Уполномоченный по защите прав предпринимателей Омской области Юрий Герасименко выступил с годовым отчетом перед губернатором и региональным Заксобранием.
В докладе по итогам 2020 года нашли отражения все усилия по работе с предпринимателями. Также были подвернуты анализу законодательные акты по данной тематике, принятые органами местной власти.
Удар коронавируса.
В связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции этот год был очень нелегким для омских ИП и юридических лиц. Чтобы минимизировать последствия ограничений, на федеральном и на региональном уровнях были приняты соответствующие меры поддержки. Тем не менее, Юрий Герасименко рассказал и о препятствиях, мешавших применить эти меры.
«Так, например, на многие меры федеральной поддержки могли претендовать лишь предприниматели из пострадавших отраслей экономики, имеющие строго соответствующий основной ОКВЭД, закрепленный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Но если предприниматель преобладающую долю выручки ранее получал от коммерческой деятельности по дополнительному ОКВЭД, а на нее в дальнейшем был введен длительный запрет из-за коронавируса, то определяющие меры федеральной поддержки на него не распространялись.
По имеющимся экспертным оценкам, несмотря на периодически проводимую корректировку федеральных нормативных правовых актов, только около 9% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации имели потенциальную возможность воспользоваться предложенными мерами господдержки», — отметил бизнес-омбудсмен.
В течение 2020 года Юрий Герасименко получил 469 обращений от предпринимателей. В их числе — 31 жалоба и 31 заявление, потребовавшие более месяца специального делопроизводства.
«Большинство обращений связано с ограничениями и запретами по осуществлению предпринимательской деятельности, а также с реализацией мер поддержки в период действия режима повышенной готовности, введенного для противодействия пандемии COVID-19.
Так, среди заявителей было много тех, кто жаловался на игнорирование в региональном законодательстве определенных видов деятельности, включенных в федеральный перечень отраслей российской экономики, как наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.
Региональные власти свои действия в этом направлении обосновывали ограниченными возможностями бюджета Омской области и большим объемом выпадающих доходов», — сообщил Герасименко.
Тем не менее, многие проблемы удалось разрешить методом диалога с органами власти:
«В том числе благодаря и активной правозащитной позиции уполномоченного Омская область вошла в число регионов, где довольно оперативно происходило ослабление ограничительных мер, направленное на восстановление общепита, как одной из наиболее пострадавших отраслей экономики», — сообщил представитель бизнеса.
Проблемы НТО, мусора, маркировки.
Особой статьей доклада стал анализ других проблем бизнеса в 2020 году: это павильоны и киоски, взаимодействие с региональным мусорным оператором «Магнит», маркировка и водоотведение.
«В 2020 году произошло заметное увеличение платы за водоотведение, связанное с принятием постановления правительства России от 22 мая 2020 года № 728. Многие хозяйствующие субъекты, относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса, должны значительно увеличить финансовые расходы на сброс веществ в составе сточных вод.
Следует отметить, что в современных экономических условиях резкий рост тарифа представляется сомнительной и вряд ли оправданной мерой регулирования.
Учитывая факты и обстоятельства, изложенные в обращениях предпринимателей и ответах на запросы информации, а также исходя из анализа нормативной правовой базы омский институт бизнес-защиты поднял эту проблематику на федеральном уровне.
Федеральный бизнес-омбудсмен обратился в Генеральную прокуратуру и Правительство РФ с предложениями по корректировке Правил холодного водоснабжения и водоотведения, для исключения возможности увеличения платы тем субъектам предпринимательской деятельности, превышение концентрации загрязняющих веществ которыми при сбросе сточных вод не подтверждено документально», — заявил Герасименко.
Усиление давления на бизнес.
К докладу бизнес-омбудсмена были приложены материалы «Индекса административного давления» в регионах России. Показатель был вычислен в 2020 году по итогам 2019-го года. Индекс считается по таким показателям:
— количество предупреждений от общего числа наказаний (уровень репрессивности);
— доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных;
— доля штрафов, наложенных без проведения плановых и неплановых проверок от общего числа штрафов (уровень нестандартных проверок);
— административный налог (фискальная ориентированность контрольно-надзорной деятельности).
В индекс включены Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС России и жилищные инспекции — в общей сложности порядка 90% контрольных и надзорных мероприятий в России.
По уровню административного давления субъекты Федерации были разделены на четыре группы:
— с давлением менее 3,5 балла;
— от 3,5 до 3,8 балла;
— от 3,8 до 4 баллов;
— свыше 4 баллов.
Омская область получила балл давления 3,9, заняв 61-е место. Годом ранее этот коэффициент был ниже, и Омская область занимала 56-ю позицию в общем рейтинге.