохой стратегии, необходимости её улучшения — просто власть должна быть смелее и инициативнее?
— Да. Чтобы быть не в отношениях «я чиновник — ты бизнесмен», и всё, а в партнёрских. Потому что многие процессы можно выполнить только совместно — например, привлечь сюда какие-то серьёзные компании. Я обычно делал как: например, нужно было затянуть сюда производителя-деревообработчика, я немцев оттуда приглашал и знал, что или обязательно примет вице-губернатор, или министр экономики. Примут, поговорят, осветят это в СМИ. И власть шла мне навстречу. И знал, что будет содействие. Оформление каких-то документов будет занимать меньше времени и так далее. Мне, например, неприятно, когда какая-то процедура может длиться год-полтора.
Для примера — Челябинск, у меня там был филиал. Там процедуру, занявшую здесь больше года, провели за две недели. Я сильно удивился, насколько скоро это делалось.
Что касается перечня вариантов, которые в Омск можно завести для ведения бизнеса. В прошлом году мы — группа «МИНД» — встречались в Москве с несколькими послами — Румынии, Узбекистана в том числе. И здесь — с представителем южнокорейской внешнеэкономической госкомпании «Котра». При этом у всех одна проблема — очень сложно наладить нормальные отношения в России с бизнесом, а также особенно с чиновниками разных уровней. Отсутствует взаимопонимание — говорят между собой на совершенно разных языках (с точки зрения дела), не пытаясь понять друг друга.…
Посол Румынии даже говорил: «Если вы в России или хотя бы в Омске объедините все чиновничьи службы, чтобы они с бизнесом работали организованнее и оперативнее, то к вам столько народа придёт со всего света — вы даже не представляете». Мол, вопрос встанет в пропускной способности транспортной инфраструктуры.
— Частью областной стратегии является особая промышленная зона «Авангард», как считаете, какой от неё будет эффект и какие сложности могут возникнуть при реализации этого плана?
— Я могу судить об уже действующих особых экономических зонах. Год назад я видел особую экономическую зону в Астраханской области, встречался с руководством, председателем областного правительства. Ездил и смотрел живьём. Здесь опять как по Ницше, перепутаны следствие и причина. Чтобы такая зона была живой, необходимо осознать — а есть ли причина, в соответствии с которой, эта ОЭЗ имеет все шансы на успех именно в Омской области, а не является чьим-то субъективным мнением и доминирующей целью является решение корпоративных задач.
— В Омске причина, так понимаю, в том, что здесь уже есть некие предприятия, и вот замысел их в том числе собрать вместе и уже развивать дополнительно…
— А при чём тут особая зона? Если уже есть предприятия, задача зоны — привлечь кого-то извне, создать что-то новое. Дополнительно. Получается, нет причины приезжать в «Авангард», как и в астраханский «Лотос». Хотя там гендиректор — очень грамотный человек, с большим опытом, подкреплённым четырьмя высшими образованиями.
Но здесь я не вижу причины, почему внешние игроки сюда должны прийти, кроме тех конечно кто эту темы с ОЭЗ придумал.
— Зазвать их тоже удобной логистикой?
— Не знаю.
Будет столица ЕАЭС — будут аргументы и причины, почему здесь удобно располагать не одну экономическую зону, а несколько, разных. По отраслям. А так причины-то нет. Я, например, не вижу. Зона, конечно, решает вопросы местных предприятий — там другое налогообложение, льготы. У меня ощущение, что они это просто для себя делают. Или делается. А несколько сторонних игроков — может, тройка-другая — и придёт туда, но в остальном зона будет носить формальный характер. Не будет сторонних игроков — ну и ладно. Вот такая логика.
На самом деле чтобы Омску и его области выжить, нужно разнообразие. По отраслевому признаку сейчас привязаны к углеводородам, ВПК, причём все эти платят налоги в совсем другом месте. Какой смысл для области во всём этом? Поэтому нужно привлекать тех, кто не завязан с этими отраслями. Тогда не будет зависимости.
— Предположим, кто-то создаст такое не завязанное предприятие, оно вырастет в крупное. А потом его всё равно заставят перерегистрировать в Москву. Возможно такое?
Нет. Смотря как всё это устроить. Одно дело, когда образовалась крупная компания, а совсем другое, когда их много средних, несколько сотен. И кого из них в Москву? Непонятно, кого хватать.
То есть вот так и Полежаев должен был себя вести в своё время.