Чем чреват запрет высаживать детей, не оплативших проезд в транспорте?
С 7 марта в России начало действовать изменение в законах, касающееся пассажирских перевозок. Теперь детей-безбилетников ни водитель, ни кондуктор, больше не смогут высадить из транспорта. Такое нововведение оценил омский частный автоперевозчик Роман Поварченков.
— Роман Александрович, что вы думаете о решении депутатов о запрете высаживать из общественного транспорта пассажиров без билета младше 16 лет?
— Действительно в связи с последними изменениями в закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного транспорта» в случае если лицо не достигшее возраста 16 лет, следующее без сопровождения совершеннолетнего лица, оказывается от оплаты проезда, то у такого лица нет обязанности покинуть ТС.
С одной стороны, я понимаю депутатов, которые прежде всего думали о защите несовершеннолетних. Не секрет, что поводом для такого закона послужили многочисленные примеры, когда работники транспорта, в своем рвении, действительно «перегибали палку». К примеру, в Ханты-Мансийске кондуктор выгнала девочку на мороз только за то, что у нее не было наличных на оплату проезда, и она хотела расплатиться карточкой. Терминал у кондуктора не работал, вот ребенка и вытолкали из автобуса в пургу и мороз. Или, когда водитель, чтобы «проучить» юную безбилетную пассажирку, высадил девочку на конечном пункте своего маршрута, за 65 км от места, где ребенка должны были встретить родственники.
Любой здравомыслящий человек понимает, что это — «дикость», но, к сожалению, по стране таких примеров немало.
Вот и решили депутаты, как им казалось, решить эту проблему раз и навсегда, причем очень простым способом без учёта интересов перевозчиков. Ведь так можно далеко зайти, например, в магазине без денег набрать товар и выйти, не оплатив, без всяких последствий для себя. Но, решив одну проблему, тут же породили другую: во-первых, нынешних даже 15-ти летних подростков, на первый взгляд трудно отличить от 17-ти летних, что, несомненно, станет дополнительным поводом для скандалов в салонах автобусов. Тем более, если у пассажиров отсутствуют документы, подтверждающие их социальный статус, кто он, еще школьник или уже студент, а водители будут просто бояться случайно выгнать школьника вместо студента, поэтому не предъявлять какие-либо документы для молодежи это лучший способ остаться безнаказанными и, что самое интересное, этому их учит закон. Кроме того, это приучает подростков к безответственности за свои действия — «будь понаглей», — говорит закон — «езди бесплатно».
А во-вторых, подобный закон провоцирует подростков на «бесплатный» проезд, даже если у них и есть деньги, чтобы купить билет. Зачем покупать билет, если его выгнать нельзя ПО ЗАКОНУ? И это ещё один повод для конфликта. В итоге ситуация с перевозкой детей, не только станет для водителя «нервной», но еще и грозит потерей прибыли.
— А много вы перевозите детей?
— В учебное время, это как правило 10-15%, а вот во время каникул (особенно летних), количество несовершеннолетних пассажиров возрастает до 30%. А это уже весомая часть доходов.
— А если подросток едет с родителями, его тоже не могут высадить?
— Исключением является случай, когда ребёнок находится в сопровождении взрослого, тогда контролёр будет в праве предложить либо оплатить проезд, либо покинуть салон. В этом случае, за ситуацию полностью отвечает взрослый (родитель), который может принять решение.
— Думаете, подростки в возрасте 16 лет не могут сами принять решение?
— Указанный в этом законе возраст — это ещё один очень спорный момент. В России есть правонарушения, за которые можно привлечь к ответственности лиц, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, (Статья 20., УК РФ). Кстати, и паспорт в России выдают в 14 лет. Так что позаботиться о своем проезде вполне им по силам.
Я уверен, что почти все ситуации высадки детей из автобуса — это те случаи, когда ребенок с первого по пятый класс, полностью полагается на родителей и именно по их вине, у ребенка не оказалось наличных денег, или не пополнена карта и т. д. Эти случаи не были массовыми. Нормальный водитель или кондуктор, могут поворчать, но никогда не выгонят на ребенка такого возраста, понимая, что именно сейчас — он в ответе за ребенка. А вот начиная с 12-ти, а тем более с 14-ти летнего возраста, подросток уже сам планирует свои денежные траты.
В таком возрасте смешно выглядит отговорка: «мама не дала денег на проезд».
— Какой вы видите выход в этой ситуации?
— Выход лежит в правовой плоскости.
Уж если депутаты на федеральном уровне, озаботились судьбой малолетних пассажиров, возможно на региональном уровне, принять свой закон, о бесплатном проезде для всех школьников с выплатой всем перевозчикам компенсации, по примеру компенсаций за перевозку льготных пассажиров. К примеру, можно выпустить городскую школьную карту, которую будут принимать в общественном транспорте, а в конце месяца, количество перевезенных школьников подается перевозчиком для получения компенсации. Пусть не по 30, а хотя бы по 20 рублей. В этом случае — все будут довольны и не будет ни каких конфликтов.
Это будет действительно правовое, цивилизованное решение.
— Такое решение связано с бюджетом и наверняка потребует времени. Это единственное решение, на ваш взгляд?
— Можно решить проще. Карта школьника предъявляется к оплате в любом случае, независимо от того, есть ли в данный момент времени на ней деньги или нет. Получается как бы поездка в кредит. А при очередном пополнении в пользу перевозчика через посредника в лице «Пассажирсервиса», списывается сумма, которая уже потрачена на поездки. Делая сверки, перевозчик и «Пассажирсервис» делают взаиморасчеты. В этом случае, бюджет города не затрагивается, но ужесточается финансовая дисциплина владельца школьной именной карты. Думаю, в этом случае, злоупотреблений «безбилетным проездом», точно не будет.
Если искать, то приемлемое решение всегда можно найти!