Пожалуй, «криком отчаяния» можно назвать публикации в сети председателя правления Омской организации Союза архитекторов России Сакена Хусаинова о месте размещения стелы «Омск — город трудовой доблести».
Именно отчаянием, звучащим в статьях, можно объяснить форму подачи материала.
Видимо, Сакен Шайхислямович, увлёкшись полемикой, забыл, что он представляет профессиональный цех омских архитекторов и подобный тон в отношениях общественной организации с муниципальными властями недопустим (о чём я неоднократно ему говорил). В любых, самых драматичных ситуациях, профессионалы должны вести с властями конструктивный, честный, взаимоуважительный разговор, не переходя границы порядочности и профессиональной этики.
Категорически не приемля форму статей Хусаинова, должен признать, что по содержанию они вполне актуальны. Думаю, что позиция рядового члена Союза архитекторов России, архитектора, проработавшего в Омске больше сорока лет, позволит и мне высказаться на эту тему.
Согласен с мнениями и предложениями коллег-архитекторов по этому поводу. Конечно, размещение двух значимых для города памятников на, практически, одной площадке (парк 30-летия ВЛКСМ со стороны ул. Лизы Чайкиной, где уже находится монумент Труженикам тыла, кстати, выполненный на хорошем профессиональном уровне), является градостроительным и архитектурным нонсенсом. Понятно, что монументы будут спорить друг с другом. Подобных примеров в России, да и в мире я не припоминаю (может я ошибаюсь, тогда поправьте меня, коллеги). И потом стела посвящена в целом Омску, как городу трудовой доблести. Поэтому, мне кажется, место её размещения должно быть в центральном городском пространстве, а не в отдельном, пусть и исторически, промышленном районе города. Чтобы не только омичи, но и гости города, по возможности, непременно, увидели и познакомились с этим монументом, узнали о славной истории Омска во время Великой Отечественной войны.
Следовательно, это должно быть центральное, знаковое для города место, которое любой житель Омска, или гость города обязательно, и не раз, увидит.
До сих пор понятие «центра города» в Омске носит довольно расплывчатый характер (это и Любинский, и «Зелёный остров», и Музыкальный театр — площадь Ленина, и Омская крепость с набережной), тем не менее, на мой взгляд, два места могли бы быть вполне пригодными для установки памятника.
Первый вариант (хотя знаю, что там есть проблемы с историческим наследием) — это пересечение улиц Ленина и Герцена, в сквере Павлика Морозова, на месте, где сейчас находится стела, посвящённая награждению города орденами.
Данный памятник и барельеф за ним находятся в состоянии, требующем основательной реставрации. Сама стела, выполненная в металле, вряд ли является высокохудожественным образцом. Поэтому, вполне логично было бы заменить стелу и отреставрировать, либо заменить барельеф за ней. Само же место на замыкании Любинского проспекта, с находящимися рядом Драмтеатром и галереей им. Врубеля является знаковым для любого омича. В градо-строительном плане в этом месте сходятся лучи улиц Герцена и Гусарова — частей исторической лучевой планировки центра Омска.
Вопросы с историческим наследием вполне можно решить бюрократическими процедурами, было бы желание.
Второй вариант размещения стелы.
Учитывая, что утверждённый для установки в 20-и российских городах типовой памятник (вообще понятие «типовой памятник», на мой взгляд, абсурдно — даже в утонувшем в типовых объектах СССР, до типовых памятников, кроме памятников вождю пролетариата, не смогли додуматься, тем не менее…) имеет круговой обзор, для его установки вполне подошла бы транспортная площадь в виде кольцевой развязки.
В историческом центре города подобных нет. Есть развязка в виде вытянутого кольца на замыкании Ленинградского моста на ЛБИ, и это место, на мой взгляд, вполне могло бы подойти для установки высотного акцента. Ленинградский мост — исторически, центральный мост. В это место выходит ось улицы 60-летия Победы, ведущей из аэропорта, оси улиц Суворова и Енисейская. Рядом возводятся корпуса Омского кадетского корпуса. Даже после возможного выноса аэропорта и продолжения улицы в створе Ленинградского моста, кольцевая развязка может остаться. Место размещения стелы, условно, на Левом берегу, подчеркнёт единство города на двух берегах сибирской реки, поднимет значимость этой территории ЛБИ как части центра миллионного города, а не его «спального» района. Размещение на данном месте, конечно, потребует согласования с Росавиацией. Но нужно отметить, что посадочная глиссада проходит гораздо севернее Ленинградского моста (в створе улиц Красных Зорь, Чкалова на правом берегу) и например, расположенная на пересечении улиц Масленникова и Маршала Жукова высотка аэропортом была согласована.
Да и думаю, нахождение аэропорта в центре города рано или поздно закончится, и ценнейшие земли центральной части города на ЛБИ получат интенсивное и достойное развитие.
И в завершение, несколько слов о процедуре выбора вариантов размещения. Как было сказано, место определили в результате голосования жителей Омска. Здесь у меня больше вопросов, чем ответов. Кто предлагал места размещения на голосование? Каким образом эти места были определены, был ли проведён градостроительный анализ этих территорий? Каким образом «жителям» были представлены места размещения? Кто-то обосновывал представленные варианты публично? И т.д и т. п.
Все эти вопросы в полной мере можно адресовать Департаменту архитектуры и градостроительства. Однако, именно муниципальный орган, непосредственно отвечающий за градостроительную политику в целом и за размещение отдельных объектов в частности, вообще никак не обозначился в этих процедурах. Может в рамках действующего законодательства это и нормально (когда неизвестно и непонятно, кто осуществляет градостроительную политику в миллионном городе) — не могу этого понять и принять. Продолжать эту тему не буду.
Обращаясь к руководству Администрации города, прошу ещё раз вернуться к вопросу установки стелы и организовать публичное и детальное обсуждение всех вариантов размещения, в том числе и с участием профессионального сообщества.
В подобных вопросах всё-таки лучше семь раз отмерить.
Олег Фрейдин