Поводом для обсуждения бюджетных сценариев на ближайшие годы стало формальное подведение итогов исполнения бюджета, а также федеральных целевых программ за 2012 год, сообщает «Коммерсант». Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства, констатировал сохранение основной бюджетной проблемы — превышения нефтегазовых доходов (50,2%) над всеми другими бюджетными доходами. «МК» отмечает, что начал премьер все же за здравие, сообщив, что «прошлый год прошли нормально, с минимальным дефицитом». Сказал и про макроэкономическую стабильность, исполнение социальных обязательств и про пенсии, чья индексация превышала инфляцию.
А дальше глава Минфина Антон Силуанов поведал о проблемах. Главной тревожной тенденцией стал сильно возросший объем расходов бюджета — до 20,6% ВВП. «Это выше, чем в предыдущие годы, за исключением докризисного», - напомнил Силуанов. При этом часть выделенных денег, по его словам, «зависла» - вместе с регионами не успели потратить 660 млрд. рублей. Это ресурсы, которые надо было как можно быстрее вкладывать в экономику. Конкретно из федерального бюджета не было использовано 140 млрд. рублей. Деньги осели в учреждениях, - цитирует министра «МК». - Не были оказаны услуги, закуплены товары. Вопрос о ритмичности финансирования остается актуальным.
В частности, рассказал Силуанов, никто не пользуется преимуществами трехлетнего бюджета, долгосрочные контракты не заключаются. Главное «торможение» - на уровне министерств и ведомств. «На заседаниях правительства сижу с 2000 года и эту тоскливую песню слышу», - отреагировал премьер. И назвал ситуацию «безобразием».
Еще одной проблемой, как и ожидалось, был назван взрывной рост долга регионов, которым пришлось непросто из-за необходимости выполнения указов президента. «Бюджетные риски нарастают, а эффективность снижается», - говорил от имени экспертного сообщества сотрудник Института им. Гайдара Владимир Назаров. Рост расходов, по его словам, не привел к увеличению темпов роста экономики. И главную проблему эксперты видят в самой структуре расходов, где большая часть отдана обороне и правоохранительной деятельности. Риски бюджетной системы маскируются перемещением их с федерального на региональный уровень. Это, в свою очередь, уже в 2013 году приведет к росту дефицита консолидированного бюджета до 1,2% ВВП, что выше показателй даже кризисного 2009 года.
При подготовке бюджета на 2014 год правительству было рекомендовано прекратить наращивать расходы, высвобождать средства на оборону, перенаправив их на образование и здравоохранение. Также было предложено отложить рост зарплат бюджетников на 2016-2018 годы, сосредоточившись сначала на институциональных реформах. Еще одно предложение: разработать правило, при котором в случае резкого ухудшения экономической конъюнктуры значительный объем запланированных субсидий регионам автоматически направлять на увеличение дотаций и бюджетных кредитов.
Эксперта поддержал Дмитрий Медведев, сообщив, что на «самом деле ситуация мутная: вроде бы все ничего, а с другой стороны, есть проблемы в развитии». Собравшимся премьер напомнил, что в кулуарах уже признал бюджет, который предстоит подготовить, «предкризисным». Вопрос о бюджетных кредитах регионам будет рассмотрен на отдельном совещании.
Игорь Федоров